Пять причин, по которым платформа Сбер "убьёт" казахстанский сектор IT

10481 просмотров
2
Алмас ЧУКИН
Суббота, 25 Сен 2021, 10:30

Drama starts where logic ends

Там, где заканчивается логика – начинается драма. Цитата от известного консультанта Рама ЧАРАНА лучше всего, по-моему, описывает ситуацию с цифровой платформой страны, которую хотят отдать целиком под контракт со Сбербанком РФ.

Читайте также
Почему рынку нет дела до повышения базовой ставки Нацбанком

Пять причин, по которым платформа Сбер "убьёт" казахстанский сектор IT:

1. Платформа - это основа, фундамент системы. В компьютере есть материнская плата - это главная платформа на которую устанавливаются и через которую взаимодействуют все части компьютера. Эта штука определяет, что можно и что нельзя присоединить к этому компу. Она позволяет или не позволяет использовать возможности отдельных элементов. К примеру, вы можете купить на рынке очень большую память в сотни гигабайт, но ваша плата не поддерживает эти возможности, и считайте эти деньги выброшенными напрасно.

Таким образом, если мы отдадим создание платформы Сберу (или кому угодно другому в другой стране), мы отдаём ОСНОВУ системы, которую мы потом уже никогда не вернём назад. Мы лишим наших специалистов возможности что-либо разумное делать на перспективу, поскольку мы отдадим перспективу за границу. Наши специалисты будут ездить в Москву или куда ещё, спрашивать у разработчиков – а что будет в версии 2.Х, а в 25-й?

2. Государственный рынок IT (включая госкомпании "Самрук-Казына") в лице центральных органов и местных, весь банковский сектор и крупные компании - это весь рынок Казахстана. Другого рынка практически нет. Может, 5, может, 10% – не больше. Если эти заказчики уйдут на платформу, хозяин которой не в стране и даёт заказы своим компаниям и людям, – наш IT-сектор просто вымрет от безденежья.

Сначала главный заказ страны уйдёт за рубеж и 500 миллионов долларов разом вылетят из местного рынка. Потом для наполнения этой платформы специальные программы будут покупаться и писаться в Москве. Потом субподрядные работы под эти программы будут отдаваться там же. Ну и на закуску - всё железо для обслуживания этих задач будет покупаться и стоять за рубежом.

3. Ноу-хау и санкции. Благодаря мудрой политике средней по размерам страны, Казахстан имеет многовекторную и дружественную политику со всеми странами - и ближними, и дальними. У нас подписаны и оформлены границы со всеми соседями, ни у кого нет претензий к Казахстану и у Казахстана нет претензий ни к кому. Нас одновременно уважают в Москве, Вашингтоне и Китае – что само по себе удивительно, зная их отношения между собой. Мы можем спокойно развиваться, и никто нам не угрожает.

По разным причинам РФ имеет жёсткие и всеобъемлющие санкции на финансы и технологии со стороны США, ЕС и ряда других стран. Мы же имеем неограниченный доступ к любым закупкам в любой стране мира. Захотим, даже и оружие можем купить, если попросим. И вот зачем мы лезем на рожон?

Читайте также
Медичи и Ротшильды удивились бы тому, до чего дошли банки

Во-первых, завтра США лишит доступа РФ к передовым программам, типа Oracle Database или Microsoft SQL, и что мы будем делать? Как Сбербанк будет управлять нашими данными без программ управления данными?

Во-вторых, глядя на "глубокую интеграцию" софта нашей страны с РФ, не станут ли они потихоньку выпихивать нас за периметр современных технологий, чтобы мы не стали задней дверью для закупа технологий для них.

Ну, и в-третьих, а если завтра кибервойна? Разнесут американцы всю айти-систему в России вместе со Сбером, и мы как побочная жертва. Вроде как,  ребята, извините, не хотели, но вы тут тоже под ногами путались со своей национальной госинформационной системой.

4. Кадры. Ключевую роль в подготовке кадров имеют, как ни странно, работа, опыт. Для того чтобы вырасти специалиста, ему надо дать задачу, инструмент и время. Нужны наставники и специалисты. Всё это может дать только госзаказ в Казахстане. Все крупнейшие компании в Казахстане выросли на госзаказах. Госкомпании учат людей и те потом уходят в частный сектор. Госкомпании привлекают людей из-за рубежа, они учат местных.

Технологии имеют сквозной характер. Если минфин принимает решение делать налоговые формы на определённом программном обеспечении, завтра все сотни тысяч казахских юрлиц вынуждены учить требования этого ПО. Международные стандарты приходят тоже через государство. Стоит принять государству международный стандарт связи – вся отрасль строится под эти требования. И тут кадры.

А как мы будем развивать свои кадры? Нам же придётся учиться всему у иностранных специалистов. РФ после Крыма и всяких санкций и угроз приняла программу информационной независимости и собирается строить всё своё. Понятно, что они идут не туда и толку от "отечественного" ПО будет мало. 1С не заменит SAP, и какая-нибудь программа "Счёты" не заменит Excel. Но они это делают, и будут делать долго. За это время куча талантливых людей испортят свои годы написанием плохих программ. А нам это зачем нужно? Лучше готовить сертифицированных крепких ораклоидов, питонщиков и прочих западно ориентированных специалистов. Айти это не политика, айти это математика и там надо идти за лучшим, а не за отечественным.

5. Госуправление. Есть понятие бизнес-процессы. ЛЮДИ принимают бюджет, ЛЮДИ определяют, сколько и на что, и когда потратить. Только потом айтишники в минфине, в казначействе, в области, в школе прописывают в коде, как эта информация движется, кто и где её одобряет. Как общественность и на каком сайте, и в каком объёме получает информацию о расходах государства на школу, дорогу или ещё что.

Я хочу сказать, что нет айти государства без бизнес-процессов управления государством. И нет бизнес-процессов без айти, поскольку на разного рода идеи выходит представитель айтишников и говорит – а это не получится, а так нельзя, а так дорого. И вот теперь вопрос: а мы теперь на каждое совещание в министерстве или межведомственное будем куратора из Сбера приглашать, чтобы он нам разъяснил, что да как у нас работает?

Можно было бы ещё много разного рода ошибок и недостатков в этом подходе показать. Но если перейти к делу, то надо признать несколько простых вещей.

Прежде всего, e-Gov в Казахстане есть, он состоялся и очень неплохо работает. Последний рывок в идентификации личности, которые теперь используют банки – это вообще прорыв. Наши специалисты вполне могут поддерживать и развивать эту систему. В национальных интересах никому и никогда нельзя отдавать платформу, цифровое взаимодействие государства с гражданами и между госорганами. Мало ли что, с кем не бывает, нужно всегда держать свой интерес отдельно. Это вопрос независимости и безопасности.

Читайте также
Тарифы поднимать нельзя ждать

Но e-Gov у нас ещё несовершенный, хромает местами, отстаёт от жизни порой. Это абсолютно нормально и не повод для его ликвидации. Работать надо и понимать, что идеальной системы не будет никогда, но вполне рабочая версия у нас уже есть. Можно купить просто лицензию на большое облачное решение, и их несколько у ведущих мировых производителей. Открыто и прозрачно сформулировать её архитектуру – "материнскую плату" eGov KZ. Можно поставить задачи перед разными блоками этой системы (Налоги, Гражданство, Дорожное движение, Образование, Медицина, Социальные пособия и т.д.) и провести конкурсы, выбрать консорциумы своих и международных компаний (обязательное условие наличие местной компании в консорциуме) по каждому блоку. И пусть работают. Если всё открыто, исполнителей много и разных, они никогда не сговорятся между собой против заказчика. Они принесут сюда лучший мировой опыт и будут постоянно сопровождать систему.

И, в конце концов, а какие компетенции есть у Сбера и что они предлагают? Кто их клиенты? И есть ли у них клиенты? По-моему главный клиент айти Сбера это сам Сбер. Кроме того, это не просто банк с госконтролем. Он же ещё и бизнес-компания в поиске прибыли. А что скажут другие банки, когда в руках Сбера окажется вся информация страны?

… Вместо вывода. Помнится, в конце 90-х, когда модно было приглашать иностранцев, один чиновник задумчиво предложил:

– Не найдём, - говорит, - мы тут толковых и честных судей. Надо привезти из Англии и посадить тут судьями.

На что ему возразил другой чиновник:

– Вы что, Баке, а завтра, может, и министров начнут возить.

– Да, пожалуй, не стоит, – ответил чиновник.

Многое у нас не так. Но на то и независимость, самоуправление, сами собой управляйте, сами несите ответственность. Народ должен учиться, пройти путь на своих ошибках, доказать свою идентичность, а не гордиться легионерами. Так ведь можно и армию заменить. Может, она у нас тоже не самая лучшая, не самая подготовленная, но ведь не будут иностранцы умирать за эту страну в случае необходимости.

Где логика?

Фото: fomag.ru.

Оставьте комментарий

Регистрация для комментариев:



Ербол 2021-09-26 19:16:04
5
Все правильно сказано. Не надо ни у кого покупать платформу. Пускай наши сами разработкой занимаются. И неплохо получается у наших, как e-gov.
Alex 2021-10-08 14:42:54
0
То, что мертво-умереть не может. (с)
Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером