Живописный Казахстан с Андреем Михайловым
Арысь – река невеликая. Хотя на территории Казахстана - это единственный ощутимый приток Сырдарьи, его длина всего-то 380 километров. Однако реки, эти артерии цивилизации, не всегда меряются километрами. Вот и эта, если оценить по вкладу в историю – будет повеличавее многих. Недаром столько древних поселений и могильников в таком изобилии понатыкано временем в бассейне Арыси на всём её протяжении.
Любопытно название. Многие обращают внимание на его созвучие с чем-то русским ("орыс"). По данным авторов капитального словаря "Исторических топонимов Казахстана", выпущенного несколько лет назад незаслуженно мизерным тиражом в Алматы, гидроним может происходить от древнеиранского "rusa" - "белый", хорошо представленном "в авестийском, скифском и памирских языках, что представляет собой характерную скифосакскую изоглоссу". Примерно от того же корня некоторые исследователи выводят и загадочную Русь – страну белых снегов, или белых (русых) людей.
Но банальный "цвет" гидронима явно не отвечает истинности колера и не исчерпывает всей глубины его доподлинного значения. Указующего вовсе не на окраску воды, а скорее – на исконную сакральность самой реки. Известно, что в скифо-сакском мифологии обожествлённые реки играли весьма значимую роль, от них велась родословная по женской линии. Как знать, не отсюда-ли, из степных областей Глубинной Азии, из таинственной прародины, культ рек был разнесён в разные стороны загадочными носителями индоевропейских языков?
Верховья Арыси, лежащие на плоском водоразделе, разграничивающем Жамбылскую и Туркестанскую области, могут разочаровать взор романтично настроенного исследователя. Грязные арыки разбросаны тут и там по полям и сливаются близ Чокпака в глинистого цвета поток – образуя священную реку древних.
Верхняя часть Арысского бассейна, со времён начала движения поездов по Турксибу, пользовалось у транзитных пассажиров (следовавших из Москвы в Алма-Ату или из Новосибирска в Ташкент) славой "самого зелёного участка" на пути магистрали. На станции Тюлькубас к поезду выходили местные колхозники с дарами своих огородов и садов. Особенно – садов. Яблоки, груши, абрикосы, виноград. Специалисты считали верховья Арыси "лучшим в Казахстане районом для садоводства" по своим почвенно-климатическим особенностям.
Любопытно, что самая чистая вода в Арыси – в её среднем течении. Оно и понятно, к этому моменту оседает муть, смытая с полей в верховьях и здесь же в реке "растворяются" самые крупные родниковые притоки текущие справа, с Боролдая, и ледниковые потоки, впадающие слева, со стороны Западного Тянь-Шаня. Так что в этом районе можно встретить по берегам экзотических для этой реки рыбаков.
В среднем течении, на некотором расстоянии от реки, находится и самая населённая и многолюдная земля в Казахстане. Некоторые кишлаки Южного Казахстана выглядят настоящими сельскими мегаполисами! В Сайраме - свыше 40 000 сельчан, более 30 000 – в Аксукенте (бывшие Белые Воды). Как часто бывает, плотность населения напрямую зависит от плодородия местных почв.
В низовьях берега Арыси становятся совсем пустынными, а вода её вновь приобретает цвет свежерастворённой глины. Светло-коричневая полоса реки окаймлена двумя линиями густого низкорослого леса из джигиды, чингиля и тамарикса. Местами, откуда-то из кустов, словно призраки первобытных миров, степенно выплывают полудикие верблюды и тут же присасываются к кофейной воде "Белой реки". И кажется, что жизнь окончательно замерла под ярым напором солнца. Но впечатление иллюзорно – именно в месте впадения Арыси в Сырдарью, близ Шаульдера, раскинулся знаменитый Отрарский оазис – величайший очаг древней жизни на территории Казахстана.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.