Александр Македонский и казахстанский транзит

2262 просмотров
0
Малик Мусин
Вторник, 14 Мар 2023, 17:45

Наш выгодный потенциал запечатан со всех сторон чужими проблемами

Логистика оказалась в числе самых пострадавших сфер казахстанской экономики в последние годы: сначала по ней очень больно ударили пандемийные ограничения, потом комплекс последствий российско-украинского конфликта. Плюс – растущая инфляция, а в транспортно-логистической сфере, впрочем, как и везде, мы гораздо больше импортируем, чем производим сами. Как сейчас чувствует себя тот сегмент экономики, с которым у нас, исходя из географического положения Казахстана, традиционно связывают большие надежды? Собеседник Ratel.kz – известный эксперт Геннадий ШЕСТАКОВ.

Читайте также
Про Китай и Америку. И про наше будущее…

- Геннадий Алексеевич, из последних новостей по логистической тематике – закрытие в конце февраля Польшей своего единственного работающего в последнее время пункта пропуска для грузовиков из ряда стран. Подпал под это и Казахстан. Что сейчас происходит вокруг этой проблемы?

- В СМИ сообщалось, что казахстанское министерство индустрии и инфраструктурного развития быстро провело переговоры с литовской стороной о проезде застрявших грузовиков через Литву. В этой ситуации, пожалуй, единственное решение. Но, насколько я знаю, на сегодня проблема еще окончательно не разрешена, еще есть наши автомобили, стоящие на границе Беларуси и Польши. Изначально их было несколько сот.

- Истоки этой проблемы, это изначально - российско-украинский конфликт?

- Конечно. Многие из этих транспортных средств еще недавно были российскими и белорусскими, которые с началом российско-украинского конфликта из-за санкций перерегистрировались в качестве казахстанских. В Польше об этом, естественно, знают и таким образом реагируют. О тотальном запрете на проезд зарегистрированных в Казахстане фур в Евросоюз сейчас говорить нельзя, но ситуация сложная. От общего объема казахстанских грузоперевозок подавляющая часть, примерно 60%, сейчас приходится на Европу. Китайское направление после пандемии до сих пор не восстановилось, сейчас через все наши с китайцами пограничные переходы в сутки проходят не более 150-200 машин. Что нам остается на европейском направлении? Стоять в очередях на переходах и ждать, когда все это закончиться. Альтернативы нет, географию не обманешь.

- А не могут грузоперевозки между Казахстаном и странами Евросоюза переключиться на прибалтийские порты?

Читайте также
Войны в Центральной Азии – от А до В

- Нет. Паромные переправы, что польская, что немецкая, тоже закрыты. Да даже если бы и работали, такой маршрут для грузоперевозок, по сравнению с белорусским, проходит намного севернее, и, стало быть, для нас будет дороже. Остается один - сложный, неудобный и дорогой маршрут через Закавказье. То есть один вариант, когда машины идут по российской территории, потом уходят в Грузию, на черноморские порты и через них паромом на юг Европы. Или вариант второй - вести грузы через казахстанские порты на Каспийском море на Баку, потом по железной дороге на грузинский Поти, а дальше уже, как в первом случае. Когда-то мы работали так, но, повторюсь, это сложный маршрут.

- Лет десять назад наш известный эксперт Теодор КАПЛАН говорил: мы взялись развивать портовую инфраструктуру Актау и Курыка, а автодороги к ним в западных областях Казахстана в плохом состоянии, попробуй довези грузы от или до портов. Как сейчас с этим?

- Сейчас эта проблема снята или, по крайней мере, серьезно ослаблена. Дороги на Актау и на Бейнеу отремонтированы хорошо, местами расширены. Сейчас это вполне нормальные автодороги. Портовая инфраструктура тоже. Проблемы в этом каспийском коридоре на другом берегу.

В Азербайджане в любом случае один порт - Баку, и тут ничего не сделать. В Грузии есть Поти, Батуми, но легко ли добраться до них от Баку? Железная дорога в Грузии - это одноколейка на всем протяжении. Это огромный минус с точки зрения транзитного потенциала данного коридора.

Читайте также
Польский концерн обвиняет россиян в рейдерском захвате казахстанского представительства

- Когда-то Александр Македонский рассматривал возможность прорыть канал между Черным и Каспийским морями. Сейчас он бы здорово пригодился!

- Ну, за прошедшее с тех пор время этот проект, будь он в принципе жизнеспособным, могли бы осуществить. Сейчас, даст Бог, появится другой вариант. Вдоль Каспия из Ирана в Россию через Азербайджан - это так называемый коридор Север-Юг. Говорят, что осталось достроить километров семьдесят автодороги, и будет вполне функциональный маршрут. Выход на Европу нам это не упростит, но откроет новые рынки – через Азербайджан на Иран и на его порты в Персидском заливе. Но этот маршрут идет по западному берегу Каспия. Мы опять же сможем им пользоваться, доставив грузы сначала до Баку или по автодорогам через Россию.

- А почему этот проект не включает восточное побережье Каспия по казахстанской территории?

- Эта дорога была и есть, и отчасти ее тоже модернизировали в рамках идеи "Нового Шелкового пути", но в его "топовую часть" она не входила. Там не та пропускная способность, но сейчас, как я понимаю, ей тоже будут уделять внимание, расширять возможность, открывать новые таможенные посты. Но на все это нужно время.

- Еще лет тридцать назад можно было прочесть в СМИ об идее прорыть канал по территории Ирана от Каспия на Персидский залив. Что вы об этом думаете?

- Ну, раз давно об этом писали, и ничего не сделано – вот и ответ. Такие проекты - это инфраструктурная гигантомания, мне кажется, их время ушло. Очень дорого, экономически и геополитически рискованно. И зачем, если можно развивать сухопутный коридор Север-Юг?

Читайте также
Эксперт в области нефтегазохимии: Вопрос вторичных санкций против Казахстана будет рассматриваться индивидуально

- В прошлом году в транспортном контексте наши профильные госорганы говорили о таких приоритетных проектах, как расширение возможностей Достык – Мойынты, Мактаарал – Дарбаза, строительство обводной железнодорожной линии в обход Алматы. Насколько успешно они реализуются? Или, учитывая все те проблемы, с которыми столкнулись наши логисты, актуальность в них снизилась?

- Ни в коем случае! Да, сейчас на фоне геополитических проблем идея "Пояса и Пути" подвисает. И железнодорожные перевозки из Китая в Европу хоть и работают, но составляют примерно 60% от допандемийного уровня. В целом наша логистическая сфера, ориентированная и на транзитные, и на собственно казахстанские грузоперевозки, на доковидный уровень так и не вышла. Это все болезненно и для государства, и очень – для бизнеса. Но это все рано или поздно пройдет. Международную торговлю ни закрыть, ни радикально сократить надолго никто не хочет. И мы должны быть готовы к тому моменту, когда снова начнется подъем транзита через казахстанскую территорию и рост взаимных грузоперевозок.

Как сейчас обстоят дела с реализацией этих проектов, сказать не могу, но это то, что нужно делать в любом случае. Проекты заявлены, деньги выделены. Очевидно, и работы идут. Как быстро и успешно – увидим.

Особо скажу про проект обводной железнодорожной линии вокруг Алматы. Транзитные потоки, к сожалению, сейчас идут через город, и все подъездные пути километров на 40-60 от города постоянно забиты вагонами. Там грузы и транзитные, и алматинского назначения, все стоят и ждут. Если проект реализуют, это можно расшить.

- В Казахстане о возможности хорошо зарабатывать на транзитном потенциале, исходящем из географического положения страны, говорят как минимум с 1997 года, со "Стратегии-2030". И вроде бы что-то за прошедшее время сделано, возрос транзит, улучшилась логистическая инфраструктура… Но, строго говоря, не так масштабно, как можно было бы ожидать, глядя на карту Евразии. Почему?

Читайте также
Казахстан включили в чёрный список Шенген-зоны

- Здесь две группы причин. Внешние - это геополитическое противостояние. Почти по всему периметру казахстанских границ лежат страны, у которых сложные отношения с Западом или еще с кем-то. Например, очень много могло бы нам давно дать соседство с Ираном через Каспий, но у него известно какие отношения с США. Китай, Россия, Турция – все, так или иначе, вовлечены в какие-то противостояния. А это напрямую отражается на инвестициях, стоимости транзита, страховках. Получается, что наш объективно с географической точки зрения выгодный потенциал в большой части как бы запечатан со всех сторон чужими проблемами. Но есть и внутренние причины. Нужно было быстрее поворачиваться в создании современной, конкурентоспособной логистической системы. Это бы могло отчасти компенсировать внешние неудобства. По сравнению с 1990-ми годами сделано много, но надо было намного-намного больше и раньше. Те же переходы на границе с Китаем, тот же парк вагонов, судостроительный завод в Актау... Движение шло в правильном направлении, но на очень малом ходу.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.