
Данные опросов подтверждают традиционный уклад казахстанских семей, где неоплачиваемую работу в основном выполняют женщины
Согласно опросу MediaNet "Восприятие неоплачиваемого женского труда в Казахстане", 44% казахстанских женщин тратят на неоплачиваемую работу более шести часов ежедневно. При этом 14% респондентов указали, что женщины в их семьях расходуют на невознаграждаемый труд порядка 3-4 часов в день; 12% - 2-3 часа; 11% - 4-5 часов; 9% - 5-6 часов; 7% - 1-2 часа и лишь 3% женщин посвящают домашнему хозяйству менее одного часа.
В рейтинге гендерного разрыва Всемирного экономического форума позиции Казахстана с каждым годом ухудшаются. В 2021 году страна заняла 80 место, потеряв 8 пунктов за год. Одной из основных причин гендерного неравенства является проблема неоплачиваемого труда.
По данным Международной организации труда, во всем мире женщины расходуют на неоплачиваемый труд втрое больше времени, чем мужчины. Для сокращения гендерного неравенства необходимо измерение экономической ценности неоплачиваемого труда и обеспечение мер, способствующих выходу женщин на рынок труда.
В рамках опроса MediaNet было определено общественное восприятие неоплачиваемого женского труда в Казахстане по трем ключевым факторам:
- признание вклада невознаграждаемого женского труда;
- определение расходуемого времени;
- обозначение мер для преодоления гендерного неравенства.
Полученные данные подтверждают традиционный уклад казахстанских семей, где неоплачиваемую работу в основном выполняют женщины. В тоже время, большинство респондентов признают ценность и вклад невознаграждаемого женского труда. Важно подчеркнуть, что существующие меры по стимулированию выхода женщин на работу недостаточно эффективны.
Согласно опросу MediaNet, суммарно 87% респондентов убеждены, что необходимо ценить вклад неоплачиваемого женского труда на общественном и государственном уровне. Оппонируют им лишь 9% опрошенных — они не считают важным признавать ценность безвозмездного женского труда.
В рамках опроса участников попросили назвать обязанности, которые выполняют женщины в их семьях. Выяснилось, что в 93% семей приготовлением и подачей пищи занимаются женщины. Также женщины отвечают за уборку, стирку ( 91% ) и уход за детьми или членами семьи (88%).
Далее в списке “женских” занятий:
- покупка продуктов и оплата счетов - 71%;
- уход за домашними животными, садом, огородом - 53%,
- карьерный рост и материальное обеспечение семьи - 32%;
- развозка членов семьи и доставка - 19%.
(В данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа из восьми).
Важно отметить, что принятые в казахстанском обществе гендерные роли определяют и сугубо “мужские” обязанности.
Также в ходе опроса определено мнение казахстанцев о поддержании быта. Так, подавляющее большинство опрошенных (67%) убеждены, что ведение домашнего хозяйства - это естественная и добровольная обязанность женщин. Интересно, что такой позиции придерживаются и мужчины (47%), и женщины (53%). В свою очередь 26% респондентов убеждены, что ведение домашнего хозяйства женщинами - зачастую вынужденная обязанность.
Эти данные с одной стороны подтверждают традиционную парадигму патриархального уклада казахстанских семей. С другой - свидетельствуют о том, что четверть граждан констатируют вынужденную необходимость женщин вести семейный быт.
В тоже время интересно, что трое из четверых респондентов (75%) не против равноправия в семье и считают, что мужчины, и женщины должны вместе вести хозяйство и зарабатывать. Пятая часть опрошенных (22%) предпочитают модель семьи, где мужчина “кормилец”, а женщина “хранительница домашнего очага”. Они убеждены, что женщины должны заниматься хозяйством, а мужчины обеспечивать семью.
Еще один ключевой фактор, на который стоит обратить внимание, в контексте гендерного неравенства - отношение казахстанцев к трудовым правам женщин. Показательно, что 65% верят, что женщина может совмещать успешную карьеру и семейную жизнь. Не согласны с этим треть опрошенных (29%). Они убеждены, что женщины не могут совмещать успешную карьеру и семейную жизнь. Такое мнение может быть связано с дефицитом дошкольных образовательных учреждений. Казахстанские эксперты убеждены, что увеличение услуг по уходу за детьми в государственных и частных дошкольных организациях способствует выходу женщин на рынок труда.
В ходе опроса участников попросили определить наиболее эффективные меры для сокращения неоплачиваемого женского труда в Казахстане. В данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Большинство респондентов (61%) считают, что женщинам необходимо предоставлять трудовые льготы: сокращенный или гибкий график работы и т.д.;
Половина опрошенных (49%) отметили необходимость обеспечения доступных детских садов или услуг няни;
Одной из важнейших мер сокращения невознаграждаемого женского труда по мнению 45% респондентов является расширение трудовых прав и экономических возможностей женщин. Они убеждены, что важно оплачивать труд женщин наравне с мужчинами;
44% предлагают равномерно распределять домашние обязанности между мужчинами и женщинами. Для преодоления неравенства важно пересмотреть устаревшие гендерные стереотипы;
Результаты опроса MediaNet демонстрируют, что позитивной тенденцией для сокращения неравенства является общественное признание необходимости расширения трудовых прав и экономических возможностей женщин. Порядка половины опрошенных казахстанцев убеждены, что важно справедливо распределять домашние обязанности и оплачивать труд женщин наравне с мужчинами.
Согласно рекомендациям ПРООН, справедливое распределение неоплачиваемого труда требует объединенных усилий всех заинтересованных участников - мужчин и женщин, правительства, частного сектора и неправительственных организаций.
Инфографика и пресс-релиз на русском и казахском языках доступны по ссылке.
Методология: всего с 9 по 16 февраля 2022 года было опрошено 1100 человек в 14 областях и городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). Опрос проводился на казахском и русском языках путем телефонных звонков на стационарные номера. В опросе приняли женщины и мужчины старше 18 лет. Основой для выборки послужила абонентская база стационарных телефонных номеров по Казахстану. Для данной выборки максимальный размер статистической погрешности с вероятностью 95% не превышает 3%.
Данные опроса отражают точку зрения респондентов. Телефонный опрос осуществлен контакт-центром ТОО "КТ Cloud Lab". Опрос проведен в рамках проекта "Повышение осведомленности о гендерных проблемах в медиа для широкой общественности". Опрос проведен Международным центром журналистики MediaNet при поддержке посольства Финляндии в Казахстане.
Фото: blogs.worldbank.org.