Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 4 января 2001 года.
Уважаемые читатели, у нас для вас рождественский подарок! Мы вам ноу-хау дарим, как изменить жизнь к лучшему! Самый простой способ заработать деньги – продавать танки на металлолом. В Китае, говорят, за наши танки готовы платить хорошие бабки.
Здесь вам танк обойдется по цене очень подержанных «Жигулей», а за кордоном – подъем пятикратный! И, что характерно, никаких головных болей ни с таможней, ни с армией, ни со строгим нашим законодательством у вас не возникнет…
Налетай – подешевело! Вот простая инструкция, как надо продавать танки (не путать с тем, как положено!).
Месяц назад на казахстанско-китайской границе, на станции Дружба, сотрудники Комитета национальной безопасности задержали несколько железнодорожных вагонов. В них некая частная фирма – ТОО «Темир-Сауда» из Восточного Казахстана – везла в Китай лом черного металла.
На экспорт у фирмы лицензии не было, но не это главное. В вагонах были бронированные корпуса танков Т-54, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, орудийные башни, агрегаты ходовой части.
Когда по факту контрабанды возбудили уголовное дело, выяснилось, что задержанный груз совершенно легально прошел все необходимые таможенные процедуры. Один капитан из Главного таможенного управления по Восточно-Казахстанской области выписал декларацию, не производя досмотра груза и даже не поинтересовавшись, есть ли у вывозящей его фирмы экспортная лицензия. А председатель Таможенного комитета Мараткали НУКЕНОВ это объяснил просто:
- Продавцом корпусов танков являлся Семипалатинский бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны. Судя по контракту, они отпустили 10 тысяч тонн такого металлолома по цене 26 долларов за тонну фирме «Темир-Сауда», а те, в свою очередь, по 30 долларов за тонну продали китайской внешнеэкономической компании. Сделка была согласована с заместителем министра обороны по экономике и финансам генерал-майором АМРИНЫМ и начальником департамента вооружения Министерства обороны генерал-майором НУРГАЖИНЫМ. Под контрактом стоят их подписи. Так что все выглядело вполне законно. Потому и подозрения не вызвало.
Запоминайте: чтобы комар носа не подточил, покупайте танки только у «официальных дилеров». Например, у семипалатинцев. Да не забудьте, чтобы в контракте фигурировали генералы позвездастее, тогда у таможни точно вопросов не будет.
Впрочем, начальник департамента вооружения генерал-майор Нургажин, чья подпись якобы стоит под контрактом, официально заявил, что ничего о сделке с продажей Семипалатинским бронетанковым ремонтным заводом танковых корпусов даже не слышал.
- Об этой сделке я впервые узнаю от вас, - говоря со мной по телефону, генерал явно волновался. – К фирме «Темир-Сауда» я никакого отношения не имею, это не моя фирма. И подписи моей там нет и быть не может. И вообще после известного скандала с МиГами я очень осторожно отношусь к этому и стараюсь ничего не подписывать. К тому же любая законная продажа военного имущества, техники может быть осуществлена только через компанию «Казспецэкспорт». На этот счет есть постановление правительства.
Замминистра обороны по экономике и финансам генерал-майор Гусман Амрин тоже ушел в несознанку (никаких документов не подписывал), но схемку приоткрыл.
- Да, - говорит, - об этой сделке я знал. Семипалатинский бронетанковый ремонтный завод – это такое же РГП, как и «Казспецэкспорт». И оно имело право продавать скопившуюся на его территории старую бронетанковую технику. Точнее, не технику, а ее остатки, лом. Потому что прежде чем продать, эти корпуса порезали на части. Покупателем действительно являлась фирма «Темир-Сауда», но о том, что эти корпуса будут проданы в Китай, мы не знали. Да нас это и не интересует. То, что у этой фирмы не оказалось экспортной лицензии, - это их проблемы. Но подписи под этим контрактом я не ставил. Да это и не требовалось – сделку заключал директор завода майор Урозбаев. Он это может подтвердить.
Ну, насчет того, подписывали или нет, это пусть генералы прокурору рассказывают, если он вдруг начнет интересоваться. Мы-то выясняли только для того, чтобы вам, дорогие сограждане, было проще деньгу зашибить, чисто конкретно из любви к искусству…
Значит, танки купить – не проблема, а чтобы вывезти – нужна лицензия, но продавцу «до фени», есть она у вас или нет. Разведете с подписями, кто же будет лицензию спрашивать?
И вот еще: у директора Семипалатинского бронетанкового ремонтного завода майора Жаксалыка УРОЗБАЕВА, на которого сослался генерал, - полная амнезия. По телефону он заявил, что совершенно не помнит, ни какое количество танковых корпусов продал его завод, ни по какой цене, ни общую сумму контракта, ни тех лиц, чьи подписи стоят под ним. И вообще ничего не помнит…
Понимаете, какая классная петрушка получается! Если кто-то и начнет интересоваться, мол, почему танки, откуда БТРы – всегда найдется майор, у которого с памятью плохо. А мы и возражать не будем!
Хотя, конечно, если торговать танковыми корпусами по закону, а не по понятиям, то дело это муторное. Чтобы все было законно, необходимо выполнить уйму условностей, от одного перечисления которых голова кругом пойти может.
И генерал Нургажин сказал сущую правду – в республике есть только одно уполномоченное совершать подобные сделки предприятие – минобороновское РГП «Казспецэкспорт». Да и то лишь при наличии специального экспортного разрешения Комитета по оборонной промышленности.
Но предварительно армейскую технику должна признать металлоломом военно-техническая комиссия Минобороны. После чего танк, БМП или БТР на глазах у членов этой комиссии должны привести в непригодное для военного использования состояние – разрезать газосваркой на части.
Только после этого грозные машины становятся бронетанковым ломом. Именно этого требуют закон и целый ряд правительственных постановлений, приказов и инструкций. Но это пусть лохи с бумажками носятся, пока не посинеют. Ведь с генеральскими подписями же прокатывает – на фига тогда время и нервы тратить, и еще товарный вид технике портить, да еще за свои бабки?
А что надо делать, чтобы подписи появились, - вот это уже секрет фирмы. Про это мы вам не скажем. Но намекнем. Танками эта фирма ведь как банковала? Ведь не из-за каких-то четырех долларов навара люди напрягались, в конце-то концов…
Тут нам один мужик на ухо шепнул – и не просто левый мужик, а при делах, один из членов той самой военно-технической комиссии Министерства обороны, который по понятной причине пожелал сохранить свое инкогнито, - в карманах тех, кто провернул эту сделку, осело что-то около миллиона долларов.
Оказывается, еще в феврале 1997-го эта комиссия установила базовый порог цены – не ниже 50 долларов за тонну разделанного лома. А это значит, что проданные заводом танковые корпуса должны были стоить никак не меньше полумиллиона баксов. А на китайском пограничном пункте «Алашанькоу» тонна даже неразделанного бронетанкового металлолома уходит никак не дешевле 70-72 долларов за тонну.
В Центральном же Китае цена на такие железки зашкаливает за 150 долларов за тонну. Говорят, что ушлые китайцы ставят на бэушные корпуса новое оружие, меняют электронную начинку и двигатель. А в броне есть никель, хотя «разделка» танков всегда считалась довольно дорогим удовольствием.
Но пару лет назад танк научились попросту разрывать на части направленным взрывом – дешево и сердито. После этого интерес к старой советской бротехнике настолько возрос, что минувшим летом российский президент Владимир ПУТИН издал указ о запрете экспорта бронетанкового металлолома – как стратегического сырья…
Так что ловите момент, пока лавочку не прикрыли. На территории Казахстана, который в свое время являлся всесоюзной свалкой всей бронетанковой техники – и списанной, и подбитой в Афганистане, и выведенной из стран Европы, - сегодня находится, по оценкам специалистов, не менее 50 тысяч тонн бронированной стали.
По тридцатке за тонну. Отвезите китайцам – с каждой тонны снимете примерно по «стошке» - пятьдесят лимонов баксов как минимум!
Я тут даже спросил специально, почему, мол, цена такая красивая, и главный военный финансист генерал-майор Амрин ответил просто: «А по-моему, это очень даже хорошая цена!»
Да с такими генералами, дай им Бог здоровья, мы в деньгах как в мусоре валяться будем…
Фото: Военный портал.