Вне зависимости от нашего желания, бензин в будущем будет стоить ровно столько, сколько он стоит, а не столько, сколько мы готовы за него платить.
Казахстанцев на мякине не проведешь: если чиновники начинают что-то активно опровергать, значит, так тому и быть. Последняя февральская девальвация, которую шеф Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ с честными глазами отрицал буквально за двадцать дней до часа Х, только укрепила их в этом мнении. Вот и нынче, когда в конце июля пресс-служба ныне расформированного министерства экономики и бюджетного планирования стала активно опровергать повышение с 1 августа цен на бензин в стране, люди с канистрами потянулись на заправки.
Поводом для опровержения стала публикация в социальных сетях ксерокопии документа, по мнению авторов – приказа Агентства по регулированию естественных монополий, согласованного с министерством экономики и бюджетного планирования и министерством нефти и газа, об увеличении с августа 2014 года предельных розничных цен на ГСМ: на самый популярный в народе 92-й бензин – до 141 тенге с нынешних 115, на дизель – до 129 тенге против нынешних 115, и на 80-й – до 122 тенге с 89 тенге за литр.
И вот настал август, а цены остались прежними. Хотя в социальных сетях казахстанцы делятся информацией, что на некоторых АЗС негласно установлена норма отпуска – не более 20 литров в одни руки, на других заправляют только по талонам, а на некоторых и вовсе АИ-92 отсутствует. Осмелюсь предположить, что повышение цен на бензин не отменено, а отложено. И еще до конца этого года будет реализовано. Спросите – почему? Отдыхая в Болгарии этим летом, я заправлял взятый в аренду автомобиль 95-м бензином по цене 2,45 лева за литр. Это примерно евро тридцать центов, или без малого 330 тенге. Чувствуете разницу? И это Болгария, где устроиться на работу с зарплатой в 250 евро в месяц считается невероятной удачей.
Не будем далеко ходить и взглянем на нашего партнера по Таможенному союзу – Россию, где средние цены на АЗС на бензин АИ-95 составляли вчера 34,9 рубля (это примерно 175 тенге), а на бензин АИ-92 – 31,8 рубля (около 160 тенге). Чувствуете разницу с нашими 115 тенге за 92-й? А ведь нефть (и бензин, как производное от нефти) – это такая субстанция, которая с легкостью преодолевает границы и расстояния в поисках рынков, где за нее дадут наилучшую цену. А с Россией у нас и границы нет с недавних пор. По крайней мере, таможенной.
Известный и авторитетный нефтяник Кайргельды КАБЫЛДИН, возглавляющий национальную нефтетранспортную компанию «КазТрансОйл», как-то сказал очень точную фразу, мгновенно ставшую крылатой: «Нефть течет туда, где за нее хорошо платят». Хотим мы того или нет, но внутренние цены на ГСМ в Казахстане будут постоянно расти, стремясь сравняться с мировыми. Так же, как в Болгарии, как в той же не самой богатой Польше или в соседней России. Альтернативы нет. Вернее, она есть – это дефицит бензина, километровые очереди на АЗС, бочки с запасами горючего в сараях, если кто забыл из недавнего перестроечного прошлого. Ведь добывающим компаниям, будь-то китайская «ПетроКазахстан» или казахстанская «КазМунайГаз», выгоднее гнать сырую нефть на экспорт, где за нее дадут мировую биржевую цену, чем поставлять ее на переработку на казахстанские НПЗ. И даже произведенный в Казахстане бензин сегодня выгоднее продавать в России, чем в Астане, Петропавловске или в Павлодаре. И никакие запреты, ограничения и правительственные постановления не в силах кардинально изменить эту ситуацию.
Так что, вне зависимости от нашего желания, бензин в будущем будет стоить ровно столько, сколько он стоит, а не столько, сколько мы готовы за него платить. И никакие ссылки на статус нефтедобывающей державы тут не помогут.