Работа новой авиакомпании Qazaq Air началась с грандиозного скандала
Запустив коммерческие пассажирские рейсы только что созданной отечественной авиакомпании Qazaq Air, казахстанская гражданская авиация опять умудрилась не на шутку осрамиться. Скандал уже обещает стать международным и еще больше испортить репутацию нашей страны в глазах мировой авиационной общественности.
Напомню, что казахстанская авиакомпания Qazaq Air была создана в апреле 2015 года во исполнение указания президента страны и является дочерней структурой Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Задача ставилась – сделать для граждан более доступными и удобными авиационные пассажирские перевозки внутри страны. Поручение выполнили в кратчайшие сроки. Новую авиакомпанию презентовали в Астане уже 6 июля 2015 года, в день рождения главы государства, и приурочили ко Дню столицы. Так как готовность сделать глубокий прогиб перед вышестоящим начальством у наших чиновников заложена на уровне рефлексов, то понятно, что и первые рейсы авиакомпании запустили в конце августа явно не случайно, а дабы отчитаться ко Дню Конституции перед главой государства о выполнении его поручения. Наверное, господа хорошие из Министерства по инвестициям и развитию РК, а также входящего в его состав Комитета гражданской авиации (КГА) уже и дырочки накрутили под новые ордена! Но, как известно, быстро – не всегда означает хорошо. А уж в нашей республике это почти повсеместный диагноз…
Итак, пока казахстанские чиновники во всю рекламировали нового отечественного авиаперевозчика, в Комитет гражданской авиации РК из штаб-квартиры Международной организации гражданской авиации (ICAO), расположенной в канадском Монреале, пришла весьма удручающая по содержанию официальная бумага. Мы специально приводим здесь столь длинную цитату из этого документа, чтобы было понятно, за кого нас принимают. Так что читайте внимательно - наслаждайтесь. Директор Бюро по аэронавигации ICAO Стефан КРАМЕР сообщает председателю КГА РК Бекену СЕЙДАХМЕТОВУ буквально следующее: «Как вы знаете, Комитет гражданской авиации РК (КГА) на данный момент имеет значительные замечания по безопасности полетов, связанные с возможностью Комитета гражданской авиации выполнять сертификацию эксплуатантов воздушных судов, выполняющих международные полеты.
На данный момент мы не видим достаточного прогресса в отчетах, предоставляемых для ICAO посредством Программы универсального аудита по надзору и мониторингу над безопасностью полетов (UniversalSafetyOversightAuditProgrammeContinuousMonitoringApproach), перронных проверок (OnlineFramework (OLF), которые могли бы продемонстрировать прогресс Комитета гражданской авиации в разрешении своих недостатков по надзору за безопасностью полетов.
Следовательно, мы не рекомендуем дальнейшую подачу запросов для получения дополнительных кодов эксплуатантов до того времени, пока значительные замечания по безопасности полетов не будут устранены. Предлагаем Вам направить повторные такие запросы, как только значительные замечания по безопасности будут устранены».
Это практически дословный перевод, но для сомневающихся полностью приводим это же письмо на английском языке.
Проще говоря, ICAO отказала Казахстану в получении сертификатов эксплуатантов для вновь создающихся авиакомпаний и выдаче им так называемых трехбуквенных кодов. Поскольку Казахстан с момента обретения независимости вступил в членство этой международной организации, он обязан подчиняться ее правилам. А правила эти гласят, что без сертификата эксплуатанта ICAO в небо не должно подняться ни одно коммерческое пассажирское судно гражданской авиации Казахстана.
Тогда спрашивается: на каком основании новая казахстанская авиакомпания Qazaq Air стала продавать авиабилеты пассажирам и каким образом в обход этих правил ее самолеты уже начали их перевозить? Тем более что мы знаем - всего пару недель назад Комитет гражданской авиации получил второе письмо из Монреаля подобного же содержания, но касающееся уже непосредственно авиакомпании Qazaq Air.
Скажу больше. Помимо явного нарушения международных авиационных правил, здесь без труда просматривается и полное игнорирование казахстанского законодательства. Так, в статье 6 Закона РК «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации» четко прописано, какие воздушные суда Казахстана к какому виду авиации относятся. Получается, полеты компании Qazaq Air казахстанские авиационные власти разрешили не как представителю гражданской авиации, а как эксплуатанту авиационной техники общего назначения. Типа как если бы у какого-нибудь богатенького бизнесмена был прогулочный самолетик для полетов над своей фазендой и воздушных прогулок со своими друзьями. В чем разница, спросите вы. В коммерции. В законе четко проговорено, что за такие полеты нельзя с пассажиров взимать плату и использовать авиатехнику по найму. А тут, извините, весь набор – билеты, посадочные талоны, рейсовые пассажирские авиаперевозки по государственным маршрутам. И все – за деньги, взимаемые с пассажиров, как это обычно происходит в гражданской авиации. Теперь, думаю, все почувствовали несоответствие?
Вот и мы, журналисты информационно-аналитического портала Ratel.kz заинтересовались этим вопросом и посетили официальный сайт авиакомпании Qazaq Air - тот самый, на котором пассажиры заказывают билеты - www.flyqazaq.com. И были даже не удивлены – шокированы!
Оказалось, что созданная по поручению президента страны и полностью государственная авиакомпания Qazaq Air использует чужой код! Только не трехбуквенный, какие выдает ICAO, а двухбуквенный, который присваивает работающая с ней во взаимодействии другая международная организация – Международная ассоциация авиаперевозчиков (IATA), штаб-квартира у которой тоже в Монреале. Эти двухбуквенные кода IATA иначе еще называют кодами коммерческого перевозчика, но выдают только после получения трехбуквенных кодов ICAO. Поскольку, нельзя стать коммерческим авиаперевозчиком, не получив сертификат эксплуатанта. Так, например, у авиакомпании Air Astana код ICAO – KZR, а код IATA – KC. И тут все ясно. А вот получить подобные коды казахстанской авиакомпании Qazaq Air было никак не возможно, поскольку она на сегодняшний день вообще не проходит ни по одному международному реестру – только по внутренним казахстанским. Тем не менее, мы можем видеть, что первые рейсы новой отечественной авиакомпании по Казахстану проходят под кодами IQ, которые присваивает Международная ассоциация авиаперевозчиков IATA .
Рейс Алматы-Астана значится как IQ-351. Рейс Алматы-Шымкент указан как IQ-375. Ну, и так далее… В подтверждение предоставляем возможность взглянуть лишь на один из сделанных нами скрин-шотов с этого сайта.
Если же взглянуть на сетку расписания полетов в аэропортах Алматы или Астаны, то можно обратить внимание еще на один интересный момент. Здесь, в отличие от других авиакомпаний, рейс Qazaq Air, например, Алматы-Астана указан двухбуквенным кодом IQ, но уже не с номером рейса, а с бортовым номером самолета P4NUR.Именно этот бортовой номер красуется на хвосте самолета, который совершает полеты между северной и южной столицами Казахстана. Вы можете сами в этом убедиться по фотографии.
На той же полетной таблице мы видим, что так иногда делается, когда, например, самолет чей-то частный или рейс индивидуальный чартерный, но только с трехбуквенным кодом ICAO. В случае же с авиакомпанией Qazaq Air, за деньги перевозящей пассажиров, - это выглядит как нонсенс. Или попытка замаскировать явное нарушение. Для наглядности тоже приводим скрин-шот сетки полетов.
На сфотографированном нами в зоне вылета Алматинского аэропорта табло над стойкой регистрации вы опять можете видеть все тот же выдаваемый IATA двухбуквенный код IQ и номер рейса, но уже без указания бортового номера самолета.
А теперь самое главное. И самое скандальное. Каким образом авиакомпании Qazaq Air удалось получить у Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA, взаимодействующей с Международной организацией гражданской авиации ICAO, которая официально отказалась выдавать Казахстану для новых авиакомпаний международные сертификаты эксплуатантов, этот самый двухбуквенный код IQ , позволяющий осуществлять коммерческие пассажирские авиаперевозки? Отвечаем – никаким! Принадлежащая казахстанскому государственному фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» авиакомпания Qazaq Air его не получала, поскольку и не могла его получить. А поэтому… попросту присвоила!
Если вы зайдете на интернет-сайт www.airlinecodes.co.uk, специально существующий для быстрого установления принадлежности кодов ICAO и IATA той или другой авиакомпании, то легко установите, что используемый Qazaq Air двухбуквенный код IQ в действительности принадлежит германской региональной авиакомпании Augsburg Airwais. Она летает под позывным Augsburg Air и является частью известной авиакомпании Lufthansa. Аэропорт базирования - Мюнхен. Для тех, кому лень рыться в дебрях интернета, скрин-шот страницы этого сайта мы также здесь прилагаем.
А теперь безрадостный итог. Созданная, так сказать, по высочайшему повелению государственная авиакомпания продает билеты и поднимает в воздух свои самолеты с пассажирами в нарушение всех казахстанских авиационных законов, международного авиационного права, не гнушаясь делать это под кодовой аббревиатурой, принадлежащей иностранной державе. Ну, разве это не позорище? Только не надо говорить, что в Комитете гражданской авиации Казахстана и Министерстве по инвестициям и развитию РК не в курсе! Другой вопрос – понимают ли там всю меру ответственности за такие проделки?
Для самых непонятливых совсем приземлим ситуацию – происходит, по сути, то же самое, как если бы какой-нибудь балбес украл ваши водительские права, переклеил свою фотографию вместо вашей и потом куролесил по улицам, нарушая все и вся. Или госномера с вашей машины втихаря свинтил да на свою поставил. Только речь идет не об автомобиле и даже не о самолете, а о целой авиакомпании.
Конечно, простым пассажирам, по большому счету, без разницы, сколько и каких букв написано в билете и на электронном табло над стойкой вылета – главное, чтобы подешевле было и комфорт удовлетворял. До поры до времени все равно. Пока чего-нибудь не случится. Я даже не про авиакатастрофу или аварию говорю – тьфу-тьфу, не дай бог! Представьте, что стюардесса, разнося пассажирам чай, случайно крутым кипятком кого-нибудь из них обварит. Ладно, если пострадает наш – можно как-то уладить. А если иностранец? Начнет предъявлять претензии, судиться, предоставит номер рейса и тут выяснится, что авиакомпания германская. То-то в Мюнхене удивятся, когда иск получат!
А если шутки отбросить в сторону и говорить серьезно, то такие художества могут очень дорого стоить. Всей казахстанской авиации. И всей стране. И вожделенного выхода из европейского «черного списка», про который вот уже который год сладко напевают всем нам чиновники от авиации, не видать как своих ушей. И, в общем-то, с учетом вышеописанного случая с использованием левого кода – поделом.
Поэтому лично у меня есть предложение - давайте решим проблему кардинально. Вот День Конституции на носу, надо к празднику вручить этим видным деятелям от авиации еще по одному ордену, благодарственную грамоту выписать за проделанную работу, государственную премию выдать – да и пусть себе идут на почетную пенсию. Как ни смотри – дешевле будет. И не так сильно за страну будет стыдно...