Материалы для строительства везли от “северного соседа”
В поселке Онеге Жанибекского района состоялось открытие одного из участков большой трассы, которую строили практически с нуля на протяжении последних пяти лет. Речь идёт о трассе Казталовка - Жанибек - граница Российской Федерации, о проблемах с которой Ratel.kz писал неоднократно.
Дело в том, что за все время независимости Казахстана жители этих отдаленных районов на границе с Россией были вынуждены передвигаться по насыпному грейдеру, который в дождь размывало, превращая дорогу в непроходимые топи, оставляя множество сел без автомобильного сообщения. Об окончании и ходе строительных работ рассказал советник председателя АО НК “КазАвтоЖол” Марат МАХАМБЕТОВ.
- Мы находимся на участке дороги республиканского значения “Казталовка-Жанибек-граница Российской Федерации”. Это третий участок, километры 95-138. Подрядная компания полностью сдала этот участок, в настоящее время подрядные организации заканчивают работы на остальных участках этой трассы. Конкретно на этом участке уложены нижний и верхний слои асфальта, нанесена разметка, установлены дорожные знаки, движение по нему было открыто, но официально он сдается сегодня. Именно на этом участке трассы будет строиться дорожно-эксплуатационный пункт для содержания всей трассы. Также здесь будет строиться теплый санитарно-гигиенический узел по всем правилам придорожного сервиса.
30 октября этого года планируется открытие еще двух участков этой трассы – с нулевого до 95 километра, подрядчиком при строительстве которых выступала компания Uniserv. Через три дня у них заканчиваются асфальтные работы, сейчас там идет нанесение разметки, установка знаков и автобусных остановок. Остается завершить только участок “Онеге-Бисен-Сайхин”, который также будет сдан в эксплуатацию до конца года, - сказал Марат Махамбетов.
По словам представителя АО НК “КазАвтоЖол”, строительство трассы началось в 2019 году, когда были проведены четыре тендера. Основной проблемой, затянувшей строительство почти на пять лет, стала нехватка стройматериалов.
- В то время материалы везли из Актюбинска через Астрахань и Атырау, вагоны шли по 3-4 штуки, а не составами. Время, которое занимала отгрузка и обратный путь одного вагона, составляло полтора месяца, что было неприемлемо. Кроме того, в тот период произошло удорожание материалов. В прошлом году мы поехали в Россию, на Обуховско-Донской карьер в Ростовской области. Там цена на материал была такой же, как на актюбинский, но местоположение было значительно ближе и удобнее, что позволило ускорить строительство дороги. Из России мы везем практически все материалы: щебень, минпорошок, битум, - говорит Марат Махамбетов.
По словам Махамбетова, изначально в 2019 году на строительство всех четырех участков трассы общей протяженностью 245 километров было предусмотрено 55 миллиардов тенге. Однако после инфляции и корректировки цен ее окончательная стоимость составила 81 миллиард тенге. Первые два участка трассы строила компания Uniserv, третий – компания “Темир Жол Жондеу”, четвертый – “Атырау Жолдары” и “Акжол Курылыс”.
- Построенная трасса – республиканского значения, третьей категории, шириной 9 метров, имеет по всей протяженности 38 водопропускных труб. Трафик по трассе пока небольшой – в основном, передвигается местное население. Здесь есть два погранперехода с Россией, они упрощенного порядка, в основном, для жителей Жанибекского района, но в будущем возможно, что по трассе будут ездить и фуры. Также эта дорога ведет в Хан Орду (село в Бокейординском районе, ставка хана – А.Ш.), что является историческим местом. Если дорога будет хорошая, то поток туристов увеличится. По всем участкам дороги установлены автобусные остановки, также мы оставили свободные асфальтированные площадки рядом с трассой. Если найдутся предприниматели, готовые вложиться в объекты придорожного сервиса – столовую, автосервис, заправку – мы их поддержим, - подчеркнул представитель АО НК “КазАвтоЖол”.
Мы также задали Марату Махамбетову вопрос о разрешении скандала с одним из подрядчиков, “Темир Жол Жондеу”, который возник с поставщиками – местными предпринимателями, поставлявшими на объект технику, строительные материалы и продукты питания на сумму в 238 миллионов тенге, которые не смогли получить оплату.
- Этот вопрос остается открытым. Мы этим занимались, даже министерство разбиралось. Это договорные отношения между двумя компаниями – субподрядчиком и поставщиками. Все должно решиться в судебном порядке, - кратко прокомментировал Махамбетов.
По словам директора филиала Национального центра качества дорожных активов по ЗКО Рафиса ЗИНЕТОВА, за дорогой проводилась экспертиза качества работ и материалов на протяжении всего строительства объекта.
- Трасса состоит из пяти слоев общей толщиной 80 см. Это стабилизация и укрепление грунта, щебеночно-песчано-цементная смесь, крупнозернистый и мелкозернистый асфальтобетон. Каждый слой проверялся нашими экспертами. Технадзор проводит сплошной надзор, а мы проводим выборочную экспертизу на каждый объем. Недочеты по трассе были у всех подрядных организаций: где-то не хватало уплотнения, где-то толщины, но все эти дефекты были устранены в процессе, - сообщил Рафис Зинетов.
По словам представителя подрядной компании ТОО “Темир Жол Жондеу” Данияра МАХОШЕВА, основной проблемой при строительстве дороги стала нехватка стройматериалов.
- В ЗКО нет всех необходимых материалов. Мы завозили их через Актобе, что занимало 2-3 недели. До прошлого года мы использовали казахстанский битум, но с прошлого года нам открыли квоту на использование битума из России. Его поставляли в Уральск, и оттуда мы привозили его на объект. Когда мы везли из Каспия, то в неделю был максимум один рейс, а с Уральска мы делали 3-4 рейса в неделю, что было значительно быстрее. В целом дорогу можно было построить за два года, но всё упиралось в материалы, - сказал Данияр Махошев.
Для жителей сел Жанибекского района открытие трассы – значимое событие. Теперь в межсезонье они смогут добираться до Уральска за 4 часа, а не за 10-12 часов, и не будут бояться, что “скорая” или пожарная машина не доедут до села.
Стоит отметить, что строительство южных трасс ЗКО, превратившееся в долгострой, лишило своих кресел нескольких крупных чиновников. Среди них экс-заместитель акима ЗКО Тимуржан ШАКИМОВ, который был отстранен после визита в регион тогда еще премьер-министра Алихана СМАИЛОВА с формулировкой “за слабый контроль за строительством и ремонтом дорог”. При этом Шакимов позже выразил мнение, что ответственность за долгострой на самом деле лежит на Министерстве индустрии и инфраструктурного развития и АО НК “КазАвтоЖол”, поскольку местные исполнительные органы не имеют отношения к строительству этой трассы – стройка финансируется из республиканского бюджета, и акимат не может её контролировать.
Экс-директор Западно-Казахстанского филиала “КазАвтоЖол” Амир КАРИМБАЕВ также лишился своего кресла, в том числе из-за недовольства столичных чиновников долгостроем. Каримбаев через суд добился, чтобы МИИР прекратило использовать формулировку “за несвоевременное выполнение поручения президента по ремонту дорог”. С аналогичной формулировкой был отстранен от должности и вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик КАМАЛИЕВ, его отстранили после критики президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!