В отличие от некоторых нынешних его коллег, режиссер Султан Ходжиков не выбивал деньги из «Казахфильма», а, наоборот, выплачивал: погашал долг за перерасход пленки на своей легендарной картине
Если задаться целью - посчитать, кого из казахстанских режиссеров прошлого мы в последние годы вспоминаем больше других, то это будет он – Султан-Ахмет ХОДЖИКОВ, создатель легендарной ныне «Кыз Жибек». Только за последние пару месяцев «хайп» с упоминанием знаменитого режиссера и его не менее знаменитого фильма возникал дважды. В первый раз – после просмотра сериала Баян ЕСЕНТАЕВОЙ-АЛАГУЗОВОЙ «Козы Корпеш – Баян Сулу», и во второй – совсем недавно, когда были утверждены актрисы на роль царицы Томирис в новом фильме Акана САТАЕВА.
Надо ли говорить, что в обоих случаях сравнения были в пользу «Кыз Жибек» Султана Ходжикова?
Режиссера, которому и не снились сегодняшние бюджеты: даже полученная им за «Кыз-Жибек» государственная премия Казахской ССР пошла на погашение долга за перерасход пленки на этом фильме…
В специализированном лицее №39, в которой когда-то учился создатель легендарной картины, открыли на этой неделе музей его имени. Вернее, экспозицию существенно обновили: дополнили архивными фотографиями и экспонатами, которые использовались в «Кыз Жибек». Валерий ХОДЖИКОВ, сын режиссера, подарил музею две бобины кинопленки последней работы фронтовика, гвардии капитана Султана Ходжикова – незаконченной документальной картины о героях-панфиловцах.
Сыграл Бекежана вопреки
…Картина «Кыз Жибек» стала главной в его жизни. Огромное чувство ответственности, которое испытывал режиссер, передалось и актерам, сыгравшим главные роли в этой историко-романтической драме.
- Каждый его жест, каждое слово воспринимал как приказ, который обсуждению не подлежит, - вспоминал как-то ныне покойный Куман ТАСТАНБЕКОВ (Тулеген). - Когда он сказал, что мне нужно похудеть, я тут же перешел на хлеб и воду. Нет, я никогда не был толстым, но лицо, хотя уже и жил в городе, оставалось по-деревенски круглым и тяжелым от кирпичного румянца. Когда пришел через неделю заметно осунувшимся, режиссер удовлетворенно сказал: «Вот это другое дело. Теперь можно начинать и кинопробы».
На роль Жибек претендовало много профессиональных актрис. Но режиссер был непоколебим: увидев что-то родственное в характере эпической героини и алматинской школьницы Меруерт УТЕКЕШЕВОЙ, каким-то шестым чувством угадал настоящую Жибек.
- Я не вникала, но чувствовала, что в худсовете шли жуткие споры, - говорит Меруерт Утекешева. - Там боялись, что девочка, только-только сдавшая выпускные экзамены в школе, не сможет сыграть в такой картине.
На главную роль меня окончательно утвердили только потому, что Ходжиков настаивал: Жибек должна сыграть юная девушка. Иначе, считал он, народ не примет картину. Чувство ответственности было до того огромным, что притуплялась даже боль. «Акбозат, где твой хозяин?» - спрашивает Жибек, когда лошадь вернулась без Тулегена. Животное в этот момент наступило мне на ногу, но я терпела. Эпизод был так хорошо сыгран, что Ходжиков сделал мне маленький подарок. На деревянной дощечке с его автографом (сегодня она для меня самая дорогая реликвия) написано: «Альту (так звали мою лошадь) и Кыз Жибек».
Асанали АШИМОВ, сыгравший в фильме «Кыз Жибек» наиотрицательнейшую роль – Бекежана, добился ее, можно сказать, вопреки желанию режиссера.
- Султан-ага не собирался утверждать меня на эту роль, - рассказывает он сегодня. - Не нравился я ему, и все тут! Пройти пробы он мне разрешил так, на всякий случай. А мне страшно хотелось сыграть Бекежана. Это была узловая роль, на ней держался весь фильм, поэтому соперники у меня подобрались архисерьезные. Каукен КЕНЖЕТАЕВ, Нурмухан ЖАНТУРИН, Ануар МОЛДАБЕКОВ…
Накануне проб я всю ночь не спал, а с утра побежал в театр. Подобрал там костюм средневекового батыра и шлем, который очень шел мне, и попросил сделать грим, в первую очередь подчеркивавший глаза. А они у меня в те годы были хороши. И выдал все, что мог! У Габита МУСРЕПОВА, автора сценария, как говорится, челюсть отвисла.
- Вот он - Бекежан! – закричал старик.
Нравлюсь - не нравлюсь я режиссеру, уже не играло роли: всем было ясно, кто будет играть Бекежана.
Перед съемками фильма Султан Ходжиков собрал актеров, прошедших кастинг.
- Бекежан, какой масти должна быть ваша лошадь? – спросил он меня, почесывая подбородок.
- Думаю, это должен быть вороной тулпар.
По-прежнему недолюбливающий меня Ходжиков (не только он, многие в те годы смотрели на меня как на выскочку и корыстолюбивого карьериста, за мной шлейфом тянулось - «зять Шакена Айманова») ехидно бросил:
- Ха! Ошибаетесь, Бекежан должен сидеть на кляче.
- Может быть, - ответил я. – Вы режиссер, значит, вправе посадить и на клячу.
Султан-ага, как ни в чем не бывало, продолжал допытываться:
- Как вы себе представляете этот образ?
И тут мне в голову стукнуло:
- Все мы знаем Ермека СЕРКЕБАЕВА. Прекрасный певец и интересный мужчина. Все алматинские девушки убиваются по нему. Но вот однажды в городе появляется более молодой и не менее знаменитый Муслим МАГОМАЕВ. И девушки, оставив прежнего кумира, все свои симпатии обрушили на него. Вот таким же было положение и Бекежана. Не появись Тулеген, и Жибек полюбила бы его. Другого такого рыцаря, как Бекежан, в тех краях просто не было.
В глазах режиссера появилось нечто, похожее на теплоту, похоже, ответ ему понравился. С этой минуты у нас стали налаживаться отношения. Человек со сложным характером, Ходжиков оттаивал постепенно, большими друзьями мы с ним стали только ближе к концу съемок.
20 выговоров за одну картину
Рабочий день киногруппы картины «Кыз Жибек» начинался в шесть утра и заканчивался поздним вечером. Знаток своего дела, оператор Асхат АШРАПОВ подбирал натуру так, чтобы она гармонировала с роскошными костюмами и красотой героев. В поисках алых маков киноэкспедиция ежедневно совершала марш-броски по 30-40 километров. В лагерь возвращались не раньше 12 ночи, и режиссер тут же начинал планерку, где обговаривал кадры следующего дня. О жесткости и требовательности Ходжикова ходили легенды. Кто-то из остряков даже назвал самого норовистого и дерзкого скакуна его именем – Султан. Создаваемый им фильм стал притчей во языцех. Деньги отпущены были только на одну серию – 650 тысяч рублей вместо запланированных 850 тысяч. Но Габит Мусрепов категорически отказывался сокращать сценарий, а Ходжиков, добиваясь эффектных кадров, любил импровизировать. После того, как к первому секретарю ЦК компартии Казахстана Динмухамеду КУНАЕВУ был отправлен ходок – директор киностудии «Казахфильм» Камал СМАИЛОВ, выделили еще 250 тысяч. Но денег на создание двухсерийной широкоформатной картины все равно не хватало.
…В фильме не случайно доминирует красный цвет – символ тревоги и неизбежной трагедии. За главную картину своей жизни Ходжиков получил 20 выговоров. Каждая планерка на «Казахфильме» начиналась с «Кыз Жибек»: срываются сроки, идет многократный перерасход пленки. Сейчас такой подход назвали бы блестящей продюсерской находкой, а тогда ругали и ругали: костюмы не те, длинные волосы героя (Тулегена) – это вообще возмутительно, не эпический герой, а какой-то современный стиляга. Но режиссер занял принципиальную позицию: такой Тулеген будет близок молодой аудитории. И он оказался прав: «Кыз Жибек» стала самой кассовой картиной казахского кино - зритель принял тот романтический мир, созданный режиссером.
К концу съемок Ходжиков был на грани срыва. Осунулся, поседел, отпустил усы, которые старили его на добрый десяток лет, хотя было ему тогда всего 46. Во время монтажно-тонировочного периода с ним случился инфаркт.
Когда фильм сдавали худсовету, зал был переполнен. Первым после просмотра взял слово автор сценария Габит Мусрепов, с которым у режиссера были жесткие трения еще до съемок картины. Молодой в ту пору режиссер Болат ШАРИП, помимо своих ассистентских обязанностей по приказу режиссера ставший еще и стенографистом, так передал отзыв классика:
- Помните, я предупреждал: если даже фильм будет посредственным, голосуйте против. Но сегодня я хочу сказать: Султан Ходжиков снял прекрасную картину.
Долги режиссера
«Кыз Жибек» купили многие страны. Как вспоминала Гульфайрус ИСМАИЛОВА (она сыграла роль матери Кыз Жибек и одновременно была художником картины), после просмотра картины в стенах бельгийского киноинститута зал после минутного молчания разом встал и взорвался аплодисментами! Однако триумф фильма никак не отразился на судьбе режиссера. После выхода «Кыз Жибек» на экраны Султан Ходжиков 15 лет не снимал игровые картины. Он признавался звукорежиссеру Кадыржану КОСАЮ: «Я подсчитал свой ежемесячный доход - он не превышает 40 рублей».
Годы вынужденного безделья были заполнены написанием сценариев, но ни один из них не был включен в тематический план «Казахфильма». Почему? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Возможно, отказы были продиктованы тем, что романтик Ходжиков был рожден снимать эпические фильмы, которые и тогда, и сейчас требуют огромных денег. А, может быть, не всем нравилась его прямолинейность и жесткость. Сам он никого не осуждал. «Наше дело снимать, а не давать оценку другим», - говорил он.
Незадолго до смерти Ходжиков задумал снять фильм о дружбе двух богатырей – Хаджимукане МУНАЙТПАСОВЕ и Иване ПОДДУБНОМ. Идея так и не снятой картины «Знай наших!» была инициирована его другом, первым профессиональным казахским киноооператором Искандером ТЫНЫШПАЕВЫМ. Режиссер долго подбирал актеров на роли главных героев. Остановившись на Алеухане БЕКБУЛАТОВЕ (тоже ныне покойном) и Дмитрие ЗОЛОТУХИНЕ, Ходжиков отправил их на несколько месяцев в олимпийскую школу обучаться французской борьбе и приобретать спортивную форму. Его упрекали, что он транжирит деньги, а он, как всегда, добивался достоверности.
По замыслу режиссера, фильм «Знай наших!» должен был стать трилогией, но продолжение истории о легендарном Хаджимукане зритель так и не увидел. 10 марта 1988 года Султану Ходжикову исполнилось 65 лет, а на следующий день его не стало. Умер от пустяка - от аппендицита, категорически отказавшись от вызова «Скорой»…
Фото: архив, Рафат Бегишев.