Молодой актер - о том, почему глупо «сжигать мосты» в погоне за американской мечтой
Киноактер Санжар МАДИ (на снимке) успешно отснялся и озвучил в США американско-казахстанскую (их - съемки, наш – продакш) картину «Амре Кашаубаев» (режиссер Джеф ВЕСПА), где сыграл главную роль – легендарного певца, чья смерть в зените славы и в расцвете сил до сих пор остается загадкой. Если верить официальной версии – умер в 46 лет естественной смертью от сердечной недостаточности. Но тогда почему имя Амре власти попытались даже не вычеркнуть, а стереть из истории музыкальной жизни? Это при том, что голос казахского самородка, потрясшего в 1925 году посетителей всемирной выставки в Париже, специалисты называют сверхестественным.
Наказание – быть гением
Съемки картины, призванной ответить на вопрос – чем не угодил советской власти Амре КАШАУБАЕВ, шли на языке оригинала сценария, то есть на английском. Впрочем, для нашего актера, получившего в прошлом году после стажировки в одном из театров Лос-Анджелеса приглашение работать в США, это не было проблемой.
- Пока еще не собрал документы на рабочую визу, - рассказывает Санжар. - Это требует времени, денег и услуг хорошего юриста. Но таких мыслей, чтобы отказаться от работы в театре Sky light («Небесный свет»), - нет. Здесь, в Казахстане, сложнее. У нас, чтобы выжить, надо неустанно биться за кусок хлеба, и при этом продюсеры так и норовят платить все меньше и меньше.
С прошлого года Москва и Лос-Анджелес стали двумя моими постоянными маршрутами. Отснялся в начале лета в российском телевизионном сериале «Золотая Орда» Тимура АЛПАТОВА. За основу взяты исторические факты, и, чтобы было красочно, разбавили их художественным вымыслом. Я там сыграл хана Золотой Орды Менгу-Темира. Кроме меня из казахстанских актеров в картине играли Аружан ДЖАЗИЛЬБЕКОВА, Даулет АБДЫГАППАРОВ, Еркебулан ДАИРОВ, Дина ТАСБУЛАТОВА, Алтынай НОГЕРБЕК и молодой российский театральный актер казахского происхождения Аскар ИЛЬЯСОВ. Очень приятно работать в окружении своих, особенно когда режиссеры отмечают, что казахстанская актерская школа очень сильная.
В Казахстане снялся у Нуртаса АДАМБАЯ в комедии «Жених на пять дней», планируются съемки у Акана САТАЕВА в фильме «Бизнесмены».
Что касается Америки, то летаю на переговоры и работаю не у американцев, но в Америке как киноактер. Одна из них - роль Амре Кашаубаева в одноименной картине. Видимо, судьба певца была тяжелой: делаешь шаг вперед и - как на стену натыкаешься. Взять озвучивание в США. Сначала пришлось поменять рейс. Во второй раз сломался самолет, и только с третьей попытки я попал в Лос-Анджелес. В среднем любое кино снимается за 20 дней, а съемки «Амре» шли с середины июля до середины августа прошлого года.
Я очень много разговаривал с исследователем судьбы певца музыковедом Жаркыном ШАКАРИМОМ, с режиссером Сатыбалды НАРАМБЕТОВЫМ, снявшем историческую картину о первом казахском диссиденте Мустафе ШОКАЕ (с ним Амре виделся в Париже и эта встреча, возможно, стала для певца роковой), с историками, у которых есть материал об Амре. Чтобы понять ход мыслей певца, часами слушал его голос. И вот тогда я понял, какое это тяжкое бремя - быть гением.
Амре, тихий и безобидный по натуре человек, впервые выехав за пределы Казахстана, вдруг мгновенно стал «врагом народа», за которым охотился НКВД. Причем, он так «насолил» большевикам, что его имя вычеркнули из истории страны. Фильм о нем, снятый американцами, надеюсь, хотя бы немного восполнит этот пробел.
Выход «Амре» к зрителю планируют к осени, но еще очень много работы и очень мало времени. Дело в том, что мир голливудского кино, прямо скажем, совсем другой, чем у нас. В Казахстане и за месяц на коленке что-то смонтируют. А там ко всему подходят основательно.
Вахтовым методом – в Америку...
- Каково это было – играть на языке оригинала сценария?
- С языком проблем не было, но знать его на пять - мало. Там своих актеров, для которых английский родной, хватает. Нужно умение общаться с людьми, вести переговоры и шаг за шагом осваивать новую территорию. Мы ведь, я имею в виду нас и американцев, на одни и те же вещи смотрим по-разному. Бывают моменты, когда из-за разницы в ментальности, несмотря на отсутствие языковых барьеров, не можешь понять, чего же хочет от тебя режиссер.
- Вы ездите работать в США «вахтовым методом», а многие мечтают уехать туда на ПМЖ. Что бы вы посоветовали тем, кто сидит на чемоданах?
- Сжигать за собой все мосты, гоняясь за американской мечтой, - глупо. Я встречал много соотечественников с постсоветского пространства, которые уехали «с концами». Теперь они, находясь в состоянии хронического стресса, работают не по специальности. Лично для себя я уже сделал выбор: Казахстан - моя единственная родина, здесь мои корни, моя семья, но хочется путешествовать, и везде, куда бы ни закинула судьба, заниматься любимым делом.
Почву для Голливуда буду готовить дома и в России. Сейчас, например, ведутся переговоры с одним американским режиссером, который будет снимать свою картину в Монголии и в Америке. Но пока подробности об этом проекте я не могу рассказывать - не все документы еще подписаны.
...И через ошибки – в Голливуд
- Что вас больше всего удивляет в Америке, когда вы работаете там?
- Большая конкуренция и то, что каждый занимается своим делом. И все понимают при этом, что если прямо здесь и сейчас не доказать, что вы - лучшие, то завтра не сможете получить работу. Это не только среди актеров, но и вообще среди всех, кто занят в съемочном процессе, начиная от осветителей и заканчивая водителями.
Вообще актерский труд, наверное, один из самых неблагодарных. Мне потребовалось почти 10 лет, чтобы работать там, где я хочу. Летать, например, на съемки за границу, где снова все начинаю с нуля. Там никто меня не знает. Но это не освобождает от ответственности перед самим собой и зрителем: я должен и им, и себе доказать, что достоин той зарплаты, на которую претендую.
- А если не получится доказать?
- Говорят, что если умеешь водить машину в Казахстане, то сможешь водить ее везде. То же самое можно сказать и про работу. Если смог работать здесь, значит, смогу и там тоже. Нет, к неожиданностям тоже надо быть готовым, но не испытывать маниакального страха. Как только переезжаешь на ПМЖ в другую страну, сталкиваешься с той же повседневной рутиной, что и здесь - съемом квартиры, поиском работы и огромным стрессом. Но я всегда говорю всем: не бойтесь облажаться и перестать что-то делать от страха. Через тернии, ошибки и неудачи – к звездам!
- Недавно не стало российской актрисы и режиссера Веры ГЛАГОЛЕВОЙ, на смерть которой вы откликнулись коротким, но столь трогательно-красноречивым: «Не верю!». Вы совсем недавно работали в ее проекте...
- Для меня это было огромной честью - получить от нее приглашение на пробы в фильме «Глиняная яма». Но даже тогда я не думал, что у нас с ней что-то получится. Я испытал почти шок, когда Вера, не дожидаясь конца кастинга, сказала: «Все, больше никого искать не надо. Санжар подходит стопроцентно». Я не привык, чтобы режиссеры говорили о своем выборе вот так вот сразу. Работать с ней оказалось нелегко. Режиссером Вера была столь требовательным, что актеры порой рыдали от оказываемого ею давления. Но, слава богу, мне она не сказала ни одного резкого слова. Наоборот - подбадривала, давая возможность попробовать сцену еще раз.
Естественно, никто в съемочной группе не ожидал, что она уйдет от нас так внезапно. Нет, мы, конечно, были в курсе, что она болеет чем-то. Но даже когда ее прямо с площадки увозили под капельницу и съемки отменялись на очень долгий период, не подозревали, что это очень серьезно. Вера ни разу - ни словом, ни намеком - не обмолвилась о своем страшном диагнозе. «Глиняную яму», где я играю гастарбайтера из Казахстана, мы завершили на 99%, остался один съемочный день в Казахстане. Скорее всего, он пройдет в конце сентября...
Фото brod.kz, предоставлено Санжаром Мади и из открытых источников в интернете.