
Как эволюционировала региональная политика Казахстана
В конце августа правительство утвердило Концепцию регионального развития до 2030 года. Основательность документа впечатляет. Проведен анализ текущей ситуации, выявлены слабые и сильные стороны регионов. Описаны возможные риски, указаны целевые индикаторы и даже учтен международный опыт. В общем Концепция дает понять, что государство стремится к сбалансированному и устойчивому развитию. Правда есть нюанс. Несмотря на смену подходов, анализа и терминологии, некоторые ключевые проблемы и индикаторы, словно призраки, уже 15 лет кочуют из одного документа в другой.
Главное – стратегия
21 июля 2011 появилась Прогнозная схема территориально-пространственного развития до 2020 года. Это был «важный инструмент развития страны, который определял подходы государства по ключевым направлениям регионального развития». Страну разделили на шесть зон. Астана и Алматы стали городами-хабами. А области разбили на четыре макрорегиона, по схожести экономических, природных и социально-демографических характеристик. Каждой зоне прописали свой путь развития. Цель схемы – создать условия для повышения благосостояния населения. Задача – рационально использовать ресурсы, в том числе и финансовые, для реализации социально-экономического потенциала каждого региона.
26 июля 2011 года на основе зональной схемы правительство утвердило программу «Развитие регионов».
В целом программа носила больше декларативный характер. Акцент делался на «управляемой урбанизации» и формировании «точек роста» – крупных городов, которые должны были стать локомотивами экономики. Цели были широкими, а индикаторы – расплывчатыми. Например, ставилась задача по «совершенствованию территориального развития» и «модернизации инженерной инфраструктуры», но без чётких количественных показателей. Финансирование осуществлялось в основном за счёт республиканского и местных бюджетов, однако конкретные общие суммы на всю программу зачастую указаны не были. До 2020 года правительство планировало выявлять системные проблемы, мешающие регионам развиваться, и давать указания акимам, что надо исправить. Впрочем, к 2015 году, помимо роста экономики планировалось увеличить население больших городов, повысить реальные доходы городского населения на 50%, а сельского на 30%. Также говорилось о проблемах плохих дорог, изношенности инженерных сетей и необходимости строить новые и модернизировать старые аэропорты, чтобы реализовать «транзитный потенциал».
Повторение пройденного
В 2015 году на смену старой программе, пришла новая. Под тем же названием, но с указанием срока – до 2020 года. Из документа мы узнаем, что за прошедшие годы помимо Концепции, реализуются ряд отдельных программ той же направленности. При этом правительство признает, что прежние документы «недостаточно сфокусированы на приоритетах государственной региональной политики». А между центральной и местной властью нет нормальной координации. Поэтому пришло время модернизировать систему развития регионов. Впрочем, особой новизной мысли, программа не отличалась. Как и пять лет назад много правильных слов, но мало конкретики. Необходимость развивать сильные и минимизировать слабые стороны регионов, которые не изменились. Строить и ремонтировать дороги, снижать износ коммунальных сетей, открывать предприятия и новые рабочие места. На реализацию программы планировалось потратить почти 2 трлн тенге.
Новые планы, старые проблемы
В 2019 началась третья пятилетка регионального развития. Государственная программа развития регионов на 2020–2025 годы, долго не прожила. Поскольку в 2021 появился правопреемник - целый Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Эти документы ознаменовали новый подход правительства к стратегическому планированию. Впервые были поставлены измеримые задачи и индикаторы. Общий объем финансирования Нацпроекта составил около 7,6 трлн тенге, включая более 4 трлн тенге из республиканского бюджета и 2,7 трлн тенге из внебюджетных источников. При этом каждая область предоставила свой личный план развития, с указанием целевых индикаторов, привязанных к целям нацпроекта. Чуть ли не единственное достижение в рамках взятых на себя регионами обязательств, это строгая финансовая дисциплина. Сколько выделено денег, столько и потратили. Правда результаты пятилетнего освоения средств, так себе. Численность населения в регионах, за редким исключением, сокращается за счет отрицательного сальдо миграции. Люди в основном перебираются в Астану, Шымкент и Алматы. Из ежегодных отчетов акимов областей следует, что новые предприятия открываются десятками, а новые рабочие места десятками тысяч. Но уровень безработицы при этом практически не меняется. Средняя зарплата вроде растет, а доходы населения падают. И судя по нынешней Концепции, за 15 лет в регионах мало что изменилось.
Из анализа текущей ситуации мы узнаем, что:
«… несмотря на общую положительную динамику и достигнутые результаты, объективные различия в социально-экономическом положении регионов обусловливают их неравномерное развитие».
«… в Западном макрорегионе наблюдается недостаточный уровень обеспеченности и качества базовой инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной)».
«… высокая доля учреждений здравоохранения, требующих капитального ремонта, наблюдается в городе Алматы (26 %), Атырауской (20,9 %) и Мангистауской (20,7 %) областях, при среднем показателе по стране 10,1 %».
«… по качеству дорожной инфраструктуры в среднем по стране около 25 % городских дорог и порядка 57,4 % дорог в селах находятся в неудовлетворительном состоянии. Низкое качество местных дорог ведет к слабой связанности сельских территорий и препятствует их экономическому развитию».
«… в Северном макрорегионе отмечается высокий износ сетей электроснабжения, особенно в Северо-Казахстанской (95 %) и Акмолинской областях (51 %)».
«… В среднем по стране износ сетей электроснабжения составляет 64,0 %, водоотведения – 55,9 %, теплоснабжения – 53,1 %».
Ну и наконец – «… в целом в разрезе регионов сохраняются разрывы в экономическом развитии».
То есть можно констатировать, что несмотря на триллионные траты, за 15 лет правительству так и не удалось устранить диспропорции в развитии регионов, а некоторые проблемы стали хроническими. Новая Концепция, выглядит также фундаментально, как и все предыдущие. Кардинальным отличием можно назвать более конкретизированный план мероприятий. Появление более чёткой структуры и сумм финансирования. Создание сразу двух офисов для контроля и более широкие полномочия местной власти. Однако напрягает тот факт, что Концепция содержит целые абзацы, скопированные из предыдущих программных документов, а некоторые данные «анализа текущей ситуации» имеют двухгодичную давность.