Министр промышленности сообщил, что в Hyundai отечественной сборки вот-вот появятся полностью казахстанские сиденья
Первая официальная петиция за отмену либо существенное снижение ставок утильсбора, которое позволит снизить цены на автомобили, набрала необходимые 50 тысяч подписей. В ответ появилась петиция… за развитие промышленности. Работники автосборочного завода "СемАЗ" в едином порыве (мы верим - их совершенно никто не заставлял) записали видеообращение с просьбой к правительству не отменять утилизационный сбор, потому что они, мол, не хотят “снова стать таксистами, продавцами на рынках и вовсе уехать на вахту в другую страну”. Если верить “защитникам промышленности”, благодаря утильсбору созданы сотни тысяч рабочих мест в машиностроении, в первую очередь в автопроме.
На пресс-конференции в правительстве журналисты предложили министру промышленности и строительства Канату ШАРЛАПАЕВУ перечислить - чего казахстанского есть в казахстанских автомобилях Hyundai, телевизорах и холодильниках. Потому что министр заявил, что петицию против утильсбора продвигают перекупщики, завозящие машины из-за рубежа. В своем докладе на заседании правительства он сообщил, что в этом году планируется выпустить 160 тысяч отечественных автомобилей, в Алматы запущен завод по производству телевизоров Xiaomi, а в Туркестане планируется сборка коммерческих холодильников, ведутся переговоры с южнокорейскими компаниями Samsung Electronics и китайскими HKC.
- Я начну свой ответ издалека, - сказал министр. - Первую мысль о защите собственного производства сформулировал первый министр финансов США Александр ГАМИЛЬТОН в 1870 году (американский государственный и политический деятель, юрист, экономист, банкир и военный, один из отцов-основателей США, умер в 1804 году в возрасте 47 лет - был смертельно ранен на дуэли - О. В.). Потом за ним повторил Фридрих ЛИСТ, один из ведущих немецких экономистов. Я понимаю, что не все, может быть, читали Дэни РОДРИКА, гарвардского профессора, который говорит о практически проклятии преждевременной деиндустриализации. Огромное количество литературы, огромное количество экономических исследований были посвящены тому, как развиваются так называемые зарождающиеся индустрии.
Теперь - что мы производим. Машина полностью произведена в Казахстане - окраска, сварка кузова. Сейчас идет уже пуско-наладочное производство сидений для автомобилей - 100 тысяч единиц. Мы производим диски для автомобилей, шины, на которых ездят автомобили. Мы производим пластики, которые используются в автомобилях. И сейчас реализуется проект по сборке и локализации мультимедийных систем (программно-аппаратные комплексы, которые помогают одновременно обрабатывать и представлять различные виды аудиовизуальных данных (видео, аудио, текст, анимация и т.д. - О. В.). Дальше мы перейдем к отливке крупных пластиковых изделий - это бамперы и так далее. Потому что логистически их невыгодно возить - они очень мало весят и занимают очень много места. Я считаю, что казахстанские инженеры имеют право на существование.
Про телевизоры с холодильниками министр сообщил:
- У вас есть две, наверное, основные вещи, большая часть их деталей делается из пластика. Пластик закупается у нас на заводе KPI, и вся корпусная часть этой техники производится из него. Если возьмем бойлер для нагрева воды, сам нагревающий элемент мы привозим, но весь металл вокруг этого нагревающего элемента мы используем с "Кармета". Потому что "Кармет" производит достаточно много плоского проката - это по сути жесть, которая затем красится и используется для техники.
Я хотел бы всех, конечно, попытаться предостеречь от скептицизма. Где-то лет 50 назад Южная Корея находилась, наверное, примерно в такой же ситуации, они тоже все это собирали, может быть, не всегда из своих деталей. Но у нас на самом деле очень большая основа есть, у нас все крупные металлургические производства. То есть нам по этому пути идти гораздо гораздо легче. Я пример приведу сейчас. Холодильники знаете коммерческие - когда в магазин заходите, там стоят напитки разные. Они у нас привозные были. В этом году в Туркестанской области будем вводить в эксплуатацию производство трех тысяч таких холодильников в месяц. Металл, стекло инвестор будет использовать казахстанские. Понятно, элементы электродвигателей будут привозные, и это нормальная промышленная кооперация, здесь ничего постыдного нет.
Что касается дальнейшей судьбы петиции против утильсбора, которая уже набрала 50 тысяч голосов, по словам Шарлапаева будет создана комиссия.
- Она будет выезжать в регионы, проводить региональные консультации, возможно, посетит некоторые заводы-производители, - рассказал министр. - После этого проводятся общественные слушания. Весь процесс занимает порядка 40 дней, то есть с 24 мая по 5 июля мы должны будем дать формальное мнение по итогам подписанной петиции. В случае, если у нас будут альтернативные петиции, они тоже будут приняты к рассмотрению. К примеру, петиция в поддержку промышленности уже тоже набирает достаточно большое количество голосов. Сейчас более 10 тысяч человек поддерживают вопрос защиты и сохранения промышленности.
О чем говорится в петиции “Народ против утильсбора и первичной регистрации”
"С момента введения утилизационного и регистрационного сборов на автотранспорт прошло более 8 лет. В результате бездумного распространения утильсбора на сельхозтехнику возникло уничтожение конкуренции и, как следствие, резкий рост цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику", - написано в петиции. "Кроме этого, выросли цены на все связанное с автотранспортом и механизацией: грузоперевозки, услуги механизации и общественного автотранспорта, продукты питания, товары народного потребления, стоимость жилья и многое другое. Из-за недоступных цен граждане Казахстана перестали обновлять личный автотранспорт, автопарк страны катастрофически постарел! Средний возраст автомобиля за период с 2016 по 2024 год вырос с 12 до 22 лет! На сегодня в парке грузовых авто доля машин возрастом выше 10 лет составляет 80%, в пассажирском автотранспорте – 73%, в сельском хозяйстве требует замены 85% парка! Наш рынок сельхозпродукции захватывается российскими и белорусскими производителями. Отечественные аграрии стали неконкурентоспособными и многие находятся на грани банкротства, идет отток населения из северных аграрных регионов! Государство в целом понесло огромные потери… За 8 лет госбюджет недополучил сотни миллиардов налогов и таможенных пошлин за якобы произведенные, а по сути - за импортированные в РК автомобили! Причем сумма потерь, по самым грубым подсчетам, намного превышает стоимость нескольких полноценных автозаводов полного цикла. Высокая стоимость автомобилей, сельхозтехники и спецтехники усиливает инфляцию. Ни одно из обещаний, данных 8 лет назад, не было исполнено. Утильсбор, главное предназначение которого улучшение окружающей среды, привел к еще к большему загрязнению воздуха. Оператор РОП — АО "Жасыл Даму" — грубо нарушает условия Экологического кодекса: собирают с граждан и компаний огромные деньги авансом, а взамен свои обязательства по утилизации не выполняют!".
Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!