Национальное благосостояние — Китаю
Средства Фонда национального благосостояния, необходимого для страхования пенсионной системы, могут быть вложены в совместные с Китаем инвестиционные проекты. Это позволит фонду заработать и даст толчок экономическому росту, надеются чиновники. Но если объекты инвестирования будут отбираться неправильно, все может закончиться всплеском инфляции, ослаблением рубля и разбазариванием ФНБ.
Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть использованы для финансирования российско-китайских инвестиционных проектов. Об этом 3 июня сообщил министр финансов России Антон Силуанов, подводя итоги Пятого финансового диалога между Россией и Китаем, прошедшего в Пекине.
«В ходе диалога обсуждался ряд вопросов, в том числе… участие китайских инвесторов в реализации инвестиционных проектов в России, — поделился Силуанов. — В первую очередь китайских партнеров интересовали проекты в области инфраструктуры, энергетики, строительства железнодорожных магистралей». Среди источников финансирования этих проектов намечены и средства ФНБ.
Эволюция ФНБ
ФНБ был выделен 1 февраля 2008 года из Стабилизационного фонда. В начале 2014 года объем фонда превысил 3 трлн руб. Цель его создания — поддержка государственной пенсионной системы, в частности покрытие дефицита Пенсионного фонда России. Он формируется из части доходов от продажи нефти и газа и доходов от размещения средств, уже имеющихся в фонде.
Сейчас доход образуется от депозитов и вложений в надежные долговые ценные бумаги. В 2013 году появились идеи все-таки использовать средства фонда в инфраструктурных проектах.
«Традиционно средства фондов национального благосостояния могут тратиться на зарубежные инвестиции, которые обеспечивают приемлемую инвестиционную доходность, либо на крупные инфраструктурные проекты, цель которых обеспечить дополнительные факторы роста для экономики», — поясняет управляющий активами Concern General Invest Вячеслав Метнев. «В целом ситуация такова:
в ФНБ лежат длинные деньги. Со временем они обесцениваются из-за инфляции. Чтобы этого не происходило, их надо куда-то инвестировать с целью получения дохода не меньше уровня инфляции, а желательно и на 1–3% выше,
— поясняет начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. — Инфраструктурные проекты, без разницы какие, чисто российские или совместные, подходят под такой критерий, поскольку являются коммерческими и долгосрочными. Так что ничего плохого в таких вложениях нет. Гораздо хуже было бы, если бы деньги лежали в «банке» и тихо «тухли».
Формально для этого препятствий нет. «Средства ФНБ могут размещаться в долговые обязательства юридических лиц, акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, причем ограничение по размещению составляет 30–50%, — отмечает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталия Самойлова. — Таким образом, инвестирование в проекты не запрещено». Но
с учетом возможных санкций со стороны Запада у России мало способов вложения средств ФНБ за рубежом. «В случае России зарубежные инвестиции были бы не совсем уместны, — рассуждает Метнев. — Таким образом, инфраструктурные проекты — вполне разумный вариант расходования средств ФНБ».
Куда вложить
Среди особо обсуждаемых инфраструктурных проектов назывались модернизация дальневосточных железнодорожных магистралей — Транссиба и БАМа, строительство автомагистралей — высокоскоростной Москва — Казань и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Но есть уже очередь из более мелких инфраструктурных проектов: строительство атомной электростанции в Финляндии и другие, отмечает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Если китайские партнеры будут дальше продолжать сотрудничество, то, конечно, и в рамках действующих механизмов использования средств ФНБ эти ресурсы могут быть направлены и на российско-китайские проекты», — отметил Силуанов.
Потенциальных новых точек приложения денег ФНБ получается немало. «Газета.Ru» уже называла некоторые из совместных инфраструктурных проектов, решения о которых были приняты в мае. Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation, заключил сделки в сфере логистики, туризма и инфраструктуры по уходу за престарелыми на общую сумму в $1 млрд, плюс фонд вложит и привлечет от партнеров из Китая $400 млн на строительство к 2016 году первого железнодорожного моста между Россией и Китаем через Амур. Российские и китайские железные дороги будут развивать инфраструктуру, связывающую Россию и Китай, расширять пропускную мощность дорог. Помимо этого, было подписано соглашение о строительстве плавучей атомной электростанции, многофункционального незамерзающего порта Зарубино на Дальнем Востоке.
Кроме того, заключены соглашения на корпоративном уровне. «Газпром» для поставки газа в Китай с 2015 года начнет строительство газопровода «Сила Сибири», «Русгидро» подписала с китайской компанией Power China соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого может быть создано СП для развития малой гидроэнергетики в России. А дочерняя компания «Русгидро» «РАО ЕЭС Востока» вместе с Dongfang Electric будет реализовывать проекты на Дальнем Востоке, объем инвестиций в которые составит около 78 млрд руб. В числе проектов — строительство газотурбинной установки на Владивостокской ТЭЦ-2, проекты по ремонту, техническому перевооружению и реконструкции российских энергообъектов, развитие солнечной энергетики в Якутии.
Красно-желтые плюсы
«Софинансирование общих с партнерами из Китая проектов — отличная диверсификация средств фонда, — отмечает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. — Ведь в первую очередь данные средства должны вкладываться в долгосрочные проекты, в отличие от средств Резервного фонда, который должен обладать большей ликвидностью. Это также способствует укреплению более прочных связей между нашими странами и развитию экономик».
«Использование средств ФНБ в совместных с Китаем инвестиционных проектах позволит снизить необходимые инвестиции со стороны России в крайне важные для страны отрасли: энергетика, железнодорожные магистрали», — отмечает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
В свою очередь интерес китайцев к инфраструктурным проектам в России вызван тем, что для них это будут и выгодные, и надежные вложения.
«Китай получит возможность выгодно вложить свои средства и использовать производственные мощности в перспективных проектах, — отмечает Некрасов. — Желание китайских инвесторов софинансировать проекты ФНБ подкрепляется тем, что Россия выступает гарантом их реализации».
А этот интерес позволяет получить еще большую экономию внутренних инвестиций. Федеральный чиновник пояснил «Газете.Ru», что участие китайских партнеров говорит об инвестиционной привлекательности проекта. Так, в рамках реконструкции БАМа и Транссиба китайцы могут участвовать в части 60%, где требуется частный инвестор (остальные 40% — средства ФНБ).
Высвобожденные таким образом средства снижают остроту проблемы недостатка инвестиций, внутренних и западных, дают дополнительные ресурсы для финансирования в ключевых отраслях, в том числе в тех же совместных проектах, и могут дать мощный импульс отечественной экономике.
«На текущий момент трудно найти более надежные, масштабные проекты с такой высокой отдачей. Китайские инвестиции окажут значительную поддержку российской экономике, особенно в условиях охлаждения отношений с Западом,
— считает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. — Однако эффект будет виден не сразу, поскольку речь идет о реализации масштабных долгосрочных проектов. К тому же это сотрудничество имеет огромное значение с точки зрения геополитики».
«Средств ФНБ должно хватить на все проекты, российские не должны пострадать», — считает Желаннова. А расходование будущих пенсий обещают строго контролировать.
«В любом случае обсуждение невозврата средств ФНБ является спекуляцией, так как все возможные риски досконально просчитываются на стадии утверждения проектов, — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru» в правительстве. — Никто не хочет сесть в тюрьму за халатность или растрату. Аналогичные опасения звучали во время строительства моста на остров Русский и ДВФУ на Дальнем Востоке, во время подготовки Олимпиады, но все они оказались «уткой».
Трехцветные минусы
Но излишне активное использование средств ФНБ, с учетом масштаба программы совместных проектов, грозит резко сократить пенсионную «подушку безопасности». «Нельзя забывать, для чего создан ФНБ: для обеспечения устойчивости функционирования пенсионной системы, — напоминает Николаев. — Хочется получить ответ:
раздавая обещания направо и налево, как будет обеспечиваться эта устойчивость? По мере того, как будет ухудшаться ситуация в экономике, встанет вопрос, а как обязательства по индексации пенсий будем выполнять?»
«Прогнозы по поступлениям в ФНБ говорят о последовательном сокращении сумм в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, — отмечает Самойлова. — Тем временем
пенсионная система с каждым годом будет испытывать все больше проблем с ростом числа людей пенсионного возраста и сокращением числа рабочего населения».
Конкретный же эффект от вложений пенсионных денег можно будет оценить только после того, как будут определены конкретные проекты, подчеркивает Николаев.
«Инфраструктура может быть разной, можно мост в никуда строить,
а можно построить такую дорогу, которая спровоцирует частные капиталовложения, и мультипликативный эффект от проекта будет значительно больше, чем объем вложений», — отмечает он. Эти проекты оправданны, если будут иметь доходность как минимум не ниже инфляции и в них будет участвовать частный капитал, определяет директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
Существует и риск макроэкономической разбалансировки в случае массированного инвестирования новых денег в негибкую экономику России. «Важно поддержать баланс между спросом и предложением и избежать ситуации, когда возросший денежный спрос фактически падает на тот же объем производственных мощностей и в итоге удовлетворяется за счет роста цен производителей, — указывает Метнев. — В этом смысле
Минфину и Минэкономики будет необходимо решать важную задачу, чтобы расходование средств ФНБ не приводило к росту инфляции, оттоку капитала и девальвации рубля.
Это можно обеспечить за счет контроля за банковской деятельностью и поддержанием разумного баланса между спросом и предложением (производственными мощностями) в секторах, продукция которых будет использоваться для реализации рассматриваемых проектов».
Источник:gazeta.ru