Смотреть всем

13866 просмотров
0
Лиля КАЛАУС
Пятница, 02 Фев 2018, 10:00

Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»

Кинотеатр «Арман», 1 февраля, восемь вечера. Толпа народу, причем толпа эта большей частью состоит из знакомых лиц, кого-то знаю лично, кого-то по фб, словом, весь Старгород здесь. Зал забит. Начинается фильм «Смерть Сталина».

Он идет на английском с русскими субтитрами. Первые несколько минут меня коробит. Странные лица, в каком-то смысле чуждые – несмотря на то, что актеры неплохие, известные и в нашем культурном пространстве.

Читайте также
Коля и осиное гнездо

Другая мимика, другие жесты – и – главное! – интонации. Нет знаковых стереотипов (их и не может быть) – я имею в виду грузинский и украинский акцент, дымящуюся трубку, вообще – величественность сакрального зла (ну или для другой фокусной группы – величественность эффективного менеджмента).

Потом привыкаешь. И погружаешься с головой в этот фильм. Сразу скажу – фильм великолепный, как мне показалось. Многоплановый, насыщенный, концептуальный.

Аллюзий десятки, те, кто хорошо представляет себе советскую историю, «ловят» их от первого до последнего кадра.

Даже заключительные титры сделаны отлично – это фотографии эпохи, на которых некоторые лица замазываются черной краской, а некоторые фигуры медленно растворяются в воздухе. Саундтрек прекрасен. Помимо всего прочего, в сценарий изящно вплетена история о 23-м фортепьянном концерте МОЦАРТА в исполнении гениальной пианистки Марии ЮДИНОЙ. Как именно вплетена – увидите сами. И услышите.

А теперь – о главном. Точнее, о двух главных вопросах. Комедия ли это? И почему фильму не дали прокатного удостоверения?

Каков современный юмор? Он, конечно, разный. Грубый и тонкий, черный, тупой, бытовой, сатирический… Всякий. Но в целом – развлекательный. Отдохнуть, посмеяться. Вот чего ждет современный зритель от комедии. А ведь изначально древние античные греки совсем другое вкладывали в это понятие. Говоря современным языком википедии, чувство юмора связано со способностью человека ухватывать противоречия в окружающем его мире. Сегодня юмор – это особый прием, в лучшем случае повышающий продажи или количество просмотров.

Читайте также
Шамань дальше, ВО, нам туда не надо

А в прошлом, вплоть до эпохи классицизма, юмор частенько представал темной, странной и страшной стихией.

Эта свободная стихия народного комизма помогала античным и средневековым людям бороться с сакральным ужасом смерти и бессмысленностью существования. Настоящий юмор, истинная античная комедия, погружает зрителя на дно, в прозу жизни, в быт и срам. И это далеко не всегда смешно в современном понимании. Такой юмор легко трансформируется в трагедию. Или даже в ужас.

Смех и страх, две великие эмоции, соединить их в тексте или в фильме могут только истинные мастера. И если это сделано lege artis, по всем правилам искусства… Тогда рвутся все шаблоны. Тогда мир становится большим, странным, разным, жутким, притягательным. Живым.

Именно таков юмор фильма «Смерть Сталина». Есть в нем, конечно, несколько классических «гэгов», когда смеялся весь зал. Но в остальном каждый смеялся о своем, если можно так сказать. Я смеялась и временами чувствовала подступающие слезы. Катарсис?

Главный компонент концепции фильма – отсутствие всяческого пафоса. И обличительного, и оправдательного. Все и всё – в быту, в шуточках «ближнего круга», в сексистском подкалывании, в бездарных подначках.

Великолепные диалоги и полилоги, почти абсурдные, – на фоне массовых репрессий, расстрелов, пыток, тысяч трупов на сталинских похоронах, да-да, в фильме всё это есть. Вот вожди несут гроб тирана – о чем они болтают меж собой?

Читайте также
Чайка на стене FB

Это и противно, и гадко, и увлекательно, и странно. На грани с пошлостью, но не в ее пространстве.

Судя по всему, именно такой прием «опускания в быт» и создает иллюзию реальности – хотя создатели фильма вовсе не гнались за исторической достоверностью. Когда зрители выходили из зала после просмотра, эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»

Так что фильм – несомненно, комедия. Правда, самая настоящая, не похожая на современные глянцевые образцы. Комедия античная, стремящаяся изображать «худших людей» во имя нравственного воздействия на зрителя. Нам, глубоко безнравственным людям нескольких уже поколений, такой подход удивителен.

Мы ведь так заврались и себе, и другим, а особенно – детям, что потеряли, похоже, все точки опоры на историю, не говоря уже о совести. Именно поэтому кое-где у нас порой вдруг на полном серьезе открывают памятники Сталину.

Нам этот фильм необходим, я в этом убеждена. Его надо смотреть всем. Он показывает еще одну, очень важную, на мой взгляд, вещь. В том, что случилось с Россией и Советским Союзом, нет ничего удивительного. Ну правда. Нам столько лет внушали, что это необыкновенная история необыкновенного народа, и душа у нас какая-то особенная, не такая, как у других. И никому нас не понять и никакими аршинами не измерить, потому что вот. А всё совсем не так. Мы – просто люди.

И нас очень даже могут понять другие люди с другим культурным багажом. И даже снять удивительное и мощное кино про нас. Хотя, казалось бы, что им Гекуба?..

Два «кстати». Во-первых, отсутствие характерных особенностей речи, например, грузинского акцента, здорово сказалось на восприятии главных героев, членов Политбюро. Они все вдруг стали похожи на самую обыкновенную мафию. Крестный отец помер, остальные вожди делят власть, всё очевидно. Берия так вообще выглядит типичным мафиози со всем своим так и непригодившимся компроматом и весьма извращенным чувством юмора.

И во-вторых – Джейсон АЙЗЕКС в роли ЖУКОВА просто блистателен.

Читайте также
О святынях, или Клоуны форева

Брутален, великолепен, аж сердце замирает, это надо видеть. Правда, надо!

А почему не дали прокатного удостоверения – тоже понятно. Сейчас в массовом порядке на очень большой части русскоязычного пространства идет возрождение так называемых «советских ценностей». Эту идею «спускают» сверху, и это политическая часть вопроса. Но ведь ее активно поддерживают и снизу, вот что всегда вызывало у меня удивление. А теперь не вызывает.

Постсоветскую пустоту души некоторое время пытались наполнить религиозным содержанием. Вышло неудачно и как-то уж совсем примитивно и по-человечески пошло. Теперь в этой пустоте снова заколосились старые ростки, ну а чему там еще колоситься?

Вся надежда – на поколение Z, может, они, наши дети и внуки, вырастят в душах что-то другое? Но для этого как минимум они должны знать свою историю.

Таким народом управлять будет не так уж легко. Поэтому тщательно забиваются все вены и капилляры, по которым курсирует информация исторического плана.

А тут такой фильм. Про преступных человеков и нечеловеков у власти. Про многомиллионную страну, которая сама себя высекла как гоголевская унтер-офицерша, и это ужасно, кроваво, тоскливо, но и… где-то и смешно? Правда же? Или нет?

Вот когда посмотрите фильм – можно будет об этом поспорить.

Фото из открытых источников в интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером