Создатели детского инклюзивного театра в Астане–сотрудники фонда«Дара»-совместно с посольством Финляндии помогают глухим и слабослышащим детям адаптироваться в социуме.Кружок открыли на базе школы-гим
Создатели детского инклюзивного театра в Астане – сотрудники фонда «Дара» - совместно с посольством Финляндии решили помочь глухим и слабослышащим детям адаптироваться в социуме. Кружок открыли на базе школы-гимназии № 65, провели кастинги. Но уже на первой репетиции организаторы поняли, что в адаптации нуждаются не столько слабослышащие, сколько обычные школьники.
Суть инклюзива заключается в том, чтобы поместить детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в единую воспитательную среду.
Я заглянула в закулисье инклюзивного театра за полчаса до начала спектакля.
- Здрав-ст-вуй-те! - медленно проговаривали школьники, один за другим награждая меня улыбками.
- Здравствуйте, - отвечала я. - Какие вы красивые!
Прочитав мой комплимент по губам, мальчишки в сценических костюмах едва смутились и продолжили оттачивать детали танца, просчитывая ритм.
- Они обаятельные, правда?- встретив меня взглядом, сказала девочка в костюме кухарки.
- Очень.
- А знаете, почему они вам понравились вот так, сразу? Потому что они искренние, смотрят прямо в глаза. Мы на первых репетициях не могли привыкнуть. У нас, как у большинства людей, скудная мимика, мы закрытые. А у них все эмоции на лице. Это здорово. Пришлось и мне учиться.
В труппе инклюзивного театра больше 20 актеров в возрасте от 7 до 16 лет. Степень нарушения слуха у ребят тоже разная – от первой до четвертой степени.
Объявив 15-минутную готовность, режиссер Ильяс ДАНЬЯРОВ вдруг спохватился : ребята, у нас же еще торт есть! Вы не забыли?
- Да вот же он! - показал большую коробку мальчик, приподняв занавес.
- Торт для зрителей? – спросила я
- Да нет, - усмехнулся Ильяс, поправляя капитанскую кепку. - У одного мальчика день рождения. Мы решили отметить на сцене в самом конце. Приятно же будет пацану.
Ильяс – режиссер-самоучка. Недавно окончил магистратуру. А по специальности он эколог. Молодежный театр Ильяса «Аттракцион» известен на всю столицу. Иногда он сам играет в спектаклях.
- Когда мне предложили заниматься со школьниками, да еще и с ребятами с ограниченными возможностями, сначала это было неожиданно. Но немного подумав, я принял это как вызов. Почему бы и нет, сказал я сам себе. И взял детвору.
- Вы проходили специальное обучение?
- Нет. Я просто занимался своим делом и все. Где-то приходилось корректировать сценарии, адаптировать к ребятам. Не скажу, что было легко, но результат стоит всех усилий. У детей с проблемами слуха улучшилась речь. Это потом я узнал, что мои приемы коррекционной педагогикой называются, - заскромничал молодой режиссер.
- Как вам удается справляться с ребятами? Говорят, что когда наступает подростковый возраст, даже родителями сложно найти с ними общий язык.
- За эти полгода с их стороны не было ничего такого. Я отношусь к ним как к ровесникам. Ни с кем не нянчусь и ни в коем случае не делю детей на обычных и с ограниченными возможностями. Я такой, какой есть, и думаю, они ценят это. Ребята очень раскрылись. Знаете, я часто езжу в автобусе. Мы обычно как себя ведем – садимся, затыкаем уши наушниками, отворачиваемся. А мои дети не такие. Они постоянно общаются, что-то обсуждают, они изучают друг друга, все вокруг и это классно.
Мюзикл по мотивам «Мэри Поппинс» Ильяс выбрал неслучайно. По сценарию, главный герой – мистер Бэнкс, не обращавший внимания на проблемы и желания родных и близких, олицетворяет наше общество, которое также игнорирует людей с ограниченными возможностями.
Бэнкса сыграл слабослышащий школьник Ерхан ТОЛЕУБЕК. Чтобы понять, когда нужно произнести реплику, он внимательно следит за жестами и мимикой партнеров. Лишних движений на сцене инклюзивного театра не бывает.
Роль Мэри Поппинс в спектакле исполнила талантливая студентка Лия ОМАРОВА. «Суперархимегаклассноаттракционично» - единственное слово, способное передать вкус жизни, - утверждала ее героиня. И участники спектакля – все без исключения - в песнях научились произносить его с десяток раз.
- Надо же, я уже не отличаю детей с проблемами от остальных, - шепнула мне пожилая женщина в соседнем кресле, доставая из сумки платок. – У меня уже глаза на мокром месте.
Финальная сцена, когда Мистер Бэнкс благодаря мудрой Мэри Поппинс научился понимать чаяния окружающих и, наконец, обрел счастье, заставила разрыдаться не только впечатлительную даму.
- Моя работа сделана, они слышат друг друга, – многозначительно произнесла героиня Мэри Поппинс. Зал загремел аплодисментами.
Актеры долго не покидали сцену и счастливо читали по губам восторженных зрителей «Спасибо!».