Монетизация Шелкового пути

7489 просмотров
0
Ирина БЕКТИЯРОВА
Понедельник, 09 Мар 2015, 10:34

Хоргос - это Джебель-Али для СНГ

Об этом было заявлено в ходе международного инвестиционного форума «Шелковый путь»: создание новых возможностей логистики для торговли между Азией и Европой». Организатором данного форума выступило АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы» при содействии глобального морского терминального оператора DP World. В нем приняли участие  руководители и представители более 100 крупнейших логистических компаний и организаций из 15 стран.

СЭЗ с товарооборотом более $300 млрд в год

Когда региональный директор по логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Hewlett-Packard (HP) Рональд Клейвегт (Ronald Kleijwegt) заявил на международном инвестиционном форуме в ОАЭ о возможности и необходимости «сделать Казахстан, как Дубай», списала это заявление на трудности перевода английской речи. Уточнила у спикера, что он имел в виду?

- У Казахстана выгодное географическое расположение, как и у города Дубай. Хоргос может выполнять аналогичную миссию, как Джебель-Али в своем регионе, - заверил он, даже не смутившись. Именно в таком качестве рассматривает казахский Хоргос мировой бренд в сфере информационных технологий.  Г-н Клейвегт подробно объяснил, почему это именно так. Но об этом позже. Сначала о Джебель-Али.

Крупнейшая свободная экономическая зона Джебель-Али (Jebel Ali Free Zone, JAFZA) находится под управлением глобального оператора «Dubai Port World» (DP World). Здесь на территории 57 тысяч квадратных метров зарегистрировано более 9 тысяч компаний. Все они осуществляют свою деятельность в режиме отсутствия контроля за движением капиталов и распределением прибыли, возможностью привлекать рабочую силу из-за рубежа. Компании на 150 лет освобождены от уплаты подоходного налога и НДС.

И это дает результаты. Товарооборот через СЭЗ в прошлом году превысил $300 млрд. В Джебель-Али производится более 25% внутреннего валового продукта Эмирата Дубай. СЭЗ располагает обширной терминальной сетью в 25 странах по всему миру. Общий грузооборот зоны в прошлом году составил более 60 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент –ДФЭ). Здесь расположены 966 складов, и кипит жизнь.

Всего здесь 29 морских причалов. Тот, который показали казахстанцам, в несколько раз больше нашего морпорта Актау. Его территория позволяет складировать 25 тысяч автомобилей одновременно, которые затем отправятся к своим будущим владельцам по всему миру. Есть даже свой сахарный завод, который напрямую отправляет продукцию потребителям.

А еще здесь планируют построить первую на Аравийском полуострове железную дорогу. Не исключено, что арабам потребуется казахский опыт железнодорожного строительства в условиях песчаных барханов. Такими советами с ними поделится руководитель службы технадзора АО «KTZ Express» Алий Карабалин, построивший сухой порт в Хоргосе и ветку Жетыген-Хоргос, и другие.

Wi-Fi в плюсе, таможня в минусе

В Джебель-Али не отправляют экскурсии, не позволяют вести фото- и видеосъемку. Для казахстанской делегации сделали исключение.

- Нам важно понять, как устроены терминалы, как подведены коммуникации, как осуществляется электропитание объектов, - поделился директор проектно-изыскательского института ТОО «Казахский Промтранспроект» Владимир Головин. На первом же объекте он пытался поставить в тупик сотрудников зоны, выясняя, есть ли в терминале Wi-Fi, которым интересуются будущие клиенты Хоргоса. Оказалось, с этим в Джебель-Али нет проблем. Как и со многим другим. Нет ничего невозможного для производителей Swarovski, Sony, LG, Samsung, Nissan, Procter&gamble, Louis Vuitton, множества других мировых брендов, которые имеют представительства в этой зоне. Единственно, чего они лишены – таможенного контроля. Территория представляет собой единую таможенную зону, в которую товар можно завести по морю, а затем отправить в аэропорт, расположенный в 10 километрах. Выезжать за пределы free zone не потребуется, а значит, можно избежать лишнего контроля. Между тем в Дубае уже строится новый международный аэропорт «Аль-Мактум», который обещает стать самым оживленным транспортным коридором в мире.

В СЭЗ «Хоргос» строительство аэропорта пока не заложено...

Установление партнерских отношений СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с «Джебель-Али» с её обширной  клиентской базой, оперированием на мировом рынке формирования грузов, опыт применения современных логистических решений будет способствовать успешному запуску сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на юго-востоке Казахстана.

- Мы рады возможности поделиться компетенциями в наших портах и логистическим опытом с казахстанскими руководителями компаний СЭЗ «Хоргос» и морпорта Актау. Это поможет Казахстану развивать современные логистические хабы, являющиеся локомотивами экономического развития и усиления торгового транзитного потенциала региона, - подчеркнул главный исполнительный директор DP World Мухаммед Шараф.

Smart–технологии для нового Шелкового пути

Руководитель компании, работающей на пяти континентах, доволен тем, что возрождается древний Шелковый путь.

- Казахстан находится в нужном месте в нужное время, - считает г-н  Шараф. - Специальные зоны в Хоргосе и морском порту Актау имеют большую перспективу для налаживания связей Востока с Западом и Севера с Югом. Это не только возрождение  Шелкового пути, но и его модернизация.

Руководитель DP World при этом особый акцент сделал на важности внедрения новых технологических решений для и заявил о готовности делиться технологиями с казахстанскими партнерами.

В соответствии с ранее подписанным соглашением между DP World и КТЖ международный логистический оператор оказывает управленческие консультативные услуг по развитию СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и морпорта Актау, а также создает новые логистические решения для мировых компаний. В конце прошлого года большая группа DP World провела исследование деятельности морпорта Актау и сделала более 90 рекомендаций для совершенствования бизнеса различных подразделений порта. Внедрение рекомендаций уже отражается на операционной деятельности. Порт Актау становится современной динамично развивающейся системой с логистической направленностью, ведущей каспийской гаванью региона.

Партнеры СЭЗ «Джебель-Али» заявляют о заинтересованности в  развитии Шелкового пути и выходе своего бизнеса на Хоргос.

Хоргос – восточные ворота

15 лет назад  HP рассматривала Дубай в качестве ворот в страны Персидского залива. Сейчас Казахстан рассматривают как альтернативные ворота.

HP может доставлять грузы до Казахстана, а затем осуществлять дистрибуцию в близлежащие регионы. Партнерство с DP World и Хоргосом даст возможность создать новые маршруты на рынки России, других стран СНГ, Афганистана, и в будущем в Турции и Ближнего Востока.

- Хоргос может стать крупным логистическим центром для стран СНГ. Поэтому сравнение Хоргоса с Джебель-Али корректно. На Хоргосе можно отработать такой же алгоритм развития, - уверен менеджер HP.

Сегодня многие производители переместились в Китай и Центральную Азию. HP фокусирует свое внимание в сфере производства на восточном побережье Китая, особенно в Чунцине. В 2011 году компания запустила пилотный проект контейнерного поезда Чунцин-Дуйсбург, транспортируя свою продукцию из Китая в Европу через Казахстан. С 2011 из Чунциня  отправили около 50 тысяч 40-футовых контейнеров. В настоящий момент отправляют 3-4 поезда в неделю.

- Это не пилотный проект, а эффективное решение в сфере железнодорожного транспорта. К концу этого года сможем  делать несколько перевозок в день, - отметил Рональд Клейвигт.

Компания особо отмечает изменения, которые после запуска ЕАЭС помогают в короткое время на границах между Россией, Казахстаном и Беларусью провести таможенные процедуры. Снижается количество бумажной документации, идет переход к электронным решениям. В компании ожидают, что в ближайшем будущем будут работать без бумаги.

К другим методам повышения эффективности, которые способствуют  снижению стоимости ж/д перевозок, а значит их привлекательности, относится транспортировка грузов в контейнерах с климат-контролем. Именно в таких в декабре прошлого года совместно с KTZ Express был осуществлен удачный пилотный проект Rail-Air. Тогда чувствительную к температурам технику привезли по железной дороге из Китая до Алматы. А затем погрузили на самолет и отправили в Европу. Это оказалось значительно быстрее, чем морские и просто железнодорожные перевозки. И существенно дешевле авиатранспортировки. Скорость доставки на расстояние 9900 километров составила всего 7 дней!

Сейчас прорабатываются с Дубаем, компанией KLM и KTZ Express новые коридоры, которые дадут возможность связывать аэропорт Алматы через Дубай с Латинской, Северной Америкой и другими регионами.

Не приукрашивайте действительность. Она хороша!

- Уберите цветочки со слайдов моей презентации! На Хоргосе нет деревьев, - требовал генеральный директор оператора сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» - ТОО «KTZE – Khorgos» Карл Гейсен. Он считает - не стоит приукрашивать реальность.

Тему своей презентации он обозначил глобально – Евразийский транзитный коридор превращается в ТрансЕвроАзиатское направление.

- Хоргос является не просто точкой на карте, он станет перспективным направлением на Шелковом пути.

Сегодня это специальная экономическая зона. Здесь создаются сухой порт, логистическая и промышленная зоны. О масштабах его говорит то, что сухой порт расположится на 150 гектарах, здесь прокладываются 8 веток железнодорожных путей, из которых 4 по узкой китайской колее и столько же по широкой казахстанской. Хоргос будет соответствовать международным стандартам сухих портов с точки зрения операционных процедур, программного обеспечения рабочих мест и терминалов. Ориентир взят на лондонский gateway. Ноу-хау зарубежных коллег уже применяются на проекте.

Строительство здесь началось 6 месяцев назад. 25 декабря прошлого года первый контейнерный поезд зашел на территорию gateway. В апреле этого года будут доступны офисы для компаний. В мае начнется тестирование терминала. На следующей стадии проекта откроется мультифункциональный склад, который станет настоящим хабом. Первый контейнер здесь ждут в июле.

- 15 июля – моя целевая дата. Сухой порт будет готов к работе для бизнеса. В мае 2016 года стартуют промышленная и логистическая зоны. Поэтому уже к концу 2015 года будем готовы для инвестиций. В следующем году в мае через этот проект можно будет получить вход на рынок Казахстана и других стран СНГ, - утверждает генеральный директор «KTZE – Khorgos».

Законодательство Казахстана предусматривает в СЭЗ налоговые льготы, таможенные привилегии, облегченные процедуры для получения рабочих виз иностранной рабочей силы.

- Полная поддержка start-app. Юрисдикция будет облегчать жизнь потенциальным инвесторам. Управляющая компания поможет выходить на этот рынок региона Алматы, - заверял Карл Гейсен потенциальных инвесторов. - Если покажете, что у вас есть деньги, обеспечим облегченный вход для новых игроков на перспективный рынок.

 По оценке участников дубайского форума, этот проект может поменять всю философию транзита. В следующем году у инвесторов появится новый перспективный рынок.

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером