Любовь не купишь

66144 просмотров
0
Талгат КАЛИЕВ
Среда, 04 Фев 2015, 08:31

Лояльность за деньги купить можно только в рамках оплаченного периода

Обнародованные данные по объемам государственного информационного заказа заставляют задуматься о подлинной эффективности информационной политики страны и ее защищенности, в том числе, от тех, кто этот заказ осваивает.

Как стало известно, в 2013 году на информационный заказ было выделено почти 27 миллиардов тенге. Понятно, что львиную долю этих средств освоили государственные СМИ, включая всеми любимый «Хабар», а часть была распределена среди негосударственных изданий и телеканалов. Сложно сказать, насколько эффективным было освоение этих миллиардов, если казахстанская аудитория оказалась полностью во власти российских СМИ. Так что встает вопрос о целесообразности выделения таких сумм и самого факта существования подобной статьи в бюджете.

Когда говорят непосредственно об информационной политике государства, предполагается сам факт наличия таковой. Хотя как раз в этом приходится всерьез усомниться. Освещение кипучей жизни страны носит формальный характер, главным условием в котором является лояльность и отсутствие критического подхода. И никакого творчества. В результате рождаются чрезвычайно скучные и безликие газетные публикации и телевизионные сюжеты.

Гораздо интереснее выглядят проявляющиеся даже в потребляющих государственный заказ СМИ критические материалы в отношении отдельных персон или отраслей. Но и тут наш погрязший в финансовых отношениях медиарынок трудно заподозрить в проснувшейся боли за родное Отечество. Чаще всего рядовой читатель начинает искать в этом оплаченный наличными заказ. Даже сами фигуранты публикаций, не стесняясь, называют эти материалы заказными. И, как свидетельствуют периодически просачивающиеся в прессу материалы размещения таких теневых заказов на заданную тему, рынок этот отлажен, как швейцарские часы.

Классическим образцом стала поселившаяся на сайте sports.kz критика Федерации футбола Казахстана. В одной из собственных публикаций редакция сайта откровенно призналась, что с недавнего времени федерация перестала финансировать их публикации и прервала сотрудничество на коммерческой основе. По всей видимости, этим и объясняется новая позиция сайта. Увы, этот случай убеждает, что построенные на деньгах отношения никогда не отличаются прочностью. Лояльность за деньги купить можно только в рамках оплаченного периода, но рассчитывать на истинную любовь или разделение убеждений не стоит. Здесь предполагается цинизм и жесткий расчет.

В этой ситуации для наших СМИ оказывается невыгодным даже сравнение с подаваемой российскими СМИ украинской темой. Там освещается война, гибнут люди, и пресса как инструмент пропаганды пытается проводить политику своей страны. Хорошо или плохо они это делают - другой вопрос. Тогда как главной мотивацией на нашем информационном поле, как в очередной раз выясняется, являются деньги.

Полицейские различают три вида сотрудничества – на страхе, за деньги и по убеждению. В первом случае сотрудничают на условии непривлечения к ответственности за правонарушение, во втором - за вознаграждение, в третьем – из-за идейных взглядов. С первыми не церемонятся, вторым не доверяют, а порой и презирают, к третьим относятся с уважением.

Не известно, как относится к нашим СМИ оплачивающая ее услуги власть, но на уважение и доверие, исходя из полицейской концепции, рассчитывать, по-видимому, было бы опрометчивым.

Достаточно вспомнить прессу периода до возникновения информзаказа. Была критика, была острота, но были популярность и объективность. Убежденные в собственной правоте и ощущавшие свою ответственность за развитие своей страны журналисты могли одинаково талантливо писать как на негативные, так и на позитивные темы. Абсолютно бесплатно. Поскольку сами СМИ были ориентированы на рентабельность и боролись за каждого читателя. А сегодня достаточно спросить у реализаторов газет объемы продаж и возврата, чтобы оценить степень подлинной популярности нашей прессы. Да и зачем она нужна, когда есть бесплатная манна, распределяемая сверху в виде многомиллиардного дождя?

Но пример спортивного сайта очень красноречив. Купленная лояльность имеет свои лимиты. Стоит закончиться деньгам, как вчерашних друзей можно не узнать. Где гарантии, что при сокращении финансирования вся инфраструктура отечественного медиаполя не повернется против отказавшейся кормить власти? Что «Хабар» и «Казахстанская правда» не превратятся в самые критические издания? Гарантий, увы, нет. Утешением в этом случае может послужить лишь их низкая популярность…

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером