Культ ленты

16183 просмотров
0
Талгат КАЛИЕВ
Пятница, 08 Мая 2015, 09:04

Общество, взращенное на искусственных ритуалах и символах, всегда будет нуждаться в них

Истерия вокруг георгиевской ленты и предложенной в альтернативу ей национальной не утихает на протяжении последних нескольких месяцев. Вряд ли кто осознает, что предпосылки тому заложены не в этом или в прошлом веке, а уходят корнями к нашим первобытным предкам.

С того самого момента, как люди стали осознавать свою беспомощность перед силами природы, более сильными представителями животного мира, перед болезнями и смертью, берут начало различные мистические учения, верования и религиозные культы, которые предлагали им простые и доступные ритуалы. Последователи этих верований носили ветки, плели венки. Случалось даже, что вешали на шеи бусы из ушей убитых врагов, копили их скальпы. Все это относится к самым примитивным ритуалам, основанным на внешних атрибутах. В этих мистических действах был определенный смысл – вокруг примитивных символов формировались группы, некий суррогат общества. Более углубленные съедали кусочек тела покойного вождя, чтобы приобщиться к его силе и доблести. А фанаты божества Адониса и вовсе в экстатическом ритуале оскопляли себя и бросали отрезанные части в его чучело, даруя тому жизнь. Наутро, правда, сильно жалели о содеянном, но исправить что-либо было уже невозможно. Словом, флэш-мобы были довольно суровые.

Красные банты на груди большевиков повторяли традицию древних ритуалов примитивного уровня. Для безграмотных в своем большинстве революционеров это было как опознавательным знаком, так и мистическим символом. Впоследствии советские идеологи развили систему символов, охватывая ими все слои населения со школьной скамьи и до глубокой старости – октябрятские и комсомольские значки, пионерские галстуки, комсомольские и партийные билеты, значки общества борьбы за трезвость, значки ГТО и спортивных разрядов – никто не должен был остаться в стороне. Всем и каждому надлежало состоять в каком-либо сообществе, носить на груди символ принадлежности к своей группе. С одной стороны, так легче управлять массами, с другой – примитивные символы безотказно выполняли свою роль, консолидируя индивидов в послушные четко сегментированные группы. Они дружно собирались на массовые шествия, заполняли стадионы для просмотра пропагандистских постановок, с песней отправлялись поднимать целину, строить БАМ, покорять Афганистан и другие горячие точки. Разве что только оскопиться не принуждали…

По степени агрессивности с коммунистической пропагандой соперничать могла лишь гитлеровская. Как известно, сам Гитлер был просто помешан на мистике, древних ритуалах, глубоко верил в избранность «арийской» расы, а многие символы и ритуалы, в первую очередь - свастику и факельные шествия, характерное приветствие, заимствовал у древних учений. Кстати, нацисты тоже любили носить отличительный знак - повязки со свастикой на рукаве. Ничего не напоминает?

В обоих случаях эти примитивные символы были нацелены на формирование общности, мобилизацию масс, но главным образом являлись и свидетельством незрелости общества, отсутствия подлинной устойчивой системы ценностей, целевых ориентиров. В конечном итоге, степень зрелости и прочности этих обществ можно оценить по скорости их крушения: в конце 40-х - нацистского и в конце 80-х - советского.

С обретением суверенитета и провозглашением отказа от тоталитаризма мы, казалось бы, закрыли советский проект, упразднили пионерию, комсомол, октябрят. Никто уже не заставляет носить в школу галстук. Старые ритуалы постепенно забылись, общество стало выстраиваться по новым принципам вокруг идеи суверенитета, формирования устойчивого среднего класса, здоровой семьи… Да, мы отмечали День победы, кто-то поздравлял друг друга с Днем комсомола. И это не вызывало особых дискуссий в обществе. Даже появление в 2005 году георгиевской ленты особого отторжения в обществе не вызывало до тех пор, пока не выяснилось, что эта лента имела отношение к медали «За завоевательные походы в Среднюю Азию», а в прошлом году не стала символом сепаратистов на востоке Украины. С этой точки зрения, реакция части нашего общества вполне понятна. Еще более понятно применение ее в Крыму и на Донбассе. В условиях противостояния славянских народов легко запутаться среди своих и чужих, и эта лента стала элементом идентификации сепаратистов.

Зато в самой России ситуация с георгиевской лентой уже на грани психоза, ленты можно увидеть не только на машинах, но и на тележках для мусора, ее цветами оформляют биотуалеты, салоны предлагают бесплатно татуировать в эти цвета несчастных собак. Разве в этом смысл патриотизма? Что это имеет общего с данью памяти павшим героям? О сути и смысле символа уже мало кто задумывается. Важна форма, а не суть.

Понятно, что нужно избегать такого психоза. И предлагать взамен одной ленты другую – не самая лучшая идея. Если общество нуждается в таких примитивных символах, то его трудно назвать зрелым. Достаточно вспомнить настроения конца 80-х - начала 90-х, эту массовую депрессию, полное крушение прежних ценностей и замещение их самыми случайными, вплоть до криминальных. Потому что общество, взращенное на искусственных ритуалах и внешних символах, всегда будет нуждаться в таковых. И если их не предоставит государство, то они примут чужие или придумают свои.

Этот феномен "совка" четко угадали организаторы цветных революций середины нулевых годов – оранжевые шарфы и банты в Украине, желтые - в Кыргызстане, романтичная роза - в Грузии. Опознавательные знаки и символы консолидации. На Западе шарфы и повязки носят только футбольные фанаты. А в мирных акциях и шествиях самыми заметными можно назвать свечи, но это уже устоявшийся религиозный символ, не имеющий ничего общего с государственной идеологией.

Так откуда у нас на третьем десятилетии суверенитета вдруг возникла острая необходимость в возрождении символов, выстраивании колонн студентов и детей с шарами, шарфами и повязками? Дети должны быть вне политики. Они должны полностью посвящать себя учебному процессу, а не ходить под принуждением на маевки или массовки «Нур Отана». Или у идеологов власти есть сомнения в уровне легитимности собственного руководства, и они для страховки вынуждены ее имитировать искусственным скоплением масс?

Чтобы отпала необходимость во внешних символах, необходимо модернизировать идеологию до предложения качественно новых ценностей более высокого порядка. Это процветающее, справедливое и безопасное государство с честной правоохранительной и судебной системами, компетентными и эффективными органами власти, хорошей инфраструктурой, конкурентным образованием, качественным здравоохранением, высоким уровнем и стандартами жизни, с личными свободами и гарантиями. Такому государству достаточно из символов иметь лишь герб, флаг и гимн. А население будет любить его независимо от цвета шарфа или наличия ленты. Ведь можно ходить и в рваных джинсах, но быть горячим патриотом. Точно так же как и наличие идентификационного шарфа, ленты или значка не гарантирует, что человек готов отдать жизнь за Родину.

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером