Практика свидетельствует, что за такими акциями стоят их тайные вдохновители и спонсоры
Как сообщали СМИ, в минувшее воскресенье фанаты футбольного клуба «Актобе», прибывшие в Алматы на игру своей команды с «Кайратом», устроили шествие с плакатом «Кіші жүз». Акция завершилась потасовкой с местными болельщиками. Зачинщики драки задержаны полицией.
Шествие агрессивных фанатов с жузовым транспарантом почему-то не произвело эффекта разорвавшейся бомбы в обществе. Достаточно долго в социальных сетях вбрасываются к обсуждению трайбалистские темы, статистика по численности казахских родов (кстати, достаточно сомнительная по достоверности). Впечатление, что кто-то целенаправленно будоражит этот вопрос, пытается понять степень его болезненности для казахов. Уж больно привлекательна для использования жузовая тематика, воспринимаемой сегодня многими в исключительно искаженной манере.
Нет теперь смысла рассуждать о необходимости и степени жесткости наказания безрассудных футбольных болельщиков. Радует, что удалось избежать столкновения, которое, как нередко бывает в массовых драках, могло закончиться смертями. В этом случае точно могли бы вспыхнуть искры для будущего противостояния и вражды…
Больше волнует, почему это стало возможным?
Может, проблема в том, что за четверть века нам не удалось сформулировать внятную концепцию национальной истории? Или в том, что все эти годы национальная историческая наука подменяется всеобщей батыризацией и пышными празднованиями громких юбилеев. Или потому, что именно в элитах так модны брожения на трайбалистскую тему.
Существование политических кланов в нашей стране ни для кого не является секретом. Как не секрет и то, что некоторые из них объединяются по родовому и жузовому принципу. А модные течения, как известно, диктуются элитами.
Достаточно проанализировать справочники нацкомпаний и госорганов, сравнить географию и биографию первого руководителя и лиц, занимающих ключевые должности в его подчинении. Как правило, эти «незаменимые» кадры кочуют с ним длительную часть его служебной карьеры, формируя вместе с ним костяк политического клана. Нередко у этих людей схожи и родовые корни. Так что сложно исключать, что истинными фанатами трайбализма являются именно лидеры кланов, рассчитывающие в критический момент мобилизовать преданных сородичей и использовать их как внушительный аргумент в политическом торге с оппонентами. По крайней мере, слухи о якобы проводившихся то там, то тут разного рода жузовых съездах и тайных собраниях циркулируют слишком часто, чтобы ими пренебрегать.
Среди версий произошедшего в Алматы есть и такая: вряд ли неразумные подростки, слабо представляющие себе даже футбольные традиции, не говоря уже о жузово-родовых традициях народа, были способны сами разработать и осуществить подобную провокацию. К тому же и практика свидетельствует, что за такого рода акциями стоят их тайные вдохновители и спонсоры. Если это так, то закулисные режиссеры, разыгрывая жузовую карту именно в этом искаженном контексте, по всей вероятности, сами не осознают, что в перспективе она может стать угрозой их собственному благополучию. Поскольку по достижению критической массы любые подобные течения склонны обретать неуправляемый характер и, как правило, начинают жить собственной жизнью, генерируя из своих рядов новых лидеров, не склонных делить власть даже со вчерашними спонсорами. Хуже того, эти лидеры могут даже неосознанно оказаться на службе внешних сил, обладающих куда большим опытом управления подобными процессами и дестабилизацией государств. Не думаю, что это входит в планы наших элитариев.
Именно потому власть сегодня кровно заинтересована в нейтрализации этих угроз. Весь идеологический аппарат государства должен быть нацелен на выработку качественно новых стратегий, ориентированных на просвещение народа, исследование и широкое разъяснение уникального по своей сути института казахского шежире, согласно которому, кстати, родословная всех жузов возносится к одному отцу. Ясно ведь, что не для будущих распрей выстраивалась эта гармоничная структура единого народа. Такие исследования позволили бы напомнить всем, что стройная система сегментации казахского общества позволяла обеспечить его гармоничность, благодаря которой у нас не было беспризорных детей и брошенных родителей. Она позволила обеспечить почти нулевую преступность при полном отсутствии тюрем. Эти ценности могли бы и сегодня стать базовыми для нашего общества, напомнить себе и всему миру уникальные ценности казахского народа, позволявшие ему сохраниться в условиях сурового природного и политического климата и дойти до сегодняшних дней.
Конечно, эта программа не подарила бы кланам новых козырей в будущих политических баталиях, но в то же время помогла бы им не оказаться разменной монетой в чужой игре, более глобального масштаба. Но главным образом это бы позволило не только раз и навсегда прекратить безграмотные спекуляции вокруг жузово-родовой темы, но и лишить всех повода для обидных рассуждений о якобы историческом отсутствии казахской государственности.