Как за 25 миллионов купить то, что стоит 250 миллионов

11695 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 24 Янв 2020, 11:45

Кто возместит потери бюджета после приватизации морской буровой платформы

13 февраля общее собрание акционеров компании "CaspianSunrise" должно одобрить сделку о приобретении морской буровой платформы "CaspianExplorer", специально построенной для бурения в условиях мелководья северного Каспия.

Читайте также
Летят утки - из Шанхая на Кашаган

Нет сомнений, что такое одобрение будет получено – ведь за 25 миллионов долларов США акционеры получают во владение буровое судно, на строительство которого потрачено 250 миллионов.

"CaspianExplorer" сошла на воду в июне 2012 года на судоверфи Ерсай в Мангистауской области. Ее строительство было частью пакета договоренностей между нацкомпанией "КазМунайГаз" и Корейским консорциумом (в составе Корейской национальной нефтегазовой корпорации и нескольких крупных игроков из Южной Кореи) по разведке и освоению нефтеносного блока "Жамбыл" в казахстанском секторе Каспийского моря.

Как заявляли в то время официальные лица от нефтянки, отсутствие подобных буровых мощностей сдерживало полномасштабное освоение нефтегазовых богатств Каспийского шельфа. Предполагалось, что "CaspianExplorer", способная бурить разведочные скважины на глубину до 6 000 метров в условиях мелководья – от 2,5 до 5,5 метров, сможет работать по заказам всех операторов разведочных проектов в казахстанском секторе моря. Ее передали в доверительное управление дочерней компании "КазМунайГаза" – ТОО "ТеңізБурғылау". А "КазМунайГаз" объявил о том, что ищет партнера с деньгами для строительства второй подобной буровой.

Читайте также
Китайский путь для нефтянки

С помощью "CaspianExplorer" была пробурена разведочная скважина на морском участке "Жамбыл", однако после интерпретации полученных данных корейские эксперты пришли к выводу, что запасы нефти на месторождении едва ли не вполовину меньше прогнозируемых. Условием дальнейшего финансирования разведочных работ корейские инвесторы поставили увеличение своей доли в проекте с 27% как минимум, до 40%. На что получили отказ – требованием "КазМунайГаза" было стопроцентное финансирование корейской стороной при 27%-ной доле.

В итоге Корейский консорциум свернулся и покинул Казахстан. Нацкомпания получила его долю и стала обладателем 100% участия в проекте "Жамбыл", но от этого деньги на продолжение геологоразведки не появились. Поиски нового инвестора затянулись. А "CaspianExplorer" в 2017 году… была продана в частные руки.

Зачем?

Читайте также
Нефтегаз-2020: будем ли пить шампанское?

В том же году совместная операционная структура "КазМунайГаза" и Индийской нефтяной корпорации ONGC арендовала "CaspianExplorer" за 28 миллионов долларов США для бурения разведочной скважины на глубину 3,5 километра. В 2018-м КМГ вновь взял ее в аренду, за что заплатил новому хозяину около 24 миллионов долларов.

И вот "CaspianSunrise" за 25 миллионов долларов покупает эту морскую буровую.

И здесь самое время задаться вопросом: а почему КМГ не оставил ее в своей собственности, а из года в год платит за аренду? Есть и еще один деликатный момент – специальным постановлением правительства Казахстана строительство буровой баржи "CaspianExplorer" было освобождено от уплаты импортных пошлин и НДС на импорт, а практически все оборудование и комплектующие были привезены из Кореи, и на верфи "Ерсай" осуществлялась лишь сборка. Интересно, кто-нибудь возместил потерянные на этом доходы бюджета при приватизации буровой?

Фото: korabel.ru.

Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Китай заполняет пустоту – у Центральной Азии нет выбора
Балансировать между глобальными игроками становится все сложнее
Малый Турксиб: Для чего настоящие поезда ходили по центру Алма-Аты
Репортажи из прошлого
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Рост ВВП и падение доходов: парадоксы казахстанской экономики
Казахстанцы зарабатывают на еду и похороны
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора
Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента