Как потратить 400 миллионов на мебель, которая калечит детей
Мебельный распил
Об этом конкурсе я узнал еще в мае. Все как всегда за последние без малого десять лет - конкурс разыгрывается среди обществ инвалидов – "производителей" мебели. До реальных производителей дела, как обычно, нет. Как правило, в таких случаях мы скорбно вздыхаем и продолжаем заниматься своими делами. Но тут необычной была бюджетная сумма конкурса – около 400 млн. Поставка в школы Алматы, а это без малого 200 школ, 16 000 комплектов парт, 1466 шкафов и 1120 школьных досок разыгрывалась в 5 лотах. Объем беспрецедентно большой. По всей видимости, устроители конкурса решили на мелочи не размениваться и одним махом решить проблемы, связанные с нехваткой школьной мебели в городе. Еще и накануне введения в оборот индустриального сертификата - инструмента поддержки реальных производителей. Зная возможности обществ инвалидов - производителей мебели, а вернее сказать - отсутствие всякой возможности производства, я решил понаблюдать.
Сразу скажу, что среди обществ инвалидов есть реальные производители. Которые производят вполне себе качественную продукцию, ограниченными объемами, правда, но хоть что-то производящие. Таких обществ у нас в стране не более полутора десятков.
А чтобы стал понятен масштаб проблемы, в прошлом году из почти 11 млрд тенге, разыгрываемых на рынке госзаказов, до реальных производителей долетели "брызги" - менее миллиарда. Остальное разделили между собой в какой-то пропорции эти общества и структура "Енбек" КУИС РК. Есть в законодательстве странные послабления и приоритеты именно для этих структур. Так вот реальных производителей среди обществ инвалидов тоже давно вытолкали с рынка госзакупок эти странные образования. Для того, чтобы зарегистрировать это общество и пользоваться всеми благами и льготами, в том числе – налоговыми, которыми государство почему-то осыпало именно их, необходимо иметь в штате не менее 50 % сотрудников из числа "лиц с ограниченными возможностями" и какие-то договоренности в столице, где сидит условный "протоинвалид". Количество сотрудников, впрочем, никто не оговаривал, поэтому сейчас на рынке мебельщиков из числа инвалидных организаций, а их более 300 обществ (!!!), полно фирм с количеством сотрудников до 5 человек.
Именно эти 3 компании в статусе инвалидных организаций, с числом работающих на предприятии до 5 человек, и выиграли конкурс в итоге. Ну, выиграли и выиграли, казалось бы. Мы уже смирились с этой вопиюще несправедливой ситуацией, когда поддержками и льготами у нас обладают кто угодно, но только не реальные производители. Кричали об этой ситуации на протяжении 5 лет на всех уровнях, нас отказывались даже слушать. В какой-то момент мы решили не надрываться, какой в этом смысл… Говоря МЫ, я имею в виду республиканскую ассоциацию мебельщиков АПМДП РК, которая объединяет более 80 предприятий – производителей мебели по всему Казахстану. Вице-президентом этой ассоциации я имею честь быть уже пятый год.
И в случае этого конкурса нам ничего не оставалось, как утереться в очередной раз. Но насторожила цена изделий от обществ победителей, которая оказалась чуть выше материальной стоимости (стоимость всех материалов, использованных для производства изделия). При условии, что при изготовлении парт и шкафов будут соблюдаться все требования технического задания конкурса. Чтобы было понятно, стоимость изделия, скажем, парты, которая включает в себя также и доставку, сборку на месте (в школе), у победителей оказалась чуть выше стоимости материалов, необходимых для производства этого изделия. Про сущие мелочи в виде производственных, административных (включая зарплату) и расходах по реализации, не говоря уже про пошлую прибыль, я умолчу. Даже, если допустить, что эти общества-таки делают эту мебель сами, не срастается все равно. А допускать даже не стоило, и последующие события это подтвердят.
Не доверяешь? Проверяй!
Являясь членом комиссии по местному содержанию при акимате г. Алматы, в августе я инициировал совещание по этому конкретному конкурсу, на которое пригласили представителей управления образования города, ДКТРМ, СЭС, управления предпринимательства и работников региональной палаты предпринимателей "Атамекен". На совещании я честно поделился своими сомнениями. В том числе относительно возможного низкого качества продукции. Попросил быть внимательными при приемке, ведь некачественная продукция может повлиять на здоровье детей, нанесет непоправимый ущерб и т.д. В ответ я услышал, как всегда, высокомерную отповедь, дескать, конкурс проведен с соблюдением норм закона, остальное нас касаться не должно.
Но коллеги по региональной палате и другим ведомствам меня поддержали, было решено создать комиссию, в функции которой входил, в том числе, и мониторинг соответствия поставляемой мебели условиям технической спецификации и соответствия условий качества и безопасности.
В общем, составили приказ о создании комиссии, запротоколировали это решение и стали готовиться к выезду. Я это так подробно расписываю, потому что в какой-то момент управление образования и горе-поставщики стали утверждать, что комиссия создана незаконно и не имеет права осуществлять проверки. Про проверки же никто не говорил ни тогда, ни сейчас, как вы понимаете. Не знаю, может быть назвать выезд комиссии дружелюбным посещением школ города с целью ознакомиться с ходом поставки? Казуистика, в общем. И, кстати, еще. В ходе совещания, а состоялось оно 21 августа, представитель управления образования заверил нас, что поставка осуществлена на 60%, и срок окончания поставки 10 сентября. На момент написания этого текста поставка даже близко не состоялась.
"Производители" барахла и китайских досок
Далее, 16 сентября, комиссия выехала в четыре школы Турксибского района. Школы выбирались случайным образом, и управление образования до последнего момента не знало, куда именно мы запланировали выезд, хотя очень хотело нас видеть в определенной школе в Алмалинском. Ну а дальше все знают. В одной школе поставок еще не было, а в трех других нас ждал трэш. Поверьте, я в этом бизнесе 25 лет, всякое повидал. Но такого откровенного барахла…Ну, видел, конечно, но на задворках империи, как говорится, подальше от начальствующего глаза и капризного потребителя. Где потребитель рад хоть какой-то обнове, потому что нет ничего. Но тут! В крупнейшем городе страны. Вот выдержки из заключения комиссии:
Выводы и рекомендации. 1) Заявленное количество мебели по договору поставки на объекты поставлена не в полном объеме. Срок окончания поставки 10.09.2019.2) При визуальном осмотре выявлено, что поставленная продукция по лотам № 23494053- ОКТ, № 23494449-ОК1, № 23494107-ОКТ, № 23494613-ОК1. № 23493818-ОК1, № 23494108-ОК1 (парты школьные, шкафы для наглядных пособий) не соответствует техническому заданию конкурса, не представлены документы подтверждения соответствия мебельной продукции (мебель для учебных заведений) требованиям технического регламента Таможенного союза, крайне низкого качества, выполнена с грубейшими нарушениями норм ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", ГОСТ 16371-93, ГОСТ 22046-2002 и СанПиН 2.4.1.2660-10 и представляет опасность для здоровья школьников.
Рекомендуется отобрать образцы продукции для отправки на лабораторные испытания‚ в связи с открытыми поверхностями ламинированной плиты, на содержание формальдегида. Также рекомендуется НПП РК "Атамекен" провести внутреннее расследование на предмет правомерности выдачи сертификата о происхождении товара СТ - Кз, компании ОО "…" на производство мебельной продукции. В связи с численностью до 5 работников предполагаем, что выполнение данного объема при сроках указанных в договоре, является невозможным.
Когда я опубликовал фото этой, с позволения сказать, "мебели" в первый раз, люди сомневались, даже говорили, что эта мебель БУ. Нет, товарищи, эта мебель "с пылу, с жару", из-под топора, или чем они там эту мебель делали, победивших в тендере производителей. А еще у меня есть гугл, где четко отмечены дата, время, место съемки, а также члены комиссии, которые вместе со мной видели это безобразие.
Со школьными досками было все ясно с самого начала. Поставщик – общество инвалидов бесхитростно предоставил этикетку, из которой явствовало, что доски китайского производства. А когда мы спросили, знали они, что конкурс проводился среди производителей, сделали большие глаза и удивленно пожали плечами.
Вопрос, зачем в техническом задании конкурса стоит требование указать наличие производственных площадей и технологического оборудования, задавать мы не стали, чтобы не ломать и так крайне неустойчивую психику представителя общества. Тем более, что к китайским доскам претензий нет, по большому счету, кроме, разве того факта, что они китайские. А вот к двум другим обществам вопросов очень много. Один из главных - знают ли они, что помимо крайне низкого качества, изделия АБСОЛЮТНО не соответствуют условиям технической спецификации?
Этот вопрос я часто задаю и управлению образования, вместе с вопросом, что они собираются предпринять. И если раньше управление хоть как-то на контакт шло, очевидно, узрев резонанс после публикаций, то сейчас предпочитает отмалчиваться. Опять. Состоялся даже диалог на телевидении между мной и начальником отдела закупок управления образования. После эфира мы договорились, что встретимся на площадке НПП и обсудим порядок, по которому должна осуществляться приемка мебели. Очень странно, что за все время существования управления так и не разработан документ, по которому можно делегировать эту простую операцию школам. А школы замерли в тревожном ожидании. Моя ошибка, что, написав письмо в СЭС, наш Союз Обрабатывающей Промышленности указал номера школ, в которых побывала комиссия. И СЭС, придя с проверкой в эти школы, не мудрствуя, выписала штрафы директорам. Было очень неприятно, что школы попали "под молотки" только за то, что оказались на нашем маршруте. Чего там больше - злого умысла или нежелания думать, не знаю. Возможно даже, что формально работники СЭС были правы. Но суд удовлетворил жалобы директоров оштрафованных школ и отменил штрафы. Более того, судья рекомендовал работникам СЭС оштрафовать управление образования, что было бы логичнее, согласитесь.
Между тем некоторые учителя и даже директора пишут мне в личку с вопросом, что им делать - мебель продолжают поставлять, а подписывать приемо-сдаточные документы они не хотят, помня какой нежданчик им может преподнести любая проверка со стороны госорганов. Мы даже подробно описали техническое задание и опубликовали эскизы мебели с подробным описанием и размерами, которую должны поставить в школы эти горе-поставщики. Но мои публикации – не руководство к действию и воспринимать их в качестве инструкции никто не может. К сожалению или к счастью. Управление образование хранит молчание.
Обломки накроют многих
Есть еще одна проблема. Она называется ДМС (доля местного содержания) в товарах, работах и услугах нашего акимата. Это индикатор эффективности работы всего акимата в части поддержки отечественного производителя. Чем выше показатель - тем лучше. Благодаря управлению образования к концу года этот показатель может с треском обрушиться, и обломки могут накрыть многих. Я не злорадствую, напротив, я большой поклонник нынешнего акима, ведь именно благодаря ему, еще в бытность его премьером в 2016 году, был дан старт "экономике простых вещей". И благодаря именно его действиям мы сегодня получили действительно эффективный инструмент под названием "индустриальный сертификат". Такое токсичное наследство ему досталось, что тут поделаешь.
Общества написали кучу жалоб во все существующие у нас в стране инстанции. Обвиняют меня в лоббировании собственных интересов, предвзятости, в сговоре с директорами школ (!!!). Ну, во-первых, чьи интересы я должен лоббировать, ваши что ли?! Я лоббирую интересы отрасли, интересы реальных и ответственных производителей, свои в том числе - да. А благодаря таким откровенно спекулятивным и безответственным структурам многие мебельщики находятся на гране вымирания. Нанесен непоправимый (едва поправимый) репутационный ущерб. Отечественное производство волей-неволей будут ассоциировать с вашим барахлом еще очень долго. Еще долго эти правительственные эксперименты будут нам аукаться, еще долго будем обеляться. Во-вторых. Давайте отделим кислое от круглого. Есть факт поставки некачественной и, я продолжаю настаивать, опасной для здоровья детей мебели, к тому же несоответствующей техническому заданию. Меняйте! Приводите в соответствие! Работать комиссия со мной или без меня, с участием работников управления образования или нет, но будет, это я вам обещаю! И да, я не забью, как тут советуют!