Диспетчер, обвиняемый в крушении Ан-72 под Шымкентом, попросил суд оправдать его. Об этом он заявил во время прений, сообщает корреспонент Tengrinews.kz.
Канат Акильбеков заявляет, что с предъявленными обвинениями не согласен и вину не признает. 25 декабря все действия совершал в соответствии с документами и правилами. А вот сам экипаж допустил немало нарушений.
Экипаж выбрал в качестве запасного аэродрома Алматы и Кызылорду, рассказывает диспетчер. "В 18.40 экипаж доложил о выбранных запасных аэродромах, мне необходимо было уточнить, не продлевался ли регламент работы, ведь он работал до 18.00. О том, что аэропорт Кызылорды закрыт я доложил экипажу в 18:49:32", - сообщил Акильбеков.
А вот далее из протокола переговоров между членами экипажа: "18:51:53 штурман: Ну, Кызылорда закрыта же?! Капитан: Ну, Алматы проверяют. Алматы подходит нам". Закрытие Кызылорды, рассказывает диспетчер, стало для экипажа неожиданностью, хотя о его работе пилоты должны были знать еще в точке вылета. Обвинения в том, что он слишком долго продержал самолет на высоте 2160 метров, Канат Акильбеков тоже опровергает. Мол, наоборот, эта высота была для Ан-72 безопасной. "В условиях обледенения рекомендовано следовать при более низких температурах и как можно меньше находиться на малых высотах, так как более интенсивно обледенение бывает до высоты 1000 метров. Поэтому чтобы судно не попало в зону сильного обледенения я дал команду сохранять эшелон 70", - рассказал подсудимый. Его действия в суде признали правильными и коллеги, и пилоты, и метеорологи.
С обледенением судна вообще история странная. Как выяснилось в ходе суда, экипаж знал о том, что у самолета обледенение, так как система была включена в 18:50:25 и работала до столкновения. Только вот диспетчеру это никто не сказал, хотя согласно правилам, должны были это сделать незамедлительно.
Не прислушался сразу экипаж и к указанию диспетчера снижаться на высоту 800 метров. Канат Акильбеков, вспоминая события того вечера, рассказывает: "В 18:52:12 я дал разрешение снижаться на высоту 800 метров. Если экипаж не может это сделать, он должен мне сообщить. Или если не согласен с моей рекомендацией, то командир должен запаросить другое решение. Но ничего такого от экипажа я не слышал. Более того, на индикаторе воздушной обстановки я не наблюдал снижения воздушного судна. Именно поэтому диспетчер повторил разрешение о снижении в 18:53:06. В 18 часов 53 минуты 20 секунд высота воздушного судна составляла 1610 метров. Как выяснилось, экипаж приступил к снижению лишь 10 секунд назад, а не сразу после моего повторного разрешения".
Вот только экипаж так и не доложил, что занял высоту, указанную диспетчером. "Из дела видно, что экипаж докладывал о занятии эшелона 100, 70, однако о занятии высоты 800 метров не было. А в 18 часов 54 минуты 38 секунд за 4 секунды до столкновения с землей на моем мониторе отобразилась высота 520 метров и сработал сигнал, предупреждающий о предельно низкой высоте. Такое снижение с 830 до 520 метров за 6 секунд невозможно, поэтому я подумал, что данные о высоте Ан-72 были искажены. К тому же экипаж не сообщал ни о каких внештатных ситуациях", - сообщил Акильбеков.
Уже позже выясниться, что с момента загорания сигнала до столкновения прошло 4 секунды, за это время диспетчер ничего бы не успел предпринять, а потому это немогло стать причиной авиакатастрофы, рассказывает адвокат подсудимого Ардак Балпыкбаев. Как стало известно, на самом воздушном судне сигнал об опасном приближении земли вообще не сработал. И вот здесь есть над чем задумать, говорит защитник, ведь судно, по идее после ремонта. "В конце октября 2012 года когда принимали самолет еще в Киеве тогда была заложена катастрофа, - заявил в суде Ардак Балпыков. - Самолет приняли с нарушением, точнее система раннего предупреждения земли были с нарушениями, а эта система предназначена для безопасности. Люди, которые должны были осуществлять за этим контроль, ничего не сделали и самолет 25 декабря 2012 года вылетел без этой системы".
Кроме того, адвокату удалось выяснить, что за месяц до катастрофы воздушное судно пережило еще одну неприятность. Так, 22 ноября 2012 года был отказ радиовысотомера, тоже самое произошло и через месяц под Шымкентом. "Если бы нормально работали службы, то выявили эту ошибку и может не было бы катастрофы. Более того, самолет пока почти месяц стоял, был на обслуживании членов экипажа. Вот только у экипажа не было даже оборудования для проверки работы высотомеров. Они не могли проверить правильно ли показывают приборы", - заявил Ардак Балпыков. К тому же защитник возмутился тем, что после простоя для судна не провели пробного вылета, чтобы выявить проблемы, а сразу отправили в злополучный рейс Астана-Шымкент.
Немало в уголовном деле, говорит адвокат, и доказательств недостаточной подготовки экипажа. Так, сторона защиты указывает на наличие в уголовном деле разговоров между пилотами. Согласно им, командир рассказывает: "Когда я с летной книжкой своей подлете, минимумов он мне наставил, которых не существует". К тому же, личный состав даже не знал, как проверить водоотстойники. Спецкомиссия МАК выяснила, что они даже не знали, где они находятся. Между тем, именно влагоотстойники сыграли роковую роль в неправильных показаниях высоты.
"Когда 25 декабря такой самолет с этим экипажем вылетел, он был обречен. А вина Акильбекова в том, что он был последним человеком, который с ними говорил. У защиты складывается впечатление, что заведомо незаконное и необоснованное уголовное преследование диспетчера Акильбекова происходит не для того, чтобы установить истины, а признать виновным человека стороннего от пограничной службы. Тогда будут и страховые выплаты, и имидж Погранслужбы не пострадает", - заявил Ардак Балпыков.
Оглашение приговора по этому делу должно состояться 28 апреля.
Напомним, крушение Ан-72 под Шымкентом произошло 25 декабря 2012 года. На борту военно-транспортного самолета, следовавшего по маршруту "Астана - Шымкент", находились 27 человек - 7 членов экипажа и 20 военнослужащих, среди которых были директор Погранслужбы КНБ РК полковник Турганбек Стамбеков, начальник управления пограничных войск "Оңтүстік" Павел Доценко, а также руководители погранотрядов "Кордай" и "Сарыагаш". Экипаж и пассажиры погибли.
Источник:tengrinews