Новый налог на транспорт разоряет владельцев свадебных лимузинов
- Наше государство во главе с Президентом делают очень многое, чтобы поставить на ноги отечественный бизнес, помочь предпринимателям реализовать свои проекты, которые были бы полезны обществу и людям. Об этом говорит и тот факт, что по поручению главы государства малому и среднему бизнесу выделяются сейчас значительные кредитные ресурсы – триллион тенге. Но в то же время есть факты, когда МСБ терпит бедствие и находится на грани банкротства. Об этом Zakon.kz рассказал предприниматель, владелец транспортного Агентства Сергей Хобин. По его словам, на фоне озвучивания Президентом страны программы помощи МСБ, происходит все наоборот.
- Сергей Кириллович, как я вас поняла, вы озабочены новым налогом на транспорт?
- Совершенно верно, новый налог на транспорт разоряет малый бизнес. В любой стране мира роль создателя рабочих мест ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который прилагает немало усилий, чтобы выжить в столь нелегкое для всего мира время. Думаю, сильным государство может себя считать только тогда, когда решены проблемы безработицы, созданы условия для развития бизнеса в стране, разрабатываются и применяются законы для бизнеса, а не против него.
Так почему же в стране, где Президентом уже не первый год объявляется о программе поддержки и помощи в развитии МСБ, закрытие предприятий стало массовым? Почему, как только Президент даст правительству указание помогать бизнесу, бизнесмены Казахстана ждут очередного закручивания гаек, ужесточения налоговой нагрузки, одним словом, новых проблем? Да все очень просто: предприятия закрываются, кризис в полном разгаре, налогов становится все меньше и меньше. А как же налоговые органы будут рапортовать Президенту о пополнении казны, как красиво преподнести ему, что в нынешнем году налогов собрано больше, чем в прошлом? Вот и изощряются налоговые службы в придумывании новых видов налогов, чтобы отрапортовать Президенту и не лишиться насиженных мест.
Здесь все способы хороши: а давайте заставим всех работающих на базарах купить кассовые аппараты, а давайте временно отменим кассовые аппараты, а то налогов еще меньше стало. Интересно, кому в голову пришла мысль использовать кассовые аппараты на рынках, особенно зимой при температуре 20-30 градусов мороза? Последнее изобретение налоговых служб – а теперь давайте налог привяжем к размеру торговой площади на базаре и к виду товара. Можно подумать, что торгуя одним и тем же товаром, с увеличением торговой площади увеличится выручка. Или вот еще, а давайте запретим прохождение технического осмотра, пока не оплатят налог на транспорт, а то мы не в состоянии проконтролировать налогоплательщиков. По закону оплатить налог казахстанцы имеют право до конца текущего года, но если ты владелец авто, то твои права тут же нарушаются.
- Вы кому-нибудь говорили о своих бедах, ведь можно, в конце концов, пожаловаться в компетентные органы…
- Наши предприниматели - владельцы свадебных агентств г. Алматы по прокату лимузинов - написали открытое письмо Президенту страны и там все указано, в частности, говорится о губительной для бизнеса привязке техосмотра к уплате налогов на транспорт и других проблемах.
- Можно более подробно, о чем вы конкретно написали Президенту?
- Мы обратились за помощью к главе государства. Так, 1 января 2011 года в Налоговый кодекс РК были внесены изменения в статью 367, которая была дополнена п.п. 1-1. С этого момента лимузины были приравнены к налогу для легковых транспортных средств с объемом двигателя более 4000 см. куб. и увеличились с 20000 тенге до 220000 тенге. Ввиду того, что данный вид транспорта не является предметом роскоши, не используется для ежедневной эксплуатации, был ввезен в РК и поставлен на учет как автобусы, и имеет предназначение - для ведения бизнеса, мы просим приравнять лимузины к транспортным средствам повышенной вместимости категории D (автобусы) с применением ставок налога на транспорт данной категории, как это было закреплено в статье 367 до 1 января 2011 года.
Нам, предпринимателям, терпеть больше нет возможности. Почему для авто с объемом двигателя более 3000 см.куб размер налогов был изменен только для транспорта, который приобретается после принятия поправок в Налоговый кодекс? Почему для пикапов и лимузинов не применена такая же политика, как и к 3-х литровкам? По крайней мере, не были бы нарушены права владельцев таких авто. Теперь у народа есть выбор, покупать или не покупать. В случае с пикапами и лимузинами не предоставлено права выбора. Купил грузовик, а с чьей-то легкой руки он вдруг стал легковой машиной, купил автобус и вдруг он стал тоже легковушкой. Не правильней было бы руководствоваться законами, действующими на момент приобретения авто?
Да, многое переворачивается с ног на голову, когда речь идет о пополнении бюджета. Неужели никто не подумал о том, что с введением такого налога в первую очередь пострадает бизнес, пострадают простые граждане Казахстана, которые останутся без работы и средств к существованию.
- Так к чему привели изменения в Налоговом кодексе?
- Такое повышение налоговой нагрузки на наш бизнес приводит к разорению компаний, к закрытию агентств. Мы на грани банкротства, сотни сотрудников агентств со дня на день потеряют работу. Сезонность бизнеса, снижение платежеспособности населения на фоне кризиса и девальвации тенге привели к снижению спроса на наши услуги. Невозможность прохождения техосмотра без уплаты транспортных налогов поставило наш бизнес окончательно в тупик.
Вот почему бы Казахстану не перенять опыт многих стран и не включить транспортный налог в стоимость бензина? Ведь все проблемы разрешились бы сами собой. Много ездишь, много плати и наоборот. В этом случае за лимузин, который в неделю километров 50 проезжает, налог составил бы в сотню раз меньше, чем для жигули на которой таксуют день и ночь. Ведь это было бы очень справедливо, да и налоговикам проще контролировать. О повороте власти к бизнесу лицом, пожалуй, можно только мечтать, если на фоне озвучивания Президентом страны программы помощи МСБ, происходит все наоборот.
Также мы обращались в минфин, министерство экономики, Аппарат Президента, Генпрокуратуру. На все наши обращения получены ответы со ссылкой на статью Налогового кодекса. Нежелание разобраться в сложившейся обстановке и оказать нам помощь в рамках президентской программы по защите МСБ очевидно. Мы просили помощи, а не цитирование статьи, которая поставила в тупик наш бизнес.
Интересно, что выиграет от введения таких налогов государство, ведь если лимузины будут стоять из-за невозможности пройти техосмотр, который нельзя пройти из-за того, что бизнесу нечем заплатить налоги, значит, не будет работы, соответственно прибыли и как следствие налогов от деятельности предприятия. При этом сотни людей останутся без работы. В одном из своих интервью в СМИ я говорил, что встанет еще один вопрос, неплатежеспособность заемщиков банков, которые приобретали эти дорогостоящие авто в кредит. Стоит ли овчинка выделки? Стоит ли подвергать бизнес таким испытаниям? Стоит ли ставить в противовес будущее бизнеса и казахстанцев копеечному в государственных масштабах и непосильному для бизнеса пополнению в бюджет?
Автор:Торгын Нурсеитова