Арестованный Fokker-100 UP-F1005 авиакомпании Bek Air несколько раз был замечен в небе
В прошлом году на сайте Flightradar24 периодически стал мелькать самолет авиакомпании Bek Air Fokker-100 UP-F1005. Этот самолет появлялся не только в воздушном пространстве Казахстана, но Российской Федерации.
До нас доходили слухи о том, что такой же борт в прошлом году замечали и в воздушном пространстве стран, граничащих с нами с юга, но доказательств этому мы пока не нашли, хотя и не теряем надежды.
Напомним, что самолеты авиакомпании Bek Air находятся под арестом, а лицензия была отозвана у авиакомпании после авиакатастрофы, которая произошла 27 декабря 2019 года.
В декабре прошлого года самолет, следовавший рейсом РК8265 с опознавательными знаками самолета Fokker-100, с бортовым номером UP-F1005 авиакомпании Bek Air вновь засветился на радарах.
Комитет гражданской авиации Казахстана дал свои комментарии, и пояснил, что борты авиакомпании Bek Air в воздух не поднимались, а данный рейс из Астаны в Алматы осуществлял военный самолет типа С295 министерства обороны Казахстана.
Министерство обороны также прокомментировало ситуацию и в своем telegram-канале опубликовало сообщение об этом инциденте. Аналогичный ответ оборонного ведомства прислали и нашей редакции, отметив, “что военные авиационные транспортные средства имеют отличительную идентификацию от гражданских летательных аппаратов, что может приводить в отдельных случаях к ошибкам в системе распознавания военных самолетов и вертолетов. В военно-воздушных силах все летательные аппараты оснащены специальной системой опознавания, информация о которой является закрытой. Поэтому возможно некорректное отображение информации о воздушных судах и позывных на экранах гражданских радаров…”.
Собственно, почему бы и нет – военная тайна.
Но 4 сентября 2022 года этот же борт - Fokker-100 с бортовым номером UP-F1005 засветился в воздушном пространстве Российской Федерации. Он следовал рейсом RK73133. Направление и предназначение рейса мы не знаем.
Но если это был все тот же борт минобороны Казахстана, то возникает очень много вопросов, начиная с государственных тайн по засекречиванию военных самолетов, и как это все связано с РФ, заканчивая целью данного полета.
Но нам вспомнилась история с Airbus A340, о которой писал Геннадий БЕНДИЦКИЙ в феврале 2017 года.
Нарушив законодательство, Комитет гражданской авиации (КГА) Казахстана, находящийся в подчинении министерства по инвестициям и развитию, по заявлению некоего частного лица поставил на учет два самолета Airbus A340. Между тем эти воздушные суда принадлежали иностранной авиакомпании, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах.
Правда, эти самолеты в Казахстан даже не залетали. Как сообщили представители посольства США, оба воздушных судна должны были прямиком направиться в Сирию.
Тогда Казахстану пригрозили серьезными санкциями.
Нашему коллеге выяснить человека, поставившего на учет в Казахстане два Airbus A340. Им оказался некий гражданин Казахстана САРИНОВ Кайрат Темиргалиевич, 1966 года рождения, проживающий в Акмолинской области. Удостоверение личности Саринову выдали в августе 2016 года.
Документы на самолеты, а также заявление г-на Саринова об их включении в казахстанский реестр воздушных судов в Комитет гражданской авиации РК попали благодаря участию бывшего заместителя председателя этого комитета Талгата КАСЕНОВА.
Тогда международного скандала, как и санкций, Казахстану удалось избежать.
Но практика регистрировать самолеты под, скажем так, “левыми” номерами осталась.
Прокомментировать данный инцидент мы попросили представителя нидерландской компании-лизингодателя самолетов Fokker-100 и основателя авиакомпании Bek Air Нурлана ЖУМАСУЛТАНОВА:
- Как могло получиться, что публичный веб-сервис Flightradar24 показал, что летит самолет C-295 ВВС Казахстана, но при этом в описании самолета “высвечивался” самолет Fokker-100 UP-F1005, ранее эксплуатировавшийся авиакомпанией Bek Air?
- Думаю, что дело здесь в так называемых 24-битовых кодах, являющихся своеобразными цифровыми индивидуальными идентификационными номерами для воздушных судов. Первые 12 битов обозначают страну регистрации самолета, а вторые 12 битов – показывают к какому конкретно самолету они присвоены: тип ВС, бортовой номер, заводской номер и т.п.
В свою очередь этот 24-битовый код “прошивается” в транспондер (т.е. автоответчик) самолета, который в полете каждую секунду подает в эфир кодированный радиосигнал на частоте около 1000 МГц, содержащий информацию о самолете и параметрах полета: страна регистрации, тип ВС, бортовой номер, заводской номер, скорость и высота полета, текущие координаты и т.п. Этот сигнал считывается наземными средствами радиолокации (гражданскими и военными) и на мониторе выводится так называемая “метка” о каждом воздушном судне, находящемся в воздухе, и высвечивается вся перечисленная информация о самолете и параметрах полета.
24-битовый код присваивается авиационными властями каждому конкретному воздушному судну при его постановке на регистрацию и внесении в Реестр гражданских или государственных воздушных судов. Там же ведется журнал присвоения 24-битовых кодов. Вероятность совпадения и присвоения одинаковых 24-битовых кодов практически нулевая – вторые 12 битов дают десятки миллиардов комбинаций. При этом авиационные власти периодически передают эти сведения в ИКАО, которые также ведут учет гражданских воздушных судов и их оборот в мире.
В истории, о которой идет речь, скорее всего, из миллиардов и миллиардов комбинаций выпало невероятное совпадение – и уполномоченный орган в сфере государственной авиации (т.е. МО РК), ведущий учет государственных воздушных судов, к которым относятся самолеты военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны ВС РК, присвоили 24-битовый код, совпадающий с 24-битовым кодом самолета Fokker-100 с бортовым номером UP-F1005, присвоенный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, в нашем случае – КГА, при внесении этого самолета в Реестр гражданских воздушных судов РК еще в феврале 2013 года, когда он был ввезен в Казахстан.
- А как эти сведения оказались в публичном веб-сервисе Flightradar24?
- Flightradar24 – общедоступный веб-сервис, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением воздушных судов, сведения о которых имеются в их базе данных, и обо всех воздушных судах, сведения о которых ранее были переданы авиационными властями разных стран в ИКАО. При этом веб-сервис Flightradar24 может наблюдать за воздушными судами, оснащенными транспондерами (т.е. автоответчиками) только типа ADS-B/MLAT, которые в воздухе подают кодированный радиосигнал со сведениями о воздушном судне и параметрами полета, принимаемыми не только навигационными службами, но и сетью собственных приемников веб-сервиса Flightradar24, имеющих зону “покрытия” радиусом 250-400 километров.
В настоящее время мировая сеть приемников веб-сервиса Flightradar24 насчитывает 30 тысяч штук и постоянно увеличивается, что позволяет расширять зоны покрытия и улучшать качество получаемых радиосигналов. Любой пользователь компьютера может установить оборудование ADS-B и через интернет делиться информацией с веб-сервисом Flightradar24 и получить за это награду в виде годовой бизнес-подписки.
- Где сейчас находится самолет Fokker-100 с бортовым номером UP-F1005?
- Стоит себе в аэропорту Алматы и не летает с 27 декабря 2019 года. В 2020 году истек сертификат летной годности, а чтобы поднять самолет в небо, требуется провести много работ по базовому техническому обслуживанию планера, двигателей и других узлов, агрегатов и электронных блоков. Кроме того, наложены аресты на этот и другие самолеты Fokker-100, эксплуатировавшиеся авиакомпанией “Bek Air, но принадлежащие нидерландской лизинговой компании, интересы которой я представляю.
- Кем были наложены аресты?
- Аресты наложены правоохранительными органами в рамках уголовного дела по факту авиакатастрофы самолета Fokker-100 UP-F1007, произошедшей 27 декабря 2019 года, для удовлетворения возможных исков о возмещении морального ущерба пострадавшим от авиакатастрофы, а также судебными исполнителями в рамках исков о возврате стоимости неиспользованных авиабилетов. Еще есть иск от АО “Jusan Bank”.
- В прошлом году некоторые сетевые издания писали об интересе АО “Jusan Bank” к самолетам авиакомпании Bek Air, которые якобы планировалось использовать в попытке госпереворота в январе 2022 года. Насколько это соответствует действительности?
- Где-то в сентябре 2020 года АО “Jusan Bank” подало иск о нанесении ему ущерба деятельностью авиакомпании Bek Air, хотя мы никогда не имели каких-либо отношений с банком: ни счетов, ни кредитов и т.п. Не было никаких отношений с этим банком и у нидерландской компании – владельца и лизингодателя самолетов Fokker-100, эксплуатировавшихся авиакомпанией Bek Air. Тем не менее, иск банка был принят и аресты наложены. Позже из тех же сетевых СМИ стало известно об аффилированности АО “Jusan Bank” с бывшим руководством КНБ, арестованным в январе 2022 года.
Кроме того, в 2021 году наблюдались попытки договориться с владельцами самолетов Fokker-100 об их выкупе со стороны лиц, которые действовали якобы в интересах больших казахстанских чиновников.
Также общеизвестно, что в те тревожные дни попытки госпереворота аэропорт Алматы был захвачен боевиками и один самолет все-таки в Алматы прилетел, привезя более сотни неизвестных пассажиров из одного из государств Центральной Азии.
А после января 2022 года появилась гипотеза о том, что заговорщиками, возможно, планировалось использовать самолеты Fokker-100 для перевозки боевиков в Казахстан из соседних стран региона. Теоретически это возможно.
- Что значит - “теоретически возможно”?
- По состоянию на январь 2022 года самолеты Fokker-100 простояли на земле более двух лет без технического обслуживания и теоретически не могут выполнять полеты. Но практически самолеты могут выполнить несколько перегоночных полетов при проведении минимального техобслуживания и наличия специального разрешения авиационных властей, которые выдаются для выполнения перегоночных рейсов к центрам технического обслуживания или ремонта или при смене владельца и страны регистрации и т.п. Главное условие этих специальных перегоночных полетов – “без коммерческих прав”, то есть нельзя перевозить пассажиров, которым продали авиабилеты, но никто не запрещает иметь полный самолет служебных пассажиров, внесенных в полетное задание или генеральную декларацию, и принадлежность которых никто никогда не проверяет, так как это является внутренним делом эксплуатанта воздушных судов. Иными словами, можно было поднять эти самолеты в воздух, слетать куда угодно, привезти в Казахстан кого угодно – для чего нужно иметь только лишь специальные разрешения, которые выдает АО “Авиационная администрация Казахстана” или Комитет гражданской авиации. При этом для выполнения полетов летно-технический персонал авиакомпании Bek Air, который имеет возможность сделать минимальное техобслуживание и может управлять самолетами Fokker-100, мог быть использован “втемную”.
- И что же могло помешать такому использованию самолетов Fokker-100?
- На мой взгляд, планам заговорщиков по незаконному использованию самолетов Fokker-100 в январе 2022 года помешали достоверно установленные права на данные самолеты нидерландской компании, игнорирование которых могло вызвать неуправляемый международный скандал независимо от исхода попытки государственного переворота.
- АО “Авиационная администрация Казахстана” до января 2022 года возглавлял П. ГРИФФИТС – гражданин Великобритании, который “скоропостижно” уволился и уехал из Казахстана сразу же после ареста руководства КНБ. Не подозрительно?
- Еще как подозрительно. Как бывший офицер контрразведки, я прекрасно знаю, что шпионаж, захват власти, госпереворот, терроризм и т.п. – предполагают наличие конспиративных очных каналов связи с представителями заинтересованных лиц, организаций или спецслужб. Поэтому – чем черт не шутит...
- Можно вопрос не по теме: вы смотрели выступление генерального прокурора и руководителей других силовых структур перед парламентом, в годовщину январских событий? Можете что-нибудь сказать как бывший офицер спецслужб?
- Вопрос политический. Я давно от политики уворачиваюсь, хотя у жизни свои планы. Но выступление это смотрел и изучал внимательно. Думаю, что прокурор огласил не более 10-15% той информации, которая имеется у следствия. Оно и понятно – там все под грифом секретности.
Наверное, позже общество много нового узнает. И не только о конечных бенефициарах госпереворота, но и о каналах и источниках финансирования захвата власти, массовых беспорядков и актов терроризма, которые произошли в январе 2022 года.
Ведь все прекрасно понимают, что на такие вещи, как госпереворот, захват власти, акты терроризма, массовые беспорядки и т.п. нужны денежные средства, за счет которых для боевиков финансируются жилье, оружие, экипировка, транспорт, средства связи, вознаграждение и карманные расходы и т.п. Причем деньги эти должны быть наличные, без какой-либо официальной отчетности, “грязные деньги”, которые тоже добываются криминальным путем. Либо наличка по нелегальным схемам выводилась из банков специально для этих целей.
Нам еще многое предстоит узнать.
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!