Қаз   Рус

«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

32026 просмотров
9
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 19 Мая 2017, 09:00

Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый

Читайте также
Кто подпиливает ножки стола переговоров?

Разглашению не подлежит

На днях Национальное бюро по противодействию коррупции официально подтвердило информацию о досудебном расследовании в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК и других лиц по факту возможного участия в поставке самолетов «Эйрбас» в Сирию. В ответе на запрос информагентства Tengrinews антикоррупционное ведомство сообщило, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. При этом Нацбюро акцентировало внимание на том, что в соответствии со статьей 201 УПК РК иные данные досудебного расследования разглашению не подлежат.

Речь идет как раз о тех самых пассажирских авиалайнерах Airbus-340-313, про которые не раз писал Ratel.kz. Эти самолеты в нарушение законодательства и явно через подставных лиц были включены в реестр воздушных судов Казахстана и получили отечественные бортовые номера UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003. После этого они несколько раз меняли свою принадлежность и в итоге через Тегеран попали в воюющую Сирию.

Всплыл и другой неприятный факт: по меньшей мере, два из этих самолетов, пролетая из Афин до Тегерана через воздушное пространство Европы, значились как воздушные суда казахстанской государственной авиакомпании «Беркут», обслуживающей первых лиц нашего государства. По этой причине «Европейская организация по безопасности воздушной навигации» (EUROCONTROL), которая выступает регулятором общеевропейской системы воздушного движения, счета за услуги аэронавигации выставила именно «Беркуту».

Несмотря на попытку Национального бюро по противодействию коррупции нагнать тумана, в КГА это расследование и его нюансы во всех подробностях не обсуждают разве что самые ленивые. Упомянутые в официальном сообщении антикоррупционного ведомства «должностные лица», которых проверяют на причастность к скандалу с самолетами, хоть и не признаны по этому делу подозреваемыми, но ходят на допросы к следователю с адвокатами. С коллегами консультируются, какие лучше давать показания, по ходу рассказывая, что именно им пытаются предъявить. В общем, как часто у нас водится, ход досудебного расследования - тот еще секрет!

Поэтому и Ratel.kz решил немного приподнять завесу таинственности над этой скандальной историей. И рассказать про крайне интересный и многое проясняющий документ, появившийся в расследуемом уголовном деле. Это комиссионное заключение четырех специалистов, трое из которых - ветераны гражданской авиации, привлеченные следствием в качестве консультантов. Все трое - люди известные и уважаемые, в авиационных вопросах компетентные и авторитетные: заслуженный работник гражданской авиации СССР, в прошлом побывавший в должности замминистра транспорта РК и возглавлявший КГА РК Серик БОРАНБАЕВ, почетный авиатор РК, профессор Академии гражданской авиации, кандидат технических наук, академик Международной академии транспорта Кобланды ТУМЫШЕВ, почетный авиатор РК, бывший замначальника Казахского управления гражданской авиации, первый замначальника Алматинского летно-технического комплекса по летной работе Шмидт САБИРОВ, а также руководитель службы правового обеспечения международного аэропорта Алматы, юрист 2-го класса Альберт ДЖАЗЫБАЕВ.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Правонарушение или криминал?

По нашим данным, следствие перед ними поставило вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений законодательства и авиационных правил в действиях теперь уже экс-председателя Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА и его подчиненных при постановке на государственный учет трех самолетов Airbus-340-313, выдаче им сертификатов летной годности, включении их в реестр гражданских воздушных судов РК и исключении из него.

Свои ответы специалисты изложили на восьми листах. На наш взгляд, особенно интересны несколько моментов.

Так, согласно законодательству, Бекен Сейдахметов, будучи председателем КГА, был обязан лично принимать все решения по этому поводу и подписывать соответствующие документы. Он был не вправе делегировать эти функции другим лицам, пусть даже своим заместителям или руководителям структурных подразделений. Кроме исключительных случаев, когда он отсутствует на работе по болезни или находится в отпуске, что должно было закрепляться каждый раз специальным нормативным актом.

Между тем, начиная с 2013 года и до момента ухода с должности, Бекен Сейдахметов издал несколько приказов, которыми переложил эти полномочия на своих заместителей и начальников структурных подразделений. По сути, глава комитета самоустранился от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей. Приказы эти были явно незаконными, поскольку противоречили требованиям вышестоящих нормативных актов.

Следовательно, все документы, подписанные его подчиненными, все их решения, принятые на основе этих явно незаконных приказов, тоже можно считать нелегитимными. Более того, с их стороны можно даже усмотреть признаки незаконного присвоения полномочий вышестоящего должностного лица. А это как минимум должностное правонарушение, как максимум - явный криминал.

По мнению этой авторитетной комиссии, при включении и исключении из государственного реестра воздушных судов РК трех самолетов Airbus-340-313, а также присвоении им казахстанских бортовых номеров и выдаче сертификатов летной годности была, во-первых, нарушена процедура. По закону любое физическое или юридическое может подать заявление о внесении воздушного судна в реестр только после приобретения статуса эксплуатанта, что закрепляется соответствующим государственным сертификатом. Люди, подавшие заявление на регистрацию трех самолетов Airbus-340-313, таких сертификатов не имели.

Читайте также
Война и МИР

Во-вторых, было проигнорировано требование закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», которым ограничен взлетный тоннаж воздушных судов, включаемых в государственный реестр Казахстана. Комиссия особо отметила, что ограничение взлетного веса самолетов 45,5 тоннами было внесено в законодательство еще 2010 году как раз для того, чтобы не допустить регистрацию тяжелых воздушных судов, которые в последующем могут бесконтрольно использоваться в различных «горячих» точках планеты при незаконной перевозке оружия, боеприпасов, военной техники. Как известно, до этого подобные случаи уже бывали, что наносило ущерб политическому имиджу Казахстана. Таким образом, авторы заключения подтвердили все, о чем до этого неоднократно писал Ratel.kz. По мнению комиссии, эта ситуация указывает на умышленный характер допущенных нарушений. Это практически дословная цитата из документа.

Следующий момент, на который обратили приглашенные следствием авиационные специалисты: явно пренебрежительное отношение к документам, представленным на оформление самолетов. Так, например, якобы являющийся владельцем двух самолетов Airbus гражданин Казахстана К. Т. САРИНОВ, согласно поданной заявке, 1900 года рождения, то есть на момент подачи документов ему исполнилось 116 лет! Что уж говорить о том, что ни у кого не возник вопрос, откуда у сельского жителя из Акмолиской области, работающего истопником-кочегаром, два крупнотоннажных пассажирских аэробуса стоимостью две сотни миллионов долларов каждый…

У консультантов вызвал сомнение сам факт проведения проверки технического состояния этих воздушных судов. Так одно из них якобы обследовала авиакомпания «Авиалинии Шри-Ланки», а два других - «Грузинские авиалинии». Все четверо подписавших заключение специалистов предположили, что никто из представителей этих иностранных авиакомпаний к указанным самолетам даже не подходили. Если так, то получается, что документы были попросту поддельными!

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

Непотопляемый ушел в отставку

Были нарушены и международные правила осуществления полетов, отмечается в заключении авиационных экспертов.

Так, самолетам не были присвоены так называемые 24-битовые адреса. А значит, совершая полеты за границей, воздушные суда выдавали аэронавигационным службам иностранных государств ложные сигналы о своей принадлежности и другие не соответствующие действительности сведения. Возможно, именно поэтому EUROCONTROL прислал счет за услуги государственной авиакомпании «Беркут». По мнению авиационных специалистов, фигуранты дела не только нанесли материальный ущерб «Беркуту» в размере 3014,66 евро, их действия могли негативно отразиться на дальнейшем бесперебойном и безопасном выполнении особо важных полетов по перевозке охраняемых лиц республики.

В ходе изучения представленных комиссии материалов выявилась еще одна явная фикция. Всем трем самолетам было выдано разрешение на выполнение специальных полетов: одному - из Алматы в Ереван, двум другим – из Афин в Тегеран якобы для прохождения технического обслуживания. Хотя доподлинно известно, что как в Ереване, так и в Тегеране нет сертифицированных центров, обслуживающих воздушные суда этого типа. Получается, казахстанские авиационные власти подписывались на самую откровенную липу. А когда эта афера с самолетами вскрылась, они делают вид, что ничего особенного не произошло!

На днях экс-председатель КГА Бекен Сейдахметов, ушедший со своего поста по собственному желанию, получил новое назначение. Согласно постановлению правительства, он стал главой постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане.

Международная программа ТРАСЕКА направлена на развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Она ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута документу при использовании различных видов транспорта.

Читайте также
Airbus для кочегара

Считается, что ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Пекина по реализации недавно озвученной стратегии «Один пояс - один путь», которая предусматривает организацию транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу.

Список стран, подписавшихся под этой программой, включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Монголию, Украину, Турцию, Румынию, Болгарию, Иран.

С одной стороны, нынешнее назначение экс-председателя КГА можно считать почетной отставкой.

С другой – возможностью еще раз продемонстрировать свою пресловутую непотопляемость.

А с третьей – это ведь еще и шанс тихо отсидеться, пока таскают по допросам его бывших подчиненных, которым маячит небо в клеточку.

Хотя, как известно, даже на самой тихой и незаметной должности по-настоящему деятельные люди всегда сумеют себя проявить и отличиться. Так что будем ждать от Бекена Канеловича новых и еще более захватывающих свершений!

Фото: airwaysmag.com.

Мурка 2017-05-19 09:34:25
0
Истопник, работая у кого надо, вполне мог накопить на покупку "Эйрбасов", поняв, как выгодно вкладывать средства в самолеты гражданской авиации. Так что вы возможно, зря бочку катите на совершенно невинных людей.
сидр 2017-05-19 09:46:37
0
А есть он этот имидж вообще ?Цену этому образованию думается в мире хорошо знают !
Danilla 2017-05-19 12:38:45
0
не торопитесь. давайте дождемся следствия. а так голословно кричать про нарушения считаю не правильным. ни одной ссылки на НПА который он нарушил в части распределения полномочий.
Ерлан Дарменов 2017-05-19 12:39:00
0
Ну раз Сейдахметова не наказали, а вовсе даже другой "приказ" в кормление дали - сталбыть Голос свыше и приказал все так сделать. Бритва Оккама, есь же...
Типа который избирает 2017-05-19 13:58:38
0
Интересно как скоро наступит то время когда мы узнаем всю правду: кто Когда Сколько поимел? Попутно поимев весь казахстанский народ. Не секрет же что все те вопросы воровства которые поднимают "избранные",они черпают со страниц Рателя. Вы думаете что они бегают по комитетам областям и весям для выяснения Истины? Смешно
внуки-сказочники 2017-05-19 14:39:37
0
"У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники - кочегар - истопники! Бросаешь уголь в печь, огонь горит, А самолет в полет манит! Хорошо быть кочегаром "у кого надо", Я б в истопники пошел, пусть меня научат!!" (Кем быть? В.Маяковский)
Бакешка 2017-05-19 19:31:37
0
Афффффигеееееть. Ничто не проходит бесследно, то что делаеся тайно против закона становится со временем явным. А теперь вопрос, кто и какую выгоду получил затевая данную аферу?
Азамат 2017-05-20 06:08:06
0
Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Юрий 2017-05-20 19:52:05
0
Интересно, а есть ли вакансии сейчас в Комитете гражданской авиации? Где посмотреть можно?
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева
На чем летает аким ЮКО?
Бойцы неслышимого фронта
Как народные избранники переживают за шахтеров
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
Ермек Турсунов приглашает на премьеру книги «Жили-были»
Презентация пройдет в пятницу, 15 декабря, в Алматы, в Национальной библиотеке РК
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. Горящая путевка
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как казахи растили невест
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино