Совершенно незапланированно у меня случилась кладбищенская экскурсия
Обычно я такие экскурсии провожу в конце апреля-начале мая, когда уже сухо, но зелени еще мало. В этом есть смысл. В другое время есть риск либо хлюпать по грязи, либо мало что разглядеть среди густой зелени деревьев и кустарников. А это важно – к некоторым захоронениям подобраться невозможно практически, разве что лезть через оградки, но это не самый лучший вариант для экскурсионной прогулки. А разглядеть детали кладбищенского быта надо – ведь на кладбищах покоятся известные люди, и памятники им делали другие известные люди.
К примеру, замечательный памятник на могиле Дины НУРПЕИСОВОЙ, нашей выдающейся кюйши, выполнил не менее выдающийся скульптор Хакимжан НАУРЫЗБАЕВ... А увидеть каменную Дину можно только ранней весной и поздней осенью…
Но этой весной экскурсия случилась раньше запланированных дат.
В любимую редакцию Ratel.kz обратился читатель с просьбой дать мой контакт. Он написал: "Мне необходимо поговорить с Евгений Морозовой по вопросам, касающимся её публикаций".
Любимая редакция мои контакты читателю дала. После моего разрешения, конечно.
Мы созвонились, поговорили. Владимир, а так зовут читателя, живет далеко от Алматы, в нашем городе гость. Но историей Алматы интересуется и даже – а это мне было очень приятно – читает мою колонку. И очень хотелось ему увидеть две могилы, про которые я писала в разное время в разных своих материалах – могилу архимандрита Павлина и могилу художника КАЛМЫКОВА. Он уже съездил на наше Центральное кладбище Алматы, но найти там какое-либо захоронение без посторонней помощи практически невозможно… Вот и обратился ко мне.
А я и поехала показывать. Предупредила Владимира – времени у меня всего час-полтора, потом встречи, дела… А могилы эти, хоть теоритически и находятся на одном кладбище – Центральном – но в противоположных его концах, пешком минут сорок, а то и час от одной могилы к другой. Вот такое кладбище огромное: могила архимандрита со стороны улицы Райымбека, а Калмыков похоронен на так называемом кладбище "Дублер", что ниже улицы Рыскулова. Потому решили ехать на такси.
Хотя мне, конечно, не хотелось на такси, хотелось пройтись по тенистым улочкам кладбища. Чтобы не торопясь, чтобы разглядывать старые надгробия, читать эпитафии…
У центральной аллеи поговорили с сотрудниками кладбища – они меня даже по имени знают. И ничего тут удивительного нет – я ж к ним часто обращаюсь, когда ищу могилы известных людей. Как я выше писала: на наших кладбищах без помощи знающих людей сложно сориентироваться.
Когда я бываю в этой части Центрального кладбища – ее еще называют "мемориальной", здесь много захоронений видных деятелей политики и культуры послевоенного времени, ученых и героев войны, их хоронили на Центральном кладбище наравне с рядовыми горожанами – то всегда подхожу вот к этой могильной плите. Не знаю, кто здесь похоронен, но эпитафия впечатляет. И сразу ясно – человек этот был хорошим и веселым…
А уже потом мы отправились к могиле архимандрита. Дорогу к ней я знаю хорошо: сначала по центральной аллее до упора, потом направо. И я мимо нее прохожу каждый раз, когда иду к захоронению ЗЕНКОВУ (вот тут про эти обе могилы). Могила скромная, но всегда аккуратная, с цветами – сюда ежедневно приходит много людей.
А тут я опешила: у кладбищенской оградки свален строительный мусор, какие-то люди копошатся у захоронения. Аж сердце ёкнуло – неужели "уплотняют" и без того плотную могильную аллею? Но оказалось, зря я волновалась – оказалось, это ребята из церкви, приводят в порядок оградку, укрепляют ее, цементируют дорожки…
Пока я общалась с ребятами, Владимир положил гвоздики у могильного камня, постоял немного…
И мы пошли к могиле Андрея Зенкова, инженера-строителя. Потому что невозможно быть на Центральном кладбище и не навестить ее. Андрей Павлович для нашего города сделал многое, мы – потомки – должны быть ему благодарны за это. И я очень рада, что с некоторых пор могила не выглядит заброшенно. Пусть нет на могиле Зенкова роскошного памятника и дорогого забора, но чисто, прибрано, цветы лежат – недавно кто-то был.
Именно здесь, у Зенкова, меня настигло хорошее известие – одно из дел моих отменилось, появилось часа два совершенно свободного времени. И потому было решено идти к могиле Калмыкова пешком через все Центральное кладбище…
Шли быстро, но я все равно успевала кое-что рассмотреть по пути. И сфотографировать.
Вот могила народного артиста СССР и КазССР Евгения ДИОРДИЕВА. У него было много ролей в театре, в кино гораздо меньше. А я, как и большинство алматинцев, знаю его по фильмам "Наш милый доктор" (в нем он сыграл нелепого Спиридона Степановича Филькина) и "Ангел в тюбетейке", там он был "немцем". А на самом деле он был болгарином, родился в Одессе в 1912 году. О нем там и сейчас помнят. И не только по его ролям в кино и театре. Он очень любил футбол, играл в уличных командах, сохранил любовь к этому виду спорта на всю жизнь. И даже сотрудничал с республиканской федерацией футбола. Там же, в Одессе, он в 1930-м году прошел курс обучения при городском драматическом театре имени Иванова. И пять лет играл на сцене этого театра на Греческой улице. Тогда он назывался "Русским драматическим" (в 2022 году слово "русский" из названия театра по понятным причинам убрали).
В 1935 году Диордиев уехал из Одессы, работал в Тирасполе, потом — почти десять лет - в Свердловске. Но настоящее признание пришло к Евгению Яковлевичу у нас, в Казахстане. В 1946 году состоялся его актерский дебют в нашем Русском драматическом театра имени Лермонтова. Потом он до 1983 года играл в разных спектаклях – и короля в "Короле Лире", и казаха Ердена из пьесы "Абай", и армянина Багдасара, и грузинского князя Пантиашвили в спектакле "Тифлисских свадьбах", более ста ролей!.. А еще он сам был режиссером-постановщиком.
И в кино успевал сниматься. У него была яркая внешность – высокий, статный, с сильным хорошо поставленным голосом – он мог перевоплотиться в кого угодно, любые роли ему были по плечу, по таланту…
Есть две даты его смерти, и в интернете спорят, какая верная: 10 апреля 1985 года или 20 апреля? Не знаю, кто из них прав, но на памятнике выбито "10 апреля 1985 года"…
В этом же ряду, чуть дальше по аллее, могила археолога с мировой известностью Кемаля АКИШЕВА, одного из основателей национальной археологической школы. Самая яркая его находка - "Золотой человек" из Иссыкского кургана. Кемаль родился в 1924 году – на следующий год мы будем праздновать столетие великого археолога.
Его мама, кстати, была старшей сестрой еще одного казахстанского гениального ученого – Каныша САТПАЕВА. Кемаль рано остался без родителей, они погибли во время коллективизации, а он сам остался жив и получил образование благодаря своему дяде Канышу.
Не все знают, что у Кемаля Акишевича были и военные награды: в 1942 году он после средней школы поехал на обучение в военное училище связи в Самарканде, а в 1943 его отправили на фронт в составе 230-й Сталинской стрелковой дивизии под Воронеж. Он принял участие в освобождении Воронежа, Донбасса, Одессы и Тирасполя. На фронте он был ранен, в 1944 его демобилизовали. А после войны, по совету дяди, он поступил в КазГУ на исторический факультет. Первая его экспедиция прошла в 1947 году под руководством Алькея Хакановича МАРГУЛАНА, имя которого сейчас носит наш институт археологии.
С 1991 года Кемаль Акишев стал главным научным сотрудником этого института, заведующим кафедрой археологии, а с 2000 года – он уже заведующий кафедрой всемирной истории, археологии и этнологии Евразийского государственного университета имени Л.Н. Гумилева.
Он руководил Жетысуской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской археологической экспедициями. Собрал научные сведения об исторических памятниках Сарыарки, открыл "Золотого человека" в кургане Есик (V-VI в. до н. э.), курганы "Бесшатыр" (1957-61), памятники Отрара, имеющие всемирное значение. Умер он 10 августа 2003 года в возрасте 79 лет, оставив после себя огромное археологическое наследие.
Рядом с ним похоронена его жена Екатерина Ивановна ЛАРИНА…
Эта часть кладбища выглядит, как ни странно, более ухоженной и аккуратной, чем мемориальная. И что еще удивительнее, здесь много старых могил – 40-х годов и даже 30-х.
До слез тронула надпись на одном из памятников: "Мои родные, живите дружно!" Вот такое душевное послание давно ушедшей САВЕЛЬЕВОЙ (имя не разглядела) своим потомкам. И они, похоже, следуют завету бабушки-прабабушки и, судя по цветам на могиле, помнят ее.
А это могила казахстанского журналиста Александра Ивановича БЕЛОЦЕРКОВСКОГО. Имя это в мире профессиональной журналистики известное. В разные годы Александр Иванович работал в газете "Семиреченская правда", "Казахстанская правда", был главным редактором областной газеты "Южный Казахстан", первым заместителем директора информационного агентства КазТАГ.
И немногие знают, что человек этот был поистине героической биографии, участник войны. В разгар боев за Берлин совсем юный – ему тогда было всего 19 лет - Саша Белоцерковский заменил в боевом строю раненного командира взвода. И вместо него в составе команды парламентеров (их было всего трое, если уж писать честно) отпарвился на переговоры с фашистами в район Тиргартен-парка. Надо было договориться о перемирии, о прекращении бессмысленной стрельбы. Договорились, стрельба была прекрасщена. Позже за этот подвиг он был награжден медалью "За отвагу" и орденом Красной звезды. Есть его автограф и на рейхстаге…
В Казахстан он приехал после демобилизации, в конце сороковых. Журналистское образование получал в Алма-Ате: он закончил факультет журналистики Казахского государственного университета…
А потом мы немного заблудились и попали в очень необычное место: небольшой, огороженный бетонными плитами участок земли с могилами детей. Захоронения примерно одного времени – 1956 год. Были там и могилы взрослых, но буквально три-четыре. А остальные – дети от года до 10-11 лет. С памятников на нас смотрели детские лица, девочки с косичками и бантами, мальчики с вихрами… Печальное место…
Здесь уже слышен гул большой трассы – до улицы Рыскулова с ее плотным движением рукой подать. Нам надо было перейти на другую сторону – и это оказался еще тот квест, пришлось идти минут 10 до моста и еще минут 10 от него до "Дублера". Но выбора не было – там, за Рыскулова, продолжение погоста, тот самый "Дублер". Кладбище было "разрезано" на две части в начале 1970-х, во время строительства проспекта и его благоустройства. Тогда часть могил была утрачена. Официальная версия – захоронения перенесены в другое место. Но куда - непонятно.
Эта часть кладбища тихая и спокойная, людей нет, нет хаоса могильного, здесь все четко и ясно. К могиле художника уже протоптана тропа, и это очень хорошо. Сейчас в Википедии уже есть геолокация могилы, и теперь найти ее гораздо проще. На самой могиле – букет искусственных цветов: кто-то приходил недавно.
Мы с Владимиром немного почистили могилку, убрали ветки. А потом Владимир достал из сумки свечу церковную и зажег ее. Она горела долго, и даже ветер не мог задуть огонек…
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова; кадр из фильма "Наш милый доктор".