Что делал в Казахстане родственник писателя Купера и прочие сенсации
Подводя итоги уже ушедшего года, я стала думать, а что ж было самым ярким, самым невероятным в путешествиях по родной стране? Для меня лично?
Сама себе ответила: пожалуй, прогулка по кладбищам в городе Семее.
Вот так да. Неожиданно, но факт.
Почему именно кладбища? Что ж в них такого интересного? – предвижу такой вопрос.
Потому что, и это вам любой историк-археолог подтвердит, по состоянию кладбища (захоронения), по его местоположению и другим факторам можно многое узнать и о самом усопшем, и о времени, когда он жил.
Кладбища находились всегда рядом с поселениями. Если есть кладбище, то значит, где-то рядом жили люди. И наоборот. Вот такая причинно-следственная связь прослеживается.
А на могильных плитах (почти у всех народов) указываются даты жизни и смерти усопшего, его имя и фамилия, иногда род его занятий. А эта информация расскажет пытливому исследователю истории и возраст самого поселения, и кто, собственно, в этом поселении жил, каковы были традиции и порядки у общины.
Любой город, любой поселок начинается не только со строительства жилых домов для живых людей, но и с обустройства их последнего приюта. Такова жизнь…
Потому-то в наших исторических уикендах-путешествиях, мы всегда стараемся попасть на кладбище. Там настоящая непридуманная история.
В Семее, кстати, несколько исторических кладбищ. И мы все их планировали увидеть.
Но лучше с самого начала, по порядку.
В Семей мы поехали в июле хорошей, уже сплоченной компанией путешественников Исторический уикенд открылся сразу же, вместе с нашей туристической деятельностью. Суть его в том, что мы едем на выходные в один из городов (поселков, аулов, районов) Казахстана с целью узнавать историю этого места.
"История" - вот ключевое слово. Прекрасно понимаю, что мало кто в нашей стране способен отдать свой отпуск на изучение истории своей родины, знакомство с ее населенными пунктами. Отдыхать казахстанцы предпочитают в путешествиях далеко за границей, на море или разглядывая достопримечательности другой страны.
А вот в выходные могут поехать в тур и по нашим городам. И наши экскурсии тут пришлись кстати. Не всем, конечно, это надо, а только некоторым - особенно любопытным и пытливым. Вот такой компанией мы и путешествуем. Вопрос-удивление "а что у нас смотреть?" мы слышим постоянно в наших путешествиях по городам и селам страны. А смотреть есть что. Другое дело, что мало гидов, которые бы знали городскую историю. Увы, только общая информация: год основания, количество жителей и еще пара-тройка фактов из интернета. Интересовалась у коллег-экскурсоводов в других городах – почему. Почему так случается? Ответ: нет спроса на такой турпродукт, никто из туристов так глубоко в своих запросах не копает... А мы своими путешествиями доказываем – есть такие туристы. И сами "копаем". Я перед поездкой штудирую научные журналы, ищу архивную информацию, читаю все о месте поездки, что найду…
Так вот, отправились мы в Семей - знакомиться с городом, гулять по старым улицам, любоваться старинными домами… Немного я об этом писала вот здесь. Но очень немного, ибо такое путешествие всегда шире, глубже, богаче информацией и эмоциями, чем одна статья. Даже самая длинная.
И потому я к своим путешествиям часто возвращаюсь, вспоминая всевозможные детали маршрута. Порой очень неожиданные. Сегодня, к примеру, хочу рассказать, что мы увидели на старых кладбищах Семея.
Семей (тогда Семипалатинск) зарождался в конце 18 века, и первые городские захоронения датируются этим временем.
(Но это про современный город. А люди ж здесь жили и до образования Семипалатинска. И свидетельствуют об этом, в том числе и найденные археологами курганы (читай: могилы!). Видела на сайте города Семея отчет Александра АДРИАНОВА (фото с сайта города) о поездке в Семипалатинскую область летом 1911 года для проведения раскопок – он как раз занимался исследованием курганов в регионе. А сейчас на территории современного города сохранились следы только четырех курганов, которым более 2000 лет, а 95% строений, утверждают археологи, уничтожено временем и людьми… Вот это как раз о "пользе" старых кладбищ для археологов– они свидетели истории и сами история).
Нам в этом путешествии повезло. Мы успели встретиться с одним из местных краеведов. Михаил Ибрагимовича СИТУД много рассказал нам интересного, в том числе и про местные кладбища.
Сейчас Михаила Ибрагимовича уже нет с нами. Вечная ему память.
Но остались его статьи и книги, и записи его беседы с нами. В этой статье много информации от него. Спасибо ему за это.
- В 18 веке неподалеку от городской крепости (а с нее и началась история современного города) образовалось кладбище. Место оно занимало по нынешним меркам небольшое, однако именно сюда свозили всех умерших горожан - и простых жителей, и "отцов города". Кладбище называлось "Старое крепостное кладбище", и оно было закрыто только в 20-х годах 20-го века. Однако хоронили там и позже, для подзахоронений оно было открыто. К тому ж именно здесь были упокоены жители города, умершие от эпидемий в 20-е, тогда эпидемии чумы и тифа выкосили чуть ли не полгорода, - рассказал он про старое семипалатинское кладбище.
Позже, в 60-е, было решено снести погост и построить на месте кладбища стадион. Могильные плиты с богатых надгробий семипалатинских купцов растащили кто куда. Растаскивали долго, вплоть до 90-х. Какие-то плиты выложили по дорогам и закатали потом в асфальт, а в парке, который разбили рядом со стадионом (и тоже на кладбище) мальчишки долго еще находили полусгнившие гробы с истлевшими останками умерших. Находили там и ценные вещи - семипалатинские купцы были людьми богатыми, и их могилы тоже были не бедными…
Были и случаи продажи надгробий. Да-да, торговали не только всякими предметами из могил, но и могильными плитами. А что? Надгробия ж вон какие красивые, мраморные и чугунные! (это был сарказм). А если без него, без сарказма, то были и те, кто покупал эти плиты, спасая их от разрушения. Ибо смотреть на то, как уничтожается история, без боли было невозможно.
Вообще-то я видела (да и многие путешественники тоже такое видят, конечно), как могильные плиты, надгробия, кладбищенские памятники по истечении времени используются уже другим поколением (и в уже другом религиозном обществе) в качестве строительного материала. К примеру, в Анкаре есть такая крепость, там в кладке видны кладбищенские скульптуры. А в Стамбуле, в одном из ресторанчиков, расположенных в старом жилом доме, я заметила в кладке стены могильный камень. Выглядит это, конечно, весьма странно. Хотя многие не замечают. В кафе, к примеру, только я и заметила (у меня ж глаз - алмаз, нацеленный на такие вещи). Стала расспрашивать сотрудников, они и сказали, что для старых домов в Стамбуле такое не редкость. Дома строились в османский период, а для фундамента использовали камни с христианского кладбища 11-12 веков, а то и более раннего времени…
Кстати, для сохранения исторических моментов это даже хорошо – сохранили же, не разбили. И получилась вот такая исторически-архитектурная эклектика.
"Но это когда было!", - скажут многие. И это действительно так – прошло несколько веков, да и далеко Стамбул от нас… А в Семее мы увидели подобные варварства уже нашего времени.
В музее Воскресенского собора Семея несколько могильных плит. Конечно, в музей мы пошли не на плиты смотреть – мы ничего про них не знали. Зато знали про собор – это, пожалуй, одна из ярких достопримечательностей Семея, он был построен в 1857—1860 годах, и сейчас это единственный сохранившийся с 19 века храм в городе. Потому он у нас был в списках мест, обязательных для посещения. А про музей и его уникальную экспозицию мы читали. Музей начал свою работу в 2010 году, на 150-летие Воскресенского собора. Начало коллекции, как, впрочем, и все экспонаты, имеющиеся в музее, были переданы сюда жителями города.
Потому мы всячески стремились в собор. Тут много истории, и не только церковной. День был "немузейный", но нам повезло, музей открыли для нас, и Виталий ЯВКИН, катехизатор Воскресенского собора, сделал для нас экскурсию. И там мы и увидели могильные плиты.
Виталий рассказал нам историю одного из таких необычных "экспонатов". Некий ушлый горожанин эту плиту утащил со старого кладбища к себе домой и приспособил под бытовые нужды, а точнее, прикрыл канализацию во дворе. Не смутило его, что плита эта с могилы. Он сосредоточился, видимо, на том, что она чугунная и долго прослужит.
А на плите хорошо читаемая надпись: Анна Кондратьевна, жена Семипалатинского 3-й гильдии купца Захарова 1781-1816. Жила в супружестве 14 лет 3 месяца 8 дней.
И эпитафия:
Кто б ни был привлечен в сие уединение,
Коль памятник обрядший сей,
Прочти сие, приди в сердечное сокрушение,
Отдай последний долг, хотя б слезу пролей.
Здесь покоится супруги доброй, милой,
И матери чадолюбивой, скончавшей дни в цвете лет.
Знай всяк, что в мире сем прямого счастья нет.
Хорошо, что плита сейчас в музее, а не над канализацией…
А еще в Семее мы были на старом мусульманском кладбище. Там самые старые захоронения датируются серединой 19 века, очень много могил 30-50 годов 20-го века. А потом его закрыли… Очень красивое и пустынное (но, не заброшенное) место…
Когда-то это была окраина, сейчас самый центр современного города - Таткрай. "Тат" – значит "татарский". В Семее очень мощная татарская диаспора, община. Живут татары тут много лет, фактически со дня основания современного города. В Татарской слободе невероятно впечатляющая историческая составляющая – сохранились старинные дома, мечети, заборы, ворота.
Все строилось на века – крепко, мощно! Мы прошлись по улицам Таткрая, заходили во дворы, говорили с местными жителями. Были в двух мечетях Татарской слободы: в Одноминаретной, невероятно красивой, устремленной ввысь, и в Деревянной – резной, очень уютной…
И вот там, на самом верху правого берегу Иртыша, между Татарским краем и поселком Восточным, и находится старое мусульманское кладбище. Оно огромное, его территория составляет 170 000 квадратных метров.
Самые "молодые" захоронения здесь 70-х годов прошлого века, вот на таких надгробиях встречаются надписи на русском, казахском, татарском. А самые старые могилы относятся к середине 19-го, и на таких надгробиях надписи арабской вязью, прочитать их могут только специалисты. А в августе прошлого года, уже после нашей поездки, я в сми прочитала потрясающую новость. Ученые Семея объявили о сенсационной находке: на этом кладбище была найдена могила Риза-ат-дина ибн УАЛИДА, учителя Абая КУНАНБАЕВА.
Фото из интернета, я просмотрела всю свою фотогалерею семейскую, у меня фотографии этого могильного памятника нет… Либо не сфотографировала, либо просто не дошла до могилы учителя. Не знала же про нее…
Напомню, что Абай родом из этих мест и образование получал сначала в родном ауле в Ески у местного муллы, а позже, в 1855-1859 годах, в Семипалатинском медресе Ахмета-Ризы. Здесь он изучал восточные языки: арабский, персидский, турецкий, чагатайский. За пять лет учебы в этом медресе Абай знакомится с творчеством классиков востока: ФИРДОУСИ, НИЗАМИ, НАВОИ, ШАМСИ… И сам стал писать стихи. Человеком он был пытливым, ему нравилось учиться, узнавать новое. Потому он посещал и русскую школу, бывал в городской библиотеку. Здание библиотеки, кстати, сохранилось. И на фасаде есть табличка с надписью о том, что там бывал великий Абай (см. фото 3).
Так вот, почти 150 лет спустя на местном кладбище было найдено место погребения Ризы ад-дина ибн Уалида, преподавателя медресе и духовного наставника великого Абая.
Кстати, раньше считалось, что Ахмет-Риза – это одно имя, один человек. А эта находка доказывает, что у Абая было два наставника – Ахмет и Риза. Это разные люди, оба преподавали в медресе, были духовными лидерами, наставниками. Риза умер в 1876 году, Ахмет же (по некоторым источникам), позже, в 1879 году.
Специалисты назвали эту находку прорывом в абаеведении.
Совершил его местный ученый Мадияр НАСЫРОВ. Он и его единомышленники более двух месяцев занимались исследованиями кладбища, изучали надписи на могилах, расшифровывали их. Было обнаружено около 30 (!!!) могил религиозных деятелей.
То есть Семипалатинск 19 века был не только культурным и финансовым центром края, но и религиозным, духовным.
Вот такие случаются открытия на кладбищах…
А с еврейским кладбищем у нас получилось почти как в приключенческом кино. Пришлось преодолевать препятствия.
Мы приехали туда в день отъезда из Семея, рано утром. Самолет в обед, и было у нас на все про все два часа. Вот так. У нас в поездках всегда очень плотный график путешествия, все надо посмотреть, а времени не хватает. В Семее же ощущение нехватки времени на знакомство с городом усилилось многократно. Мы гуляли по городу даже в дождь, даже ночью. Хотелось увидеть больше. Это город-музей!
Вот потому и встали пораньше. Приехали, нашли кладбище. А ворота закрыты. Замок висит. Ну не уходить же! В Казахстане таких старых погостов остались единицы. И мы полезли в дырки забора и под ним. Простите нас, мы сделали это не из простого любопытства, а ради истории.
Я много читала про это кладбище, в том числе и научные статьи. А там очень подробно описаны надгробия, надписи на них, есть информация и про тех, кто там был когда-то упокоен. И я очень хорошо понимаю, почему такое большое внимание к старым могилам у исследователей еврейской темы. Ведь только кладбища зачастую и могут ответить на насущный для них вопрос: как давно евреи живут на территории нынешнего Казахстана и конкретно в Семее?
Так вот, наличие еврейского кладбища говорит, что они обосновались в регионе не позднее конца 19 века. Ведь на мацейвах (надгробиях) выбиты даты рождения (не всегда, но есть) и смерти человека, а это почти документ, подтверждающий как минимум то, что человек умер именно в этом городе и именно в это время.
"Как случилось, что в г. Семипалатинске, на южной границе Российской империи, в месте, столь отдалённом от традиционного проживания евреев, появилось и по большому счёту сохранилось еврейское кладбище? У сложившейся ситуации есть своё логическое объяснение. Самая большая на тот период по численности община в крае - наличие еврейского молитвенного дома, синагоги. Без сомнения, здесь существовало и погребальное общество, осуществлявшее похороны согласно традиции. Кладбище было основано во второй половине XIX века и первоначально занимало небольшую территорию, обнесённую каменным забором", - это из статьи местного исследователя Нины КРУТОВОЙ.
Кстати, о документах. Читала, что у одной из жительниц города сохранилась старая кладбищенская книга, которая перешла к ней от предка - семипалатинского раввина, и в ней есть информация, что первые захоронения на этом кладбище были сделаны в 1892 году.
А в другой статье журналиста, а не исследователя прочитала, что на кладбище этом упокоен купец КУПЕР. И был он родственником Фенимора КУПЕРА, того самого, что писал книги про индейцев. Наверняка вы в детстве его книги читали. Представляете, как меня поразила эта новость? Родственник известного американского писателя Фенимора Купера в далеком Семипалатинске!
"Неподалеку от ЦУМа, возле общежития автомеханического колледжа, находится старый дом, построенный в позапрошлом веке. Это дом Давида Купера, родственника известного писателя Фенимора Купера. Во II половине XIX века Давид Купер был известным в Семипалатинске предпринимателем, который занимался здесь производством и торговлей обувью, достиг значительных успехов и дорос до купца первой гильдии", – это цитата из статьи.
Но недолго я радовалась сенсации. Решила расспросить о писательском родственнике краеведа Ситуду, а Михаил Ибрагимович рассмеялся: это был фейк, выдумка то ли журналиста, то ли еще кого, и после публикации в местной газете чуть ли не скандал разразился. Объявились настоящие родственники писателя Купера (американские) и опровергли эту информацию.
Жаль, что опровергли.
Но я, признаюсь, как журналист испытала жуткую профессиональную зависть к своему семейскому коллеге! Ого! Родственники всемирно известного писателя опровергают аж из Америки новость, которая вышла в газете в тысячах миль от них. Это ж как мастерски была написана статья, что долетела до другого континента!..
И тем более хотелось увидеть могилу этого самого Купера, возмутителя спокойствия. Вот мы и полезли под забором. А это было непросто – всю ночь лил дождь, трава была мокрая, кругом лужи и грязь. Но мы справились.
И вот там, на территории кладбища, я опять испытала это чувство - зависть. Но в хорошем смысле – то есть подумала "нам бы!". Я там увидела настоящую схему кладбища. С нумерацией могил и их описанием.
У нас в Алматы, в нашей культурной столице, в нашем дорогом и любимом городе такого не бывает. У нас кладбища как беспризорники. Без планов, схем и описаний. И найти что-либо там проблема. И даже если знаешь, где искать, и то найдешь не сразу. А тут четко прописано все: где кто захоронен, куда идти, где искать.
Общее количество захоронений на кладбище – 361, оно делится на две части: более старое и почти современное. На современной его части, судя по цифрам на надгробиях, хоронили до 70-х годов 20-го века. Хоронили по законам и обрядам советского времени. И такие могилы с лаконичными надгробиями, и стандартные обелиски есть на любом кладбище бывшего Союза.
А вот "старая" часть кладбища поражает невероятно красивыми надгробными памятниками, стильными, богатыми, даже роскошными.
Мы прошли там везде, где смогли. Кладбище в очень хорошем состоянии, не заброшенное. Видно, что за ним ухаживают. Но траву косят там не каждую неделю, и это тоже заметно. Были места, куда крапива (в человеческий рост!) нас просто не пустила. Нафотографировали надгробий, подивились их красоте и великолепию. Видели традиционные иудейские каменные плиты, саркофаги… Есть на могилах стелы со звездой Давида, с минорами, со Скрижалями завета. Есть там и монументальные надгробные памятники в неорусском стиле, и в стиле европейском, много эклектики, то есть смешения стилей, что было в начале 20 века в трендах кладбищенской моды. Да-да, такая мода тоже есть!
А вот могилу Купера нашли не сразу. Опознать ее было сложно. Надписи на памятниках на еврейском, а никто из нашей компании им не владеет. Решили было уже завершать нашу "экспедицию" – нам же улетать, а самолет ждать не будет! И совершенно случайно, отодвинув куст у одного из надгробий, открыли для собственного обозрения надпись на русском. И прочитали:
"Давид Абрамович Купер. Скончался 22 сентября 1907 г.".
Памятник выполнен очень затейливо: скругленная закомара, геометрические орнаменты, цветочная розетка, всевозможный декор. В нише есть надпись на русском: "Вечный покой дорогому отцу и мужу".
А вот с другой стороны тумбы надписи на еврейском, и именно они открыты для прочтения, вот мы все их и видели.
А год рождения не указан. Это тоже тенденции кладбищенских трендов того времени. Писали часто, и не только на еврейских могилах, только год смерти…
У уже знакомой по статьям о семипалатинском еврейском сообществе Н. Крутовой прочитала про надгробие: "Оригинально выполнена венчающая часть в виде стилизованной вазы с фитоморфным орнаментом. Заканчивается конструкция главкой, к сожалению, поврежденной временем либо руками вандалов. Богатое декорирование надгробия объясняется, очевидно, состоятельностью семьи. В документе "Сведения о евреях, имеющих недвижимое имущество в Семипалатинской области и переписка о праве приобретения евреями недвижимых имуществ", Давид Абрамович Купер фигурирует, как "купец 1-й гильдии".
Купец первой гильдии – человек однозначно богатый и привилегированный. Купцам первой гильдии можно было владеть морскими судами, иметь собственное производство (фабрики, заводы), а также право вести заграничную торговлю, обладать паспортной льготой. Они освобождались от воинской повинности и от телесных наказаний. В нашем городе, к примеру, собственных купцов первой гильдии не было, только приезжие. А в Семипалатинске были… Солидный был человек, этот самый Купер. Хоть и не родственник…
Вот такие важные детали к нашему путешествию в Семей. Три разных кладбища, один город, одна большая история…
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова / Ирины Татариной / Игоря Щербакова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!