С чего начинать реформы в экономике. Часть 2

2268 просмотров
0
Берик ЖАКИЯНОВ
Пятница, 06 Мая 2022, 09:45

Для устойчивого экономического роста Казахстану необходимо больше автомобильных и железных дорог, портов на Каспийском море и грузовых терминалов по всей стране

Начало читайте здесь.

В первой части я писал о проблемах, связанных с "Самрук-Казына" и чрезмерным уровнем монополизации нашей экономики. Уже после публикации того поста, 3 мая, глава госфонда Алмас САТКАЛИЕВ выступил с программой его комплексного развития до 2025 года. Из его речи стало понятным, что "Самрук-Казына" никаких реформ проводить не собирается. Этот непрозрачный и не приносящий прибыли народу Казахстана фонд планирует и дальше продолжать тратиться на разные проекты, эффективность которых крайне сомнительна. Аргументация в их необходимости — это "рост уровня жизни, развитие социальной инфраструктуры и стимулирование развития бизнеса". Однако по опыту последних десятилетий мы знаем, что часть этих проектов окажется мертворожденной, а другая станет кормушкой для чиновников и управленцев фонда. Говорить о стимулировании бизнеса тут вообще не приходится, поскольку госмонополии представляют собой барьеры, которые дают обратный эффект – лишают предпринимателей кислорода, жизненно важного для их развития. Этот фонд нужно ликвидировать, а для регулирования рынка нужно создавать избираемые гражданами РК антимонопольные комиссии.

Читайте также
С чего начинать реформы в экономике

Но помимо искусственно созданных монопольных барьеров, существуют естественные, преодоление которых также требует незамедлительных структурных реформ. Поэтому в этой части я хотел бы затронуть тему их важности в транспортной инфраструктуре. Как уже не раз отмечалось, наша страна не имеет выхода к морю, но в то же время мы находимся на пересечении транспортных потоков из Китая в Европу. Санкции против России и сбои в цепочках поставок показали, насколько зависима от северного соседа и слаба транспортная инфраструктура нашей республики. Для устойчивого экономического роста Казахстану необходимо больше автомобильных и железных дорог, портов на Каспийском море и грузовых терминалов по всей стране. Наша экономика нуждается в альтернативных и более масштабных доступах к мировым рынкам.

Здесь образцами для нас могут стать Австралия и Канада, которые также обладают богатыми природными ресурсами, большой территорией и относительно небольшим населением. При этом обе страны достигли высокого уровня благосостояния граждан и развития экономики. И там, и там сельское хозяйство, горнорудная промышленность и добыча углеводородов являются ведущими отраслями, но большинство месторождений расположены далеко от крупных городов и портов. Для роста своей экономики эти страны провели политику, нацеленную на развитие транспортных и инфраструктурных сетей, которые обеспечили хороший доступ к рынкам. Благодаря конкурентным тарифам и отсутствию монопольных барьеров частный сектор смог успешно развиваться даже в отдаленных провинциях и штатах, что принесло процветание их гражданам. Наиболее важным компонентом этой политики является возможность не только государственного, но и частного финансирования и управления проектами. В Австралии BHP, Rio Tinto и другие частные компании построили тысячи километров железных дорог и множество портов, чтобы облегчить вывоз продукции со своих месторождений, находящихся глубоко внутри материка. В Канаде две самые крупные железнодорожные компании являются частными. Там частники ежегодно строят большое количество железных дорог, нефтепроводов и морских терминалов. В обоих странах в процессе развития таких проектов было создано большое количество высокооплачиваемых рабочих мест и целых градообразований.

Читайте также
Казахстан в ЕАЭС: как лучше провести Kazexit

Ключевым элементом подобных проектов является концессионное соглашение. К сожалению, в нашей стране, магистральные железные дороги и морские порты исключены из списка объектов, которые можно развивать за счёт частного финансирования. В рамках структурных реформ следует изменить наше законодательство о концессиях. Концессионные соглашения с участием частного капитала способны дать сильнейший импульс развитию нашей инфраструктуры и экономики в целом. На печальном примере "Астана ЛРТ" мы видим, что управляемые чиновниками проекты служат лишь кормушкой для них и средством вывода денег из государственной казны. В отличие от чиновничьих, частные проекты более эффективны и целесообразны. В них меньше вероятности перерасхода средств и времени на освоение. Кроме того, за такие крупные концессии обычно берутся международно-признанные корпорации и банки, как тот же ВНР или ЕБРР. Такие организации прозрачны в процессе принятия решений и найме подрядчиков.

Конечно же, одним только частным финансированием в этом секторе не обойтись. И тут как раз стоит подумать о направлении сюда средств нашего национального фонда. Но с условием, что государство не будет единственным участником в этих проектах. Оно должно лишь играть роль ответственного инвестора, который вкладывается в казахстанские проекты, уже согласованные и управляемые международно-признанными компаниями и банками развития.

Таким образом, говоря о структурных реформах экономики, следует обратить внимание в первую очередь на демонополизацию фонда "Самрук-Казына" и транспортной инфраструктуры. Конечно, список ими не ограничивается, есть и другие сферы, в которых нужно проводить реформы.

Главное, нашему государству пора менять подход к экономической политике и перестать пытаться решать проблемы социальных перекосов методом вливания казенных денег в очередные "прорывные" или "импортозамещающие" проекты. Нужно наконец начать вести политику, которая приведет к устойчивому экономическому росту, а также улучшению благосостояния всех граждан и регионов.

Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Паводок и качество государственного управления
Надо полагать, сложные задачи правительству решать не хочется
Китайскому "TikTok" отключили ток
В мире ускоряется разделение стран на противоборствующие мировоззренческие, военно-политические и экономические альянсы, а также на противостоящие друг другу технологические, информационные сферы
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Кто для Балаевой опаснее: Маричева или Грэйс-Булычева-Самохина
Российская блогер Наталья Грейс закрыла комментарии на YouTube-канале после того, как казахстанский психиатр сообщила, что та предложила ей деньги от Бишимбаевых
Отчего дольщикам некомфортно в домах комфорт-класса от Qazaq Stroy
И почему гражданское дело Qazaq Stroy к КГУ "Управление строительства города Алматы" закрыто для публичного пользования
В Семее можно заработать на фото с мусором
В городе планируют потратить 53 миллиона тенге на вывоз несанкционированных свалок
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.