Занимательная история Казахстана с Андреем Михайловым
Казаки-уральцы, о которых я рассказывал ранее, оставили свой яркий рыболовный след не только на берегах Яика Горыныча, они же положили начало промышленному рыболовству во многих других местах Степного края и Туркестана. В частности – на Сырдарье и в Аральском море. Куда, правда, попали паче чаяния и не по своей воле.
С Яика – на Сыр. Как уральские казаки стали аральскими
В 1851 г. в 20 верстах от развалин древнего Янги-Кента возник новый военный форпост - Форт № 1, в дальнейшем несколько сместившийся и приобретший название Казалинск. Недолгий расцвет Казалинска был тесно связан не столько с важным стратегическим положением, сколько с Сырдарьей, которая в те годы была значительной водной артерией. Именно у Казалинска изначально базировалась и аральская флотилия. И именно сосланные сюда в 1877 году (за неподчинение положению о воинской повинности) уральские казаки-староверы положили начало промышленному рыболовству на Арале и в низовьях Сырдарьи. Они завезли в край навыки "правильной" рыбной ловли и необходимые снасти, способствующие не только пропитанию, но и для процветанию.
К концу позапрошлого столетия Казалинск всё ещё представлял собой значительное для этих мест поселение. Население этого уездного города составляло 7600 человек и ютилось в 645 плохоньких мазанках с плоскими крышами. Весной, во время разливов, город оказывался со всех сторон окружённым водой, которая застаивалась до лета и являлась рассадником малярийного комара. Была в том городе одна православная церковь, несколько мечетей, городское училище с ремесленным классом и русско-киргизская школа. Вот и все радости. Если не считать знатной рыбалки и вкуса настоящей рыбы.
Рыбная ловля и пища пришлась по душе и местным казахам - к концу века именно им принадлежала подавляющая часть вылова в бассейне Сырдарьи. Ежегодный улов в районе Арала 110 лет назад (1910) составлял 945 158 пудов и продавался на рынки России и Туркестана за 2 504 971 руб. По тем деньгам – сумма колоссальная!
Великий Икряной Путь
О значении рыболовства в Аральском бассейне красноречивей всего говорит уникальная торговая дорога, проторённая в те годы от Арала к Европе. Про Великий Шёлковый Путь, несмотря на то, что он приказал долго жить ещё в Средние века, сегодня знает каждый школьник, даже самый откровенный балбес. Про Великий Икряной Путь, несмотря на то, что от времён его полнокровного функционирования минуло всего столетие, не знают даже многие историки.
А началось всё с тех же ссыльных уральских казаков, которые начали осваивать свои привычные промыслы в непривычных местах. Рыболовство на Арале, который, по всем параметрам оказался в регионе вторым после Каспия рыбным садком, очень скоро заняло заметное положение в местной экономике. Казаки-рыбаки и вскоре присоединившиеся к ним рыбаки-казахи не только ловили рыбу, но и наладили промышленный промысел икры, спрос на которую стабильно рос не только в России, но и в Европе.Хотя это было сопряжено с большими трудностями, известно к примеру, что соль, которую привозили в Казалинск из Илецка, дорожала по дороге в 20 раз, игра всё равно стоила свеч.
На снимке: Арал. Рисунок Каразина.
Ещё более муторным занятием, чем лов и засол, была доставка самой икры, которая целиком отправлялась в Центральную Россию через Оренбург. Железной дороги не существовало, а расстояние от производителя до ближайшего потребителя составляло 1000 вёрст (а до главного – все 2000). Выручал, как обычно, основной движитель и стимулятор торговли в Центральной Азии – верблюд. Каждую зиму, многокилометровые караваны, от которых по степям распространялся дивный рыбный запах, везли свой ценный груз от Аральского моря, к столам гурманов в европейскую Россию и далее.
Столица Аральского моря
Но основной предмет вывоза составляла все-таки не икра, а рыба, промышленный вылов которой в Аральском море особенно вырос с проведением Оренбургско-Ташкентской железнодорожной магистрали, построенной в 1905 году и надёжно связавшей Туркестан с Центральной Россией. Там, где железная дорога коснулась берега Аральского моря, возникла новая мощнейшая рыболовная база – Аральск.
"Построенный на бесплодном песчаном берегу залива Сары-чеганак, представляющего здесь прекрасную стоянку для судов, Аральск имеет оригинальный вид. Ни садов, ни отдельных деревьев нет и в помине. Дома частью обычного русского типа из дерева, привозимого из Оренбурга, частью глинобитные… Этот город теперь насчитывает несколько тысяч жителей и делает миллионные обороты."
Таким увидел тот Аральск известный ташкентский зоолог Николай Алексеевич ЗАРУДНЫЙ. Населённый выходцами из всех областей Империи (даже Прибалтики!), главный город и порт степного моря представлял собой весьма значительное для этих мест поселение со всеми атрибутами регионального центра: церковью, школой, "добропорядочными магазинами", почтовым отделением. И множеством "нелегальных пивных и кабаков", благодаря которым аральцы вполне обоснованно считали, "что в их городе выпивается больше, чем в Казалинске".
Но, что особенно привлекло наблюдательный взгляд натуралиста, так это промыслы К. В. БЕРЕЗНИЦКОГО. Ещё бы! Ведь там, "работала немалая партия астраханских и донских резалок, преимущественно девиц. Это было красиво. Движение, говор, смех, песни, шутки. Одежда своеобразная: разноцветные платки (иногда открытые причёски), ленты, кофточки, не лишённые кокетства короткие юбки, длинные чулки при туфлях; у большинства панталоны, частью даже с незатейливыми кружевами…"
Ну, просто Париж какой-то!
А вот, что сообщал читателям знаменитый "Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Средне-Азиатской и Ташкентской", выходивший многими изданиями в Ташкенте под редакцией графа ДМИТРИЕВА-МАМОНОВА в начале прошлого века:
"В последние годы в Аральское построено из привозного леса более 30 парусных судов и барж, приспособленных к нуждам рыболовства и устроено несколько пристаней и рыбопромысловых заведений. Судохозяевами являются следующие рыбопромышленные фирмы: Бр. Мокеевы, бр. Марковы, Шапошников, Тимофеев, Красильников и др., которые занимаются приёмом рыбы (сазан, лещ, судак, шип, жерех, усач, вобла и проч.) от ловцов, разделкой и посолкой и отправкой в Европейскую Россию… При станции проектирован к сооружению склад-рефрижератор для предварительного охлаждения грузов."
Эпизод, стоимостью в сотни жизней
Самым знаменитым моментом аральского рыболовства в советской историографии стал один эпизод, имевший место в 1921 году, когда в развороченной Гражданской войной стране случился страшный недород и разразился катастрофический голод. Вот тогда-то, 7 октября, Ленин и обратился к рыбакам Арала. С призывом помочь голодающим Поволжья.
Как обычно, вождь мирового пролетариата во всех бедах обвинял мировое буржуйство и надавил на пролетарскую сознательность масс:
"Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдалённых друг от друга мест."
Не знаю, что сыграло свою роль – классовое сознание, жалость к умирающим или какой-то неизвестный фактор (да и так ли уж важно это, коли было спасено несколько сотен человеческих жизней?), но уже 25 декабря аральцы отправили на Волгу 14 вагонов рыбы.
Вместо эпилога. Эпитафия
…В свои лучшие годы Арал приносил треть всего советского сазана. Всего же в1928 году в Казахстане добывалось 742 тысячи центнеров рыбы, что составляло 9,4% всего вылова СССР. В 1930-м процент вырос уже до 12,2% – 1 912 тысяч центнеров. В 1970-м Казахстан всё ещё ловил 100 тысяч тонн (то есть 1 миллион центнеров), но начало деградации отрасли было уже налицо. И то, как стремительно наша рыбная слава стала достоянием истории – не должно не настораживать тех, кто живёт, и собирается далее жить на этой планете! Если, конечно, мы не живём ради того, чтобы только есть, пить, размножаться и делать "селфи"…
Фото из источников прошлого века.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!