Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Представить себе облик РК без разбросанных по городам и весям мечетей ныне невозможно. Для этого нужно заглянуть в прошлое. Правда, не такое далёкое, как кажется многим молодым казахстанцам. Всего на какие-то полвека назад. Когда даже столица, Алма-Ата, располагала единственным храмом для поклонения Аллаху, непритязательным строением чуть выше автовокзала "Саяхат" (именно там позже воздвигли одну из красивейших в РК соборную мечеть). Многие мечети, оставшиеся от досоветского времени, были в лучшем случае объявлены "памятниками архитектуры" и поставлены в этом статусе под охрану государства. Потому только они и сохранились до нашего времени.
Представить себе современный Казахстан без мечетей – немыслимо. А есть ли какое-то коренное свойство, которое отличает казахстанские мусульманские храмы от аналогов, разбросанных по просторам исламского мира? Есть. Их величайшее разнообразие. Не имея каких-то явных архитектурных традиций в строительстве культовых сооружений, вдохновители строительства не только черпали варианты из доисламских эталонов, но и брали понравившиеся образцы отовсюду. Отсюда и проистекает великое изобилие стилей, версий и образцов, которые можно повстречать на территории современного Казахстана. Многие современные казахстанские мечети позаимствованы с аналогов Аравии, Египта, Персии, Турции и Туркестана.
Самая известная мечеть Казахстана высится в Туркестане над могилой Ходжи Ахмеда ЯСАВИ. По сути своей это огромный культовый комплекс, включивший в себя ещё и ханаку дервишей, библиотеку, мемориальный зал самого Тимура-Тамерлана (с гигантским бронзовым казаном и древком от знамени), пищеблок для паломников, элементы дворца и массу прочих помещений. Однако благодаря своей знаменитой "мечети" Туркестан с полным основанием можно назвать единственным местом Казахстана, вовлечённым в мировую паломническую сеть.
Но самые оригинальные и архаичные молельни располагаются на Мангышлаке и обычно приурочены к древним кладбищам, основу которых составляет мазар какого-нибудь суфийского святого. В основе их лежат пещеры, сакральная жизнь которых начиналась вообще-то неизвестно когда. Одна из самых красивых "подземных мечетей" Мангышлака – Шакпак-ата. Началом функционирования её считается Х век, когда подземный храм был приспособлен к традициям новой религии. В западном крыле появилась михрабная ниша и кельи отшельников. Окончательный облик памятник принял в ХIII–XV веках.
В отличие от пещерных храмов Мангышлака, мечеть Аккойлы, высящаяся на лысом пригорке в долине Арыса в Южном Казахстане, выглядит совсем новой. На самом деле её строили ещё в позапрошлом веке, а в начале этого лишь привели в божеский вид после десятилетий забвения. По этому поводу рассказывают о трёх братьях, некогда переселившихся сюда, на берега Арыса, откуда-то из-под Лугового. Их чем-то там сильно обидел родной отец, и они решили откочевать вместе со своими семьями. Потом, правда, папа спохватился и приехал просить сыновей вернуться обратно. Но те отказали старику. Причём главным их аргументом было то, что они уже начали строить на новом месте мечеть. Но недолго здание служило верующим. В 20-е годы в СССР начался период безбожия. Сначала с купола содрали полумесяц, а потом обустраивающиеся атеисты начали вообще растаскивать мечеть по кирпичикам. Для строительства собственных домов. Рассказывают, что все расхитители мечети как бы попали под заклятие – семьи их пополнялись только мертворождёнными детьми и постепенно угасали.
А вот мечеть Карахожа в дебрях пустыни Моинкум потерпела уже позже – от современных "реставраторов". На фотографиях, сохранившей её первоначальный облик, она выглядела гораздо значимее. Однако такие перманентные ремонты-перестройки, вообще говоря, весьма характерны для культовых сооружений не только в Казахстане. Хотя построена эта мечеть относительно недавно, но самое знаменательное в ней - местоположение, вдали от крупных населённых пунктов, посередь пустыни.
Особняком в этом архитектурном отношении стоит единственная в своём роде Жаркентская мечеть, выстроенная по заказу магната-мецената Вали-Ахун ЮЛДАШЕВА, уйгурского "переселенца первой волны", который имел перед глазами лучшие китайские образцы и пригласил воплощать свои мечты именно китайского архитектора Хон-Пике. Деревянное здание впечатляет не только своими характерными линиями "парящих крыш" и пагод-минаретов, пёстрым цветочным декором, но и своими размерами. Главный двухэтажный зал, занимает солидное пространство - шириной в 28 и длиной в 54 метра.
Совершенно иная традиция просматривается там, куда в XIX веке распространилось влияние "татарских мулл", принесших с собой на территорию Казахстана и свои архитектурные пристрастия. В этом отношении интересно побывать в Семипалатинске, где до наших дней сохранились несколько исторических "татарских мечетей". В том числе "единственная на территории Казахстана" двухминаретная мечеть, построенная в 1858-1862 годах на средства местных купцов СУЛЕЙМЕНОВА, АБДЫШЕВА, РАФИКОВА, ХАЛИТОВА.
Но не во всех зданиях культового зодчества лежат заповеданные традиции. Имеется среди новых храмов, построенных продвинутыми заказчиками и архитекторами-модернистами в последние десятилетия, и мечети, вызывающие своим ультрасовременным обликом невнятный ропот у ортодоксальных мусульман. Например – эта, расположенная в курортной зоне Борового. Если о ней что-то и можно сказать, то только то, что… она есть.
Честно говоря, если бы я исповедовал ислам, то предпочёл бы этим дерзким храмам новаторской архитектуры, молитву в таких вот небольших молельнях, сработанных в глухих сёлах силами местных умельцев и строителей на деньги, собранные селянами вскладчину. Вроде этой вот старой мечети в селе Сункар у подножия гор Кетмень. И хотя Аллах, думается, примет всякую молитву, исходящую от чистого сердца, из таких простых храмов слова поклонников достигают Его ушей гораздо скорее…
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!