Если ты «не в приоритете» у своего государства...

4992 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Воскресенье, 26 Фев 2017, 17:00

Как отдельно взятому казахстанскому дизайнеру «пробить» павильон родной страны на международной выставке в Милане

В субботу, 25 февраля, в Милане открылась ярмарка моды White – «Белое».

Одним из сюрпризов крупнейшего модного форума (20 000 посетителей) станет павильон New Talents from Kazakhstan. Пять наших брендов – Fariza Sultan, GK (Gulnara Kassym), Nailya, Zibroo Design и Aika Alemi представят на суд зрителей свои новые коллекции.

О том, как отдельно взятому казахстанскому дизайнеру «пробить» страновой павильон без государственной поддержки этой самой страны; как пиарить государство, которое честно признается, что ты у него «не в приоритете»;  как рынок ставит на место всех, даже «высокопоставленных деток»; и, конечно, о моде – застрельщик всего этого предприятия, дизайнер и куратор моды Аяжан ЖАКСЫБАЙ.

80% вещей ее бренда Aika Alemi (на снимке ниже - модели из новой коллекции) продается за рубежом, в дизайнерских магазинах — Jenko в Гонконге, Viola в Лондоне, Look в Цюрихе и пр.  

Читайте также
Бахытжан Канапьянов: Это мой путь...

Когда из страны уезжает талант, страна теряет возможность заработать

- С этого, собственно, все и началось: с моих собственных продаж. Практически на каждом мероприятии в Алматы или Астане ко мне подходили дизайнеры и спрашивали: как ты это сделала? Я честно рассказывала. На следующий день была другая тусовка – и мне снова задавали этот вопрос. Словом, однажды я задумалась об обучающем курсе: как сделать коллекцию, а потом ее «продвинуть» и продать. За полтора года у меня обучились около ста человек, и в какой-то момент возникла идея начать обучение дизайнеров не в теории, а в реальном режиме. Это абсолютно совпало с моей давней задумкой сделать бренд-инкубатор...

- Вот этот термин надо объяснить.

- Во многих странах есть государственные инкубаторы, которые занимаются поддержкой отечественных дизайнеров и развитием легкой промышленности. Что здесь следствие, что причина, что цель – выбирай сама, но это очень успешные проекты в большинстве стран.

Возьмем пример Бельгии, потому что их ситуация в моде в чем-то похожа на нашу: у них очень хорошая фешн-школа, но их дизайнеры всегда уезжали в Париж или Лондон, не видя перспектив в провинциальной, с точки зрения моды, стране. Вместе с их мозгами и талантами Бельгия теряла возможность заработать - и государство решило: ну нет, мы будем своих оставлять.

Так появился модный инкубатор, куда каждый год по конкурсу выбирают пять дизайнеров. Государство им полностью оплачивает услуги коуча (тренера), услуги пиар-агентства, а потом и шоу-рум. И вот какая статистика на сегодняшний день: государство вкладывает в дизайнера 4-5 сезонов, может быть, больше, и уже через 4 сезона (это всего лишь два года) он начинает показывать оборот от 700 000 до миллиона евро в год. Это немалые деньги. Нашим дизайнерам такие обороты и не снились...

Новая коллекция бренда Nailya, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

Нам и не снилась государственная поддержка

- Но нашим дизайнерам не снилась и такая государственная поддержка.

- Да! Я с этой идеей ходила по разным министерствам и ведомствам: в Национальное агентство по экспорту и инвестициям «Казнексинвест», в институт развития индустрии Kazakhstan Industry Development Institute и т.д. и т.п. Я говорила: ребята, почему у нас экспорт «проседает»? Потому что у нас нет продукта. Сначала надо создать продукт – тот самый бренд, а потом его продвинуть и продать.

Потому что попытка «продать», то есть участие в выставках - это последний шаг, и наше государство его нет-нет, да и финансирует, но без толку, поскольку продукт, в большинстве случаев, неконкурентноспособный. 

Так давайте сделаем конкурентный продукт, то есть профинансируем процесс с самого начала... 

Новая коллекция бренда Fariza Sultan, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И что тебе отвечали?

- Отвечали, что, может, с удовольствием бы и помогли создать такой инкубатор, но «у нас легкая промышленность не в приоритете».

- А что у нас в приоритете?

- Тяжелое машиностроение! Хотя, на мой взгляд, в этой отрасли нам пока вообще по меньшей мере странно на что-то претендовать. А вот через дизайнеров, каким бы странным не казался чиновникам этот бизнес, как раз можно было бы «выстрелить». Потому что всегда есть спрос на что-то оригинальное и новое – то, что еще не открыто. А это как раз мы. Нас еще не открыли как модную территорию. За последние годы заявили о себе на модном рынке, если говорить о странах бывшего СССР, украинцы, россияне, грузины... Сейчас подошла наша очередь.

Новая коллекция бренда Zibroo Design, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И ты уверена, что мы ее не пропустим?

- Уверена, потому что, с поддержкой государства или без нее, но это уже происходит. Пример – та же самая выставка White, в которой будут участвовать пять наших дизайнеров. Первый большой плюс, что нас вообще приняли. Второй – что мы будем представлять страну, а не каждый себя, это будет целый казахстанский павильон, то есть специальная, нам отведенная, зона. И третий - нам дали очень хорошую цену, намного ниже, чем если бы кто-то из наших дизайнеров пришел бы отдельно и «с улицы». 

Новая коллекция бренда GK, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И вы эту цену заплатили сами.

- Конечно. Все дизайнеры и я в том числе. Потому что, поскольку затея с государственным инкубатором не удалась, а спрос был и есть, я пригласила тренера из Бельгии, Филиппа ПУРХАШИМИ (француза с иранскими корнями), и сделала свой собственный модный инкубатор. Схема та же: отсматриваем бренды, проводим собеседования, отбираем лучших, в течение полугода с ними работаем, «приподнимая» их коллекции, и подаем заявки на участие в зарубежных выставках. Разница лишь в том, что дизайнеры за все про все платят сами.

Читайте также
Об искусственном фасаде благополучия страны

Можно «продавить» бренд в Казахстане, но «порвать» Париж не получится

- Приносят тебе пачку денег и говорят «хочу порвать Париж»?

- Такие тоже приходят. «Я дочь такого-то» или «я с деньгами», и начинается: «я хочу...». Но в нашем случае это не прокатывает. Если у бренда очень низкий уровень, если то, что он предлагает, уже есть 100 раз и никому неинтересно, и, наконец, если мы видим, что для человека это не более чем игрушка - находим повод отказать. Под разными предлогами.

- Идешь против тренда? В стране, в которой львиная доля всех «гламурных бизнесов» принадлежит высокопоставленным женам и детям?

- Ты знаешь, если они хотят этим заниматься – пусть занимаются. Но рынок сам все ставит на свои места. Можно, конечно, «продавить» бренд в Казахстане, но мы-то заточены на зарубежье, где только покупатель решает, хочет он тебя купить или нет.

- Этот самый покупатель или байер уже решил, что он хочет покупать тебя, Айнур Турисбек и Salta – называю три казахстанских бренда, которые достаточно стабильно продаются за рубежом. Больной вопрос: что насчет наших байеров?

- Сама же сказала: вопрос больной. Когда я в прошлом году участвовала в Неделе моды в Париже, там был байер из нашего Saks Fifth Avenue, что в Esentai Mall. Меня ей представил один российский дизайнер: «Вот как раз – ваша Айя...», но в ответ был полный «игнор». Уже здесь мне сказали, что они «продают только мировые бренды». То есть когда я стану мировым брендом, тогда меня начнут продавать в Казахстане. Это странно для всего мира, потому что есть множество случаев, когда именно байер помог состояться дизайнеру, открыл новое имя.

Но для нашей страны в этом ничего странного нет, потому что ты лучше меня знаешь: что у нас в дефиците, так это помощь, поддержка, наконец, единство. Почему я пытаюсь объединить дизайнеров? Потому что это закон природы: только вместе мы – сила. Если бы мы были вместе, мы бы все от этого выиграли, и нас бы, наверное, уважало то же государство. А так они смотрят: валяйте, барахтайтесь, покажите свой результат. То  есть нам нужно им доказывать. Ну хорошо, будем доказывать. Причем – еще один парадокс казахстанской жизни, о котором уже даже скучно говорить: доказывать что-то нашей публике проще за рубежом...

Читайте также
У дома Chanel появилась казахская наследница

- Но ты-то все и всем давно уже про себя саму доказала. И здесь, и за рубежом.

- А теперь, прости за пафос, хочу доказать про страну. Потому что верю в казахстанскую моду. Быть может, если бы мы жили в XX веке, я бы не так верила. Но мы живем в XXI – и это тот самый век, в котором  Ричард ФЛОРИДА своей работой про креативный класс произвел эффект разорвавшегося снаряда – потому что все, что там написано, это реальность. В конце 80-х весь мир перешел к креативной парадигме. Фильм может принести миллионы, книга может принести миллионы, видео-арт продаться в пять минут за 20 000 долларов. И такая же история с нами – почему пиджак Balmain стоит 10 000 евро?  Потому что там креатив. Это не ручками сделанная история, это история, сделанная головой.

- Скажи мне, что у нас тоже есть такие истории.

- Есть. Просто они еще не рассказаны...

Фото предоставлено Аяжан Жаксыбай.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Что изменилось в Казахстане после ухода Назарбаева
Всё, что нужно стране – это справедливость
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Как долго российские граждане будут поддерживать войну России в Украине
Фактор страха вносит значительные искажения в результаты опросов
Якоря, брошенные в песок пустыни. Где находится самое печальное кладбище Казахстана
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Правда о страшилках про готовящееся нападение НАТО на Россию
Как администрация Байдена лебезила перед Кремлём, преподнося ему на блюдечке сладкие подарки
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Школьнице дали 9 лет за убийство матери
Девушка утверждала, что мать издевалась над ней, когда она была ребёнком, и не разрешала встречаться с возлюбленным
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru