Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Обезглавленные трупы
Василий Верещагин. После удачи (победители). 1968.
Во времена присоединения Туркестана (в том числе и регионов нынешнего Южного Казахстана) к Российской империи у православных (как, впрочем, и всех других христиан) возникла неожиданная проблема весьма деликатного свойства. Сохранность могил. Нередко уже на следующий день после погребения глазам представал сваленный крест, отверстая яма, вырытый и разбитый гроб. И выброшенный труп, не только осквернённый, но и обезглавленный.
Эпидемия поругания покойников-христиан приняла угрожающие масштабы, особенно в районах, где велись боевые действия. Всё это, разумеется, тут же получило весьма правдоподобное объяснение – в основе осквернения могил лежало обыкновенное "варварство", замешанное на "мусульманском фанатизме". Истолкование удовлетворило многих, но не всех. Потому как имелись нестыковки. Очень редко, к примеру, раскапывались могилы женщин. И совсем уж не трогали детские погребения. Хотя и они, исходя из логики объяснения, носили крестики, принадлежа всё тем же христианам.
Но тайна возмутительного кощунства скрывалась вовсе не там, где её искали. Настоящая разгадка казуса вообще никак не сопрягалась ни с исламом, ни с каким-то варварством и лежала совершенно в иной плоскости. Как писал один из знатоков истории и нравов того времени, военный и публицист Михаил ТЕРЕНТЬЕВ в своём пространном очерке "Туркестан и туркестанцы":
"Это была просто спекуляция: отрезав голову у только что схороненного покойника, а если это был офицер или чиновник, то, захватив и его эполеты или погоны, - хищник спешил с добычей в какое-нибудь из соседних ханств, где и выдавал эту добычу за трофей, взятый им в честном бою... Халат, несколько золотых тиллей и слава батыря-богатыря - были обыкновенною наградой предприимчивого вора. Так как голова женщины не могла доставить столько же славы, как мужская, то, конечно, могилы женщин разрывались только по ошибке или незнанию и, значит, весьма редко".
Так что – ничего личного! Маленький бизнес, и только.
Однако впечатление, производимое каждой новоразорённой могилой, весьма болезненно отражалось на спокойствии христианского общества. И нужно было что-то делать, чтобы охранить погребения и покойников. Ставить охрану на каждом кладбище в условиях тотальной нехватки людей не представлялось реальным. И тогда, на какое-то время, было решено обратиться к… мусульманской традиции!
"Со времени принятия нами азиатского способа устройства могил (кроме обыкновенной ямы еще боковая ниша, куда и вдвигается гроб), открывать гроб одному человеку оказывается неудобным, потому что прежде всего гроб надобно выдвинуть из ниши, и потому нападения на покойников прекратились".
Полностью проблема разорения могил исчезла, как только исчезла плата за головы и утратился экономический интерес.
Пример из времён Чингисхана
Иллюстрация: взятие Самарканда монголами.
В связи с этим мне вспомнился ещё один любопытный момент из истории Туркестана, относящийся к совершенно другим временам и персонажам.
Летом 1219 года 200-тысячное войско Чингисхана вторглось в Среднюю Азию. И уже к концу 1221 года огромный регион оказался под властью монголов. Поражение было столь стремительным и всемерным, что, не опасаясь никакого сопротивления, Великий хан отвёл часть своих войск обратно в Монголию, а остальные послал дальше - на Запад.
История завоевания оставила столь сильный рубец в памяти народов Средней Азии, что о нашествии "вспоминали" тут в течение жизни десятков поколений. И каждый век вносил в эти воспоминания всё новые и новые подробности. Так что со временем стало очень непросто разделить истину и миф.
Так, например, существует предание, что во время разграбления Термеза, один из жителей, обладавший несравненной красоты жемчужиной, решил сокрыть своё сокровище в самом надёжном хранилище – попросту проглотив её. Увы, момент сокрытия не укрылся от зоркого глаза одного из монгольских воинов – и чтобы овладеть трофеем, он, не раздумывая, вспорол живот горемычному обладателю жемчужины и достал добычу.
А дальше – больше. По войску распространился новость о том, как и где термезцы прячут своё достояние. И этого было достаточно для того, чтобы пронеслось массовое вскрытие животов несчастных горожан. И тут, как видим, ничего патологического – обычный способ экспроприации. Правда, в условиях военного времени.
Куда девались похороненные староверы?
На снимке: староверы Бухтармы.
Ещё одна любопытная параллель уведёт нас в прошлое, не столь отдалённое от середины XIX века. Она связана со староверами, поселившимися (или поселёнными) на территории нынешнего Восточного Казахстана.
Первые ссыльные старообрядцы появились на Алтае ещё в XVIII столетии и первое время жили вблизи горных заводов и казачьих линий. Но вскоре стали исчезать с глаз и находить прибежище в глухих горных заимках. Особенно "густонаселённой" убегавшими староверами оказалась дикое и непроезжее ущелье Убы. Чтобы возвращать беглецов под надзор, правительство организовывало целые экспедиции, вылавливающие духовных беженцев по дебрям Алтая.
Но неожиданно среди насильно возвращённых разразился непонятный мор, который в одночасье выкосил целые семьи и безлюдил дома. Староверы "вымирали" целыми сёлами. И так происходило до тех пор, пока кому-то не пришло в голову раскопать одну из свежих могил под характерным староверческим крестом. И тут оказалось, что она пуста! Так же, как и соседние. Куда же подевались покойники?
Ушли. Дальше и глубже. На Бухтарму, которую открыли "за Камнем" неутомимые искатели Беловодья. Вскоре тамошние места стали Обетованной Землёй не только для староверов, но и утекавших вместе с ними беглых колодников – "бергалов".
Высокая классика потрошителей могил
Иллюстрация: китайская могила.
И ещё один момент, связанный с жутковатыми картинками разорения свежих могил представляет нам Илийская долина. После занятия в 1871 году русскими войсками (под командой генерала КОЛПАКОВСКОГО) Кульджинского края, взорам наблюдателей предстали обширные площади, занятые сплошными развалинами. В руинах, к примеру, лежала вся Кульджа, тот самый "цветущий" город, который незадолго до того посещали и описывали Пётр СЕМЁНОВ (Тян-Шанский) и Чокан ВАЛИХАНОВ. Основанная в 1764 году "китайская Кульджа" была стёрта с лица земли восставшими дунганами в 1866-м и больше уже на этом месте никогда не восстанавливалась.
Но ещё больше, чем руины сожжённых домов и обезображенных храмов (торговля бронзовыми "бурханами" в годы русской оккупации была едва ли не самой выгодной статьёй кульджинских базаров), свидетелей поразила картина, представшая на китайском кладбище Кульджи. Вот, что писал посетивший Илийский край Л. Ф. КОСТЕНКО:
"К развалинам прилегает обширное кладбище, на котором большая часть могил раскопана. Победители-мусульмане вырывали трупы китайцев с целью воспользоваться одеждою богатых покойников".
Таким образом, и в разрушении китайских кладбищ, несмотря на то, что борьба за Восточный Туркестан отличалась исключительной непримиримостью и жестокостью с обеих сторон, также лежали исключительно материальные причины. Просто инсургенты решили, что грабить можно не только живых, но и мёртвых. В конце концов, мёртвым это всё равно…
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: из открытых источников, Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!