Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Вот уже более 100 лет это изящное здание в центре старого парка является едва ли не самым узнаваемым символом города (поменявшего за это время три имени: Верный - Алма-Ата - Алматы). Православный Свято-Вознесенский кафедральный собор был воздвигнут верненским архитектором и градостроителем Андреем ЗЕНКОВЫМ к 1906 году. И сразу стал одной из достопримечательностей Семиреченского края и предметом гордости прихожан и горожан.
Производимое им впечатление вдохновенно описал Юрий ДОМБРОВСКИЙ на одной из первых страниц своего "Хранителя…": "Он висел над городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыш. С колокольней, лестницей – с целой системой лестниц, переходов и галерей. Настоящий храм Василия Блаженного, только построенный заново…".
Гордости за зенковское творение здорово поприбавилось, когда в 1911 году город испытал очередное землетрясение, порушившее значительную часть построек. Но 44-х метровый Собор (его предшественник, кстати, был уничтожен предыдущей катастрофой 1897 года) – устоял. Напомню, что речь не о каких-нибудь невнятных толчках, к сообщению о которых так привыкли современные горожане, а о буйном разгуле стихии в 8-10 баллов по 12-бальной шкале!
Устойчивость Собора предопределил прогрессивный (и во многом новаторский) антисейсмический подход Зенкова к строительству. Деревянный сруб из крепких тянь-шаньских елей, скреплённых железными штырями в гибкую конструкцию, был поставлен на монолит из железобетона. Ныне по такому принципу строятся многие высотные здания в южной столице.
Устоял Собор и при следующей катастрофе – социальной, когда воинствующие безбожники обрушили свой варварский гнев на всё, что только напоминало о Боге. Верующих, правда, из храма выгнали – в советские времена здесь располагался музей, хорошо известный всем читающим по тому же роману Домбровского "Хранитель древностей". И то, что здание довольно скоро "перепрофилировали" под Республиканский музей, может быть и спасло его от разрушения. Колокола, правда, сбросили, но до крестов так и не добрались. Несмотря на утерю изначального значения, само строение всё равно оставалось самым величественным и заметным в малоэтажном городе. И неслучайно считалось неформальным архитектурным символом социалистической Алма-Аты.
Потом, когда историко-краеведческий музей получил новое здание, в Соборе расположился концертно-выставочный зал. Надо сказать, что благодаря изощрённой акустике, характерной для православных храмов, музыка звучала тут особенно ёмко и проникновенно. Чего не скажешь про живописные сюжеты отживавшего свой век "соцарта" и "современного искусства", которые в те годы, агрессивно вырвавшись из подполий и мастерских, начали преподноситься как высшее достижение культуры.
В конце-концов Собор опять вернулся верующим. По стенам и ликам затрепетал тёплый свет лампад, пряно запахло ладаном, пространство преисполнилось пристальных взоров святых и наполнилось гулким торжеством песнопений. Собор вновь зажил своей заповеданной духовной жизнью.
Но независимо от всего этого истинные горожане всех политических предпочтений, вероисповеданий и национальностей продолжали одинаково гордиться и любить это чудесное строение в старом парке. И эта наша любовь – не стареет! По себе знаю, просто так пройти мимо Собора невозможно, даже если очень спешишь. Обязательно свернёшь с пути, чтобы лишний раз полюбоваться этим величавым достоянием и бессмертной гордостью любимого города!
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!