Наша «Евразия»

5232 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 24 Сен 2014, 07:35

Депардье как отказник от своей родины, прямо скажем, не внушает доверия.

Десятый юбилейный МКФ «Евразия» обрадовал уже тем, что состоялся. Каждый год это как гадание на ромашке: будет - не будет. Случился – уже праздник! Сейчас никого, кроме редких иностранцев, не удивляет, что проводит его исключительно «Казахфильм». Баталии о том, что должна быть отдельная, автономная дирекция фестиваля, канули в Лету. Союз кинематографистов в состоянии раздрая и скорее мертв, чем жив. Остальные продюсерские центры и студии в ожидании госдотаций - опять же только через «Казахфильм» - предпочитают не ввязываться: себе дороже и боком выйдет. Потому «Казахфильм» сегодня наше всё, да и тот выставлен на торги. И хотя аким города на открытии «Евразии» сорвал аплодисменты сообщением, что «Казахфильм» был и будет всегда, похоже, что будет он чем угодно, только не киностудией. На этом фоне вроде неловко критиковать «Евразию»: провели же, в конце концов! Но праздник вопреки ожиданиям (как-никак – юбилей!) был скучным и унылым – словно затевали его ради «галочки» в отчете. И дело тут не только в урезанном бюджете фестиваля.

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым.

Последние три года, несмотря на перманентно авральную подготовку, программа «Евразии» становилась все более насыщенной и демонстрировала приличный уровень настоящего фестиваля: помимо основного конкурса, шли питчинги проектов, круглые столы, мастер-классы знаменитостей. А главная гордость: зарубежные критики приезжали специально, чтобы посмотреть наше новое казахское кино. А заодно и фильмы Центральной Азии. К юбилею вдруг все это «сдулось» и приняло какие-то скукоженные формы. Программы есть, но составляли их по принципу ретро и «приятности во всех отношениях».

«Евразия» - державный фестиваль, все, что здесь демонстрируется (во всяком случае местного производства), видимо, должно быть сугубо пафосным и глянцевым. На худой конец - веселым. Вот программа «Динамичное казахское кино». Резонно было включить в нее нашумевшие свежие фильмы Жанны Исабаевой и Адильхана Ержанова? Вполне. Тем более, местный зритель их еще не видел. А и не надо ему! Какая еще живая жизнь и высокое искусство? Зачем грузить людей проблемами? Это – негатив. А фестиваль - праздник. Надо смотреть и радоваться!

Фильмов соседей - узбеков, кыргызов, таджиков, туркмен - не было вовсе. Дискуссий – тем более. Хотя 30-летие новой казахской «волны» - повод к размышлениям о современном кинопроцессе в стране. Кстати, режиссеры легендарной «волны» во главе со своим мастером Сергеем Соловьевым почти все наличествовали, наверняка каждому из них было чем поделиться с критиками и киноведами. И Мурат Ауэзов, отец этой «волны», мог, наверное, прийти на такую встречу. А зачем? Фильмы показали, почет оказали - что еще надо? Зачем заморачиваться? Единственный, чей 100-летний юбилей действительно отмечали в рамках «Евразии», - Шакен Айманов. Но тоже без драйва, все по протоколу. Планка ожиданий у нас явно завышена. Фестиваль -2014 был весь - как отчетное чиновничье мероприятие: показали-провели-отметили – свободны!

Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных.

В конкурс от Казахстана предсказуемо включили «Голос степи» (производство Казахстан/ Франция, режиссеры Е. Шинарбаев и Ж.Депардье) - видовой музыкальный фильм. Насколько это хорошо по видам природы, настолько невнятно по режиссуре. Да и сюжет тот еще. Не удержусь, расскажу подробнее. Французская пара - археологи - участвуют здесь в раскопках. Два их малолетних сына катаются по степи на велосипедах. Габриель срывается с холма и погибает на глазах у брата. Тот теряет дар речи. В буквальном смысле. Хозяин дома, где остановились французы, учит мальчика Антонеля слушать и слышать голоса природы. Через много лет внук хозяина дома едет в Париж, чтобы пригласить Депардье - да, он тот самый мальчик из наших степей! - консультантом по акустике строящегося здания «Астана-опера» в Астане. Само собой, гость изумленно-восхищенно таращится на грандиозные виды новой столицы, а наш театр и вовсе повергает его в культурный шок. Но внук Ералы наслышан еще и о том, что дар лекаря, которым обладал его дед, перешел вроде к этому французу и хочет, чтобы тот помог его семье: восемь лет как женат, а детей всё нет. Депардье понятия не имеет о таком своем даре. Сам не завел семьи и мечтает воссоединиться с погибшим Габриэлем. Под видом банальности все аборигены изрекают в фильме великие фразы. (Кстати, фильм на казахском языке!) Ералы велит мальчику слушать, прежде всего, свое сердце. И слышать биенье чужого. Наша старуха у костра говорит ему сурово: ищешь смерти? Пока не придет твой смертный час - не умрешь! В степи под раскаты грома француз ищет дом своего детства, усвоив уроки степи, просто шепчет верблюдице: приведи меня к брату! И она – умница такая и вся нарядная притом – не оплевала его презрительно, поняла, посадила меж двух горбов и привела в грозу к заброшенному домику Ералы. Просто слезы умиления наворачиваются от мудрости каждого нашего местного персонажа, включая животных. Супружеская пара под те же раскаты грома занимается любовью и, значит, ребенку – быть!

Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри.

Вы скажете: «мыло» - и будете правы. Но выдают его за высокохудожественное полотно! Шинарбаев режиссер большого стиля, но соорудил чудовищную вампуку. Сценарист, как ни странно, француз. Я- то думала по привычке: члены нашего правительства, сенатор или депутат какой. И уж, конечно, была уверена, что фильм получит приз. Так оно и вышло! Продюсер фильма Гульнара Сарсенова благодарила жюри, Аманшаева как главу киностудии и «Евразии» одновременно, а публике еще сообщила: «Наш фильм «Голос степи» о том, как и почему надо любить родину». Помилуйте! Я-то думала, Родину любят просто так. Беспричинно. Теперь теряюсь в догадках, КАК все-таки надо нам любить родину: иностранцев призывать или без них можно ездить по прекрасной нашей земле и прислушиваться к ее голосам (последнее как-то даже выглядит фрондой! А вдруг не то услышим?..) И каюсь, никому не смогла поверить в этом кино. Депардье как отказник от своей родины (имидж, навязанный масс-медиа!), прямо скажем, не внушает доверия. Шел-шел по степи. Вышел в следующем кадре из-за куста и сосед мой в зале ахнул: уже побрился! Как успел за три секунды! Любимые мною Ерик Жолжаксынов и Берик Айтжанов решительно не знают, что делать им в кадре (бедные, им же велено играть любовь к родине), да и все остальные актеры здесь, что называется, хлопочут лицом. Панорамы гор и степей, повторюсь, замечательные. И звуковая партитура порой чарующая. Я, правда, ждала, что навстречу Депардье в Астане выйдет сам наш Президент, но Шинарбаев тонкий художник, не допустил рояля в кустах и закономерно получил специальный приз жюри. Надо полагать - За Любовь к Родине. Да, всё с большой буквы! Так величественнее.

Одна замечательная новая картина на «Евразии» все же была - «Приключение» Наримана Туребаева. В конкурс ее не включили, но члены жюри кинокритиков ФИПРЕССИ и жюри азиатского кино НЕТПАК, приунывшие оттого, что центрально-азиатских фильмов нет вообще, а местный набор их удручал (даже ко мне, просто зрителю, обращали укор: как вы могли составить такую программу, это же не фестивальное вообще кино, а я в ответ лишь пожимала плечами) – так вот, они, увидев, наконец, это самое «Приключение», просветлели лицами, и оба своих приза отдали Туребаеву.

Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза.

Я долго тщилась понять логику показов нынешнего МКФ. Ее попросту не было. Программа сверстана методом случайности. Раньше логика была. Потому что арт-директором фестиваля являлась Гульнара Абикеева, пожалуй, самый титулованный и компетентный киновед в пост-советской Азии. Современный кинопроцесс в регионе и мире лучше всех в стране знает именно она. Юбилейный фестиваль обошелся без Абикеевой в качестве арт-директора. Без объявления и объяснения причин этого шага как Абикеевой, так и кинопублике. Программным директором назначили переводчицу Диану Ашимову. Диана молода, обаятельна, любит кино и мне глубоко симпатична, но надо признать - не обладает знаниями и авторитетом Абикеевой. Страна у нас маленькая, люди (тем более специалисты высокого класса) - штучные и то, что так происходит – грустно. Чиновники у нас давно исповедуют правило: незаменимых у нас нет. Это правило непременно сказывается на качестве дела. Впрочем, если всё делать для проформы, ради той самой «галочки» в отчете, то, конечно, ничего страшного... Какой-то у нас во всем пошел ухудшающий отбор... О вкусах не спорят, но такие вещи, как кино и фестивали, эстетический вкус вырабатывают и воспитывают, и поручать это все-таки лучше профессионалам…

Кстати о вкусах. На прошлой, кажется, «Евразии» поменяли эмблему феста. Привычного и полюбившегося всем всадника на коне заменили нелепым и устрашающим изображением барса. Мотивировали тем, что барс является символом южной столицы. И призы стали такие же. Один из иностранцев, испуганно-восторженно разглядывая тяжелую статуэтку, вопрошал: Is this a tigger?! Ему с соседних рядов втолковывали: да не тигр это, барс, снежный барс. Никто не знал, как это переводится на английский. Потом кто-то вспомнил: леопард! Иностранец недоверчиво оглядел приз, помотал головой. - Казак леопард! - сообщил ему сосед. - Казак леопард?! – округлил тот глаза. - О-О! Закивал и задумчиво оглядел всех нас. Барс как исчезающий вид внесен в Красную книгу и есть какой-то глубокий провиденциальный смысл в том, что именно изображение практически несуществующего зверя, почти миража, фантома, симулякра стало новым символом фестиваля «Евразия».

Несмотря ни на что, глава оргкомитета Ермек Аманшаев на закрытии оптимистично обещал: до встречи на 11-м фестивале «Евразия». Видимо, голос ему был…

журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
Чиновник-вандал уволился, после того как узнали о его прошлом
Совсем недавно он возглавил Дом культуры в Байганинском районе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.