Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Из памятников Средневековья в современном Таразе более менее сохранилось два "античных" мазара на берегу древнего канала Туйте. Когда-то они располагались на местном "узбекском кладбище" Аулие-Аты (которое, в свою очередь, раскинулось на месте ещё более древнего таразского некрополя). Но кладбища того давно нет, и оба мавзолея оказались ныне в городском парке.
Согласно народному преданию, в большем из них (и более почитаемом) покоится прах Карахана. Властителя, происходящего, по мнению пионера туркестанской археологии В. А. КАЛЛУРА, "из племени уйгуров или карлуков, царствовавшего в конце X века, основателе династии Караханидов или Илек-Ханов, который из тюрок первым принял мусульманство". В XI веке караханиды стали полноправными тутошними властителями. Именно при них Тараз достиг истинного процветания и расцвета, обзавёлся водопроводом и банями и был столь силён, что в какое-то время подчинял своей власти и Самарканд, и Кашгар.
Другое любопытное свидетельство от ещё одного пламенного туркестанского краеведа И. А. КОСТАНЬЕ свидетельствует, что: "Святой Хазряти-Аулия слыл в народе под именем Карахана; но настоящее его имя было Ша-Махмуд. Он прожил на белом свете 95 лет, из коих 15 лет посвятил Богу, находясь всё время в молитве и посте и не показываясь народу, а 40 лет правил уйгурским народом, среди которого были и уйгуры, и китайцы, и калмыки, и другие народности…" Аулиеатинский казий Абдулла выводил родословную этого умершего в 866 году Ша-Махмуда от самого зятя Пророка.
Как увязать в одном лице этого, происходящего с Запада святого, с завоевателем, пришедшим с Востока? Можно предположить (так бывает в истории), что здесь мы имеем дело с "сослоением личности" из двух диаметральных противоположностей. Если так произошло, то, очевидно, так было нужно. Но кто в таком случае покоится в мазаре? Провал времени, отделивший наше время от той эпохи, когда обо всём было известно доподлинно, оставляет профессиональным историкам и скромным почитателям музы Клио необозримый простор для азартного поиска.
Важно понимать то, что весьма почитаемый доселе мавзолей, который в сегодняшнем Таразе является чем-то вроде сакрального дворца бракозакрепления (сюда в важный день приезжают брачующиеся таразцы), вряд ли имеет сходство с тем архитектурным первообразом, который впервые появился над могилой где-то ещё в X-XI веке. Бедный и невыразительный декор, наблюдаемый ныне, появился в результате "ремонта", проведённого по инициативе благочестивого ташкентского ишана Саида БЕКХАНОВА в 1905-1906 годах. Тогда, по существу, был выстроен новый мавзолей.
Окончательно добила его советская реставрация 70-х годов, после которой внутри мазара разместился атеистический отдел местного музея. То, что ещё в начале прошлого века памятник выглядел вовсе не так, демонстрируют старые фотоснимки, запечатлевшие остатки его утраченного убранства. На них, между прочим, наблюдается некоторое сходство мавзолея Аулие-Ата с мавзолеем Айша-Биби (легендарной невесты святого). Главным украшением и здесь была богатая кирпичная декорация и резная терракотовая орнаментация.
Несмотря на выхолощенный архитектурными чистками облик, мазар Карахана сыграл ключевую роль в истории Тараза-Аулие-Аты-Джамбула-Тараза (жаждущие абсолютной истины могут втиснуть между Таразом и Аулие-Атой - Наманган-коче, а между Аулие-Атой и Джамбулом ещё и Мирзояна, чьим именем город назывался с 1936 по 1938 годы). Так вот, в годы забвения городской жизни (напомню, что между славным Таразом и Аулие-Атой лежали века руин), именно мазар Карахана был тем стержнем, вокруг которого теплилась тутошняя история. Недаром именно на него начали нанизываться кварталы нового города, вставшего позже над руинами прежнего.
И ещё одно важное замечание. Как и "Великий Шёлковый Путь", (термин был изобретён немецким географом РИХТГОФЕНОМ в 1877 году) – "Караханидское государство" - название условное и искусственное. Его ввёл в научный оборот русский ориенталист В. В. ГРИГОРЬЕВ. Исходя из наименования титулов верховных правителей – кара-ханов (кара-хаканов). Современные переводчики, кстати, часто трактуют этот титул прямолинейно и буквально, как "чёрный хан". Не задумываясь – чего в нём может быть чёрного (ну, не африканский же след?). На самом деле, по мнению ряда исследователей, "кара" древних тюрков следует переводить, как "главный", "верховный".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!