Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Капчагай был долгожданным и вожделенным для алмаатинцев все 1960-е годы. Ведь именно он должен был устранить ту географическую несправедливость, которая делала нас такими "неполноценными" ввиду отсутствия своего моря в центре Азии. И коль только илийские воды, запертые плотиной в Капчагайском створе, устремились топить берега, с другой стороны к ним тут же массово ринулись отдыхающие-загорающие.
Прилагаемые снимки не дадут соврать - 1970-80-е годы стали истинным апофеозом для нашего рукотворного моря. В отсутствие вразумительных пансионатов основным местом массового отдыха стали общественные пляжи, главные из которых располагались в городской зоне отдыха. Заполненные самодостаточными телами до состояния "когда яблоку упасть негде" (а эта метафора имела для тогдашних алмаатинцев особенный смысл) - такими и остались в памяти эти публичные капчагайские пляжи тех лет.
Все цвета кожи и стадий загара (от гордо-эфиопского до отчаянно-поросячьего), неумолкающие семейные крики (истеричный визг плещущихся до посинения детей и призывные завывания осиплых родителей), резиновые плавательные шапочки (тогда они были в моде) словно цветные буйки, колышущиеся на волнах в отдалении, пиво, жареные курочки на промасленных газетах, невозмутимый преферанс для серьёзных отдыхающих (и "дурак" для "дурачков"), знойные красавицы в бикини и ещё более горячий обжигающий пятки песок. Чем не Сочи?
Добраться до городской зоны отдыха, которой отдали безлюдное северное побережье водохранилища, было очень непросто. Хотя туда и ходили рейсовые автобусы с автовокзала "Саяхат", а всякие уважающие себя организации в сезон, во все субботы-воскресенья (суббота как раз стала выходной) непременно снаряжали туда служебные автобусы. Но всё равно – ехать было далеко и долго.
Однако всё это мало мешало полноценному пляжному отдыху жителей той беспечно-жизнерадостной эпохи. Такие привычно-банальные проблемы, как отсутствие собственного транспорта, за трудности тогда вообще не считали. Несмотря на крайне ограниченное наличие личных машин у граждан и забитые до консистенции паюсной икры автобусы, невзирая на непредусмотренность базовых элементов пляжного отдыха - каждый уикенд зона отдыха забивалась отдыхающими под завязку.
Нужно отдать должное советским логистическим умам, которые усиленно крутили извилинами, денно и нощно кумекая над тем, как бы максимально сблизить алмаатинцев с их Капчагайским "морем". Недаром первая скоростная автострада, появившаяся в Казахстане, связала столицу республики с Капчагаем. Было это в начале 70-х годов прошлого столетия, когда чаша рукоприкладного моря толком ещё не заполнилась водой.
Что так неодолимо влекло людей к Капчагаю? А что могло влечь, кроме солнца, воздуха и воды? Больше там ничего и не было. Одного и этого базового набора для полного счастья тогда было более чем достаточно.
Но существовала ещё одна причина такой непонятной для ныне живущих казахстанцев эйфории. Та самая, географическая. Отсутствие рядом с Алма-Атой доступного для массовых купальщиков водоёма. Из-за такого изъяна природы отношение горожан ко всякой "большой воде" всегда отличалось трепетной жадностью. Про Алаколь тогда знали только самые изощрённые любители. Как и Балхаш, он оставался малодоступным для алмаатинцев. Самым близким и любимым "морем" тех лет для них являлось "киргизское" - Иссык-Куль. Но Иссык-Куль лежал за горами, а Капчагай разливался тут, рядом, под боком.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!