Усугубляются проблемы с обслуживанием транспортников АН-72 и С-295М, беспилотников, а также капитальным ремонтом СУ-25
В 2023 году редакция Ratel.kz посвятила ряд публикаций тому, какое влияние оказывает полномасштабное российское вторжение в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года, на обороноспособность казахстанской армии. Почти все поставщики и обслуживающие организации столкнулись с тем, что из-за санкций и ограничений были сорваны сроки выполнения ремонтных работ и поставки необходимого оборудования.
Причём в ряде сфер оно является на грани критического.
Так, уже в конце 2022 года стало понятно, что в рамках государственного оборонного заказа на 2020-2021 годы ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не сможет своевременно оказать услуги по регламентированному ремонту самолетов С-295М - заводские (бортовые) номера № 093(01), 096(02), принадлежащих министерству обороны. Это самые первые два борта С-295М, поступившие в 2013 году и с которых началась замена устаревшего парка транспортников в казахстанской армии.
РГУ "Войсковая часть 53975" министерства обороны Республики Казахстан" предоставило отзыв в суд, в котором указало, что первый этап оказания услуг осуществлен в полном объеме. А вот по второму этапу ни одна услуга, предусмотренная договором, не была оказана. По состоянию на 31 декабря 2022 года - срок окончания договора - услуги оказаны не в полном объеме, а именно: на самолете С-295М (01) на - 12%; а на самолете С-295М (02) - на 30%.
Ещё до начала судебных разбирательств ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" обратилось в Комитет государственного оборонного заказа с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму этапу - до 30 ноября 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года. Сделано было это, "исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ".
В ходе рассмотрения гражданского иска было установлено, что невыполнение истцом работ в установленный срок было связано с деятельностью ряда поставщиков оборудования и запасных частей, без получения которых выполнение работ является невозможным. Например, на поставку, обмен и ремонт запасных частей для самолета и сопутствующий материал истцом были заключены соглашения от 25 сентября 2020 года c "Ingenieria Semasa" LLP – Испания и 28 января 2021 года с "Jet Maintenance Solutions" – Литва", говорится в решении суда от 14 марта 2023 года.
Из письма поставщика "Ingenieria Semasa" от 23 сентября 2022 года следовало, что задержки в работах по продлению календарного срока службы грузовых лебедок P/NBL-5100-23,S/N890 и 751 связаны с проблемами поставок запасных частей из-за ограничений, введенных различными странами в связи с пандемией COVID-19 (форс-мажор в соответствии с Рекомендацией Совета ЕС 2020/1475 от 13 октября 2020 года по скоординированному подходу к ограничению свободы передвижения в связи с пандемией COVID-19), а также проблем, связанных с мировой логистикой при транспортировке товаров.
"Jet Maintenance Solutions" письмом от 4 октября 2022 года сообщило, что с 24 февраля 2022 года их компания приостановила работу со всеми клиентами на пять месяцев, ссылаясь на Регламент совета (ЕС) 2022/328 от 25 февраля 2022 года и Регламент (ЕС) №833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации на Украине".
В итоге по иску было вынесено решение: "Внести изменения в договор №485 -СВО от 21 октября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму этапу до 30 ноября 2023 года (пункт 2.2.2. договора); срок действия договора – до 31 декабря 2023 года (пункт 9.1. договора)".
Однако, как оказалось, продление сроков исполнения работ мало чем помогло исправить ситуацию.
Уже в конце 2023 года РГУ "Комитет государственного оборонного заказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" вновь обратился в суд с иском к ТОО "Казахстанская авиационная индустрия", указав на неисполнение гораздо большего числа договоров.
В иске фигурируют следующие договоры.
Договор №297-СВО от 19.04.2021 года, дополнительное соглашение №827-СВО от 29.12.2022 года, срок до 27 июня 2023 года (до срока истечения договора) - регламентное техническое обслуживание на самолет АН-72.
Договор №303-СВО от 29.04.2021 года, дополнительное соглашение 798-СВО от 25.11.2022 года, дополнительное соглашение 726-СВО от 20.12.2021 года, срок 1 этап – 30.11.2022 года, 2 этап – 31.05.2023 года - регламентный ремонт самолетов С-295М (борт) номера 119 (03), 126 (04), 168 (07), 169 (08) (переходящий с 2022 на 2023 год).
Договор №334-СВО от 28.11.2022 года, срок 1 этап 15.12.2022 года - сдача-приемка имущества 3-х систем БПЛА, выполнение перечня работ в объеме контрольного осмотра имущества, дефектация систем, оборудования, узлов, блоков, имущества.
Договор №339-СВО от 30.11.2022 года, срок 1 этап – 15.12.2022 года - приёмка комплектующих для сборки 16-ти систем БПЛА специального назначения, в составе каждой: 2 (две) комбинированные ЭО/ИК, полезные нагрузки: 6 (шесть) АКБ к микро – БПЛА; 1 (одно) приемопередающее устройство; 1 (один) кабель приемопередающего устройства и 1 (одно) зарядное устройство приемопередающего устройства.
Договор № 484-СВО от 21.10.2020 года, 31.12.2022 года - капитальный ремонт самолета СУ-25.
В иске Комитет государственного оборонного заказа указал, что поставщиком принятые обязательства по договорам не исполнены или же исполнены с просрочкой. И попросил суд взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в доход государства неустойку в размере 36 млн тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года, 824 млн тенге по договору №303-СВО от 29 апреля 2021 года, 68 млн тенге по договору №334-СВО от 28 ноября 2022 года, 69 млн тенге по договору №339-СВО от 30 ноября 2022 года, 130 млн тенге по договору №484-СВО от 21 октября 2020 года.
Кроме того, заявил о необходимости взыскать аванс в размере 221 млн тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года и 16,9 млрд тенге по договору №484-СВО от 21 октября 2020 года.
"Все доводы стороны ответчика, приведенные в обоснование своих возражений, судом не могут быть приняты как основание для освобождения от уплаты неустойки, поскольку установлено, что после передачи самолетов сроки были продлены дополнительным соглашением от 29 декабря 2022 года №827-СВО, касательно оказания услуги - до 27 февраля 2023 года, а срок договора до 29 июня 2023 года, тем самым ответчику предоставлялся дополнительный срок для исполнения условий договора. Аналогично и касательно договоров № 484-СВО от 21 октября 2020 года и №303-СВО от 29.04.2021 года. Стороной ответчика не предоставлено достоверных и допустимых доказательств того, что просрочка в поставке товара связана с несвоевременным проведением промежуточной инспекции по договору. Сторона ответчика лишь констатировала данный факт, не указав при этом причинно-следственной связи между этими событиями. Доводы истца в части несения затрат судом не могут быть приняты, поскольку установлено, что истцом работы в части, указываемые ответчиком, не были приняты, акты выполненных работ между сторонами не подписывались, стороной ответчика встречных требований, вытекающих из указанных доводов, суду не заявлялось", - говорится в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны 17 января 2024 года.
В итоге суд пришёл к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания аванса по договорам: "Взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в пользу РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства промышленности и строительства Республики Казахстан" аванс в размере 221 882 162 тенге по договору № 297-СВО от 19 апреля 2022 года, аванс в размере 16 969 100 295 тенге по договору № 484-СВО от 21 октября 2020 года.
Взыскать с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в доход государства неустойку в размере 36 364 335 тенге по договору №297-СВО от 19 апреля 2022 года, неустойку в размере 824 048 022 тенге по договору № 303-СВО от 29 апреля 2021 года, неустойку в размере 68 678 920 тенге по договору № № 334-СВО от 28 ноября 2022 года, неустойку в размере 69 600 000 тенге по договору № 339-СВО от 30 ноября 2022 года, неустойку в размере 130 557 004 тенге по договору № 484-СВО от 21 октября 2020 года, государственную пошлину в сумме 73 840 000 тенге".
Решение пока не вступило в законную силу.
В Специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны в различной стадии рассмотрения находится ещё несколько исков, где стороной по делу выступает ТОО "Казахстанская авиационная индустрия".
Пока сложно предугадать, каким будет окончательное решение по всем контрактам на ремонт авиатехники. Но уже всё больше очевидно, что чем дольше длится война в Украине, тем всё более критичной становится ситуация и в нашей армии. Даже не участвуя в войне и не неся прямых потерь, казахстанская армия теряет боеспособность из-за несвоевременного обслуживания и ремонта транспортных и боевых самолётов, а также беспилотников, без которых эффективное ведение боевых действий в современной войне невозможно.
Фото: airbusmilitary.com/Григорий Беденко.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!