Священника, который во время проповеди говорил о политике, могут снять с должности
История о том, как в Алматинской области в церкви молятся за изгнание «киевской хунты», рассказанная в соцсетях журналистом Вячеславом ПОЛОВИНКО, получила продолжение.
- В субботу вечером (29 июля) мне в Facebook в «личку» написал человек из Вознесенского кафедрального собора Александр СУВОРОВ. Он попросил дать координаты храма и священника, чтобы - цитата - «принять меры», какие именно - не уточнил. Я просил сильно не наказывать, потому что идеологически все мы можем ошибаться, а человек он вроде хороший, - рассказал Ratel.kz Половинко. - Александр Суворов сказал, что это единичный случай.
Саму ситуацию Вячеслав (на снимке) называет странной, потому что раньше об этом никому не было известно.
Хотя, как узнал Половинко из разговоров с друзьями, которые тоже были на крещении и слушали проповедь, "этот священник любит поговорить на эту тему с прихожанами".
Тем не менее пользователи соцсетей, где Вячеслав написал о политических речах священнослужителя, усомнились, что нечто подобное произошло на самом деле.
И Половинко понимает, почему они не верят.
- Выглядит необычно, потому что я не называю ни священника, ни храм, где это было. В первую очередь потому, что мне написал Александр Суворов, и я сейчас жду, какие меры будут приняты и будут ли они озвучены публично. Если это произойдет, тогда все сами всё узнают. Если начнутся проволочки, недомолвки, нам ничего не мешает сказать, кто это был на самом деле, - говорит Вячеслав.
Более того, Половинко, который работает собственным корреспондентом "Новой газеты" в Казахстане, собирается писать материал об этом случае.
- Я в своем посте написал не всё, только тезисы. Там были и другие вещи, которые меня покоробили, не только связанные с идеологией, но и с процедурой крещения. У нас есть еще один случай, когда священник нашему редактору (Александру Краснеру - Т. Т.) во время поминок в Алматы начал говорить о том, зачем «Новая газета" пишет о дальнобойщиках, которые в России протестуют против системы «Платон». Сказал, что дальнобойщики искушены дьяволом. Там ситуация немного другая: хоть он говорил и за поминальным столом, но в личной беседе, а здесь - публично. Дальше (будем развивать тему - Т. Т.) в зависимости от того, какая к нам будет поступать информация. Церковь говорит, что это единичный случай, но кто знает. Я считаю, что у РПЦ в России сейчас есть определенные идеологические установки. Насколько они реализуются в Казахстане, мы и попытаемся выяснить, - рассказал о планах журналист.
Протоиерей, председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества православной церкви Казахстана Александр Суворов в телефонном разговоре сообщил Ratel.kz, что факты, озвученные Вячеславом Половинко, подтвердились, сейчас стоит вопрос об отстранении священника от должности.
- В то время, когда православная церковь заявляет о своей аполитичности, личные убеждения священника как человека становятся его проповедью - это недопустимо, это дикая ситуация. Почему нас ужаснула информация? Потому что подобный случай впервые имел место быть. Мы не снимаем с себя ответственности за действия нашего священнослужителя, мы сделали соответствующие выводы, он понесет наказание, - заявил Суворов. - Сейчас получился общественный резонанс, и если вы видите комментарии, то там уже совершенно никого не интересует этот несчастный поп, пятно ложится на всю церковь, на всё русскоязычное население. Вот уж такой реакции мы не ожидали. Это вредит не только имиджу церкви, но и имиджу всех. Был бы хотя бы один звонок в епархию (от Половинко - Т. Т.)... Мы же не можем в каждую церковь поставить видеокамеру и контролировать. Мы же не знали о таком.
На вопрос, почему священник решил с прихожанами заговорить о политике, Александр Суворов (на снимке) ответил следующим образом:
- Он объяснил так: чтобы придать интерес, изюминку своей проповеди. Вместо того чтобы говорить о Христе и спасении, он решил озвучить свои политические мысли. Нас это удручает. Когда священник рукополагается, он подписывает присягу, где говорится, что ни в каких политических и иных акциях тот участвовать не будет. То есть священник априори не должен высказывать свои политические и иные предпочтения.
Имя священника и церковь, где произошел инцидент, Суворов не стал называть. Таким образом он хочет защитить храм и его служителя от негативных последствий. Ведь самое безобидное пожелание, которое высказывают пользователи в адрес политически подкованного батюшки, - выдворить из страны.
- Но я могу гарантировать, что с его стороны таких высказываний больше не будет, - резюмировал протоиерей.
В свою очередь политолог Айдос САРЫМ считает, что государство должно обратить на этот случай пристальное внимание.
- Мусульманские священнослужители не пропагандируют другие государства. Случай с православной церковью показывает, что никто какой-либо серьезной работы не ведет, деятельность осуществляется официально вне какого-либо государственного влияния. По сути, мы имеем дело с тем, что православная церковь Казахстана является неотъемлемой частью Русской православной церкви с центром в Москве. Прихожане, граждане Казахстана, помимо духовной пищи получают большой объем кремлевской пропаганды. Это серьезный вопрос, над которым следует думать и в связи с которым нашему Министерству по делам религии и гражданского общества следует предпринять какие-то шаги, направленные на то, чтобы граждане получали духовную пищу, другие обряды могли осуществить, но при этом не получали такого рода политическую или иную подпитку, - считает Сарым.
По его мнению, здесь возникает вопрос общей государственной идентичности, двойной лояльности.
- Если РПЦ в Москве хочет, чтобы в Казахстане не было негативных моментов, как в Украине, когда государство занимается фактическим отъемом собственности, созданием Украинской православной церкви, то к такого рода замечаниям в адрес конкретных священнослужителей, которые сегодня раздаются в социальных сетях и прессе, надо внимательно прислушиваться и делать из этого надлежащие выводы, - говорит политолог. - Все-таки государство – это государство, гражданство подразумевает не только права и возможности, но и вполне осязаемые обязанности, в том числе те, которые связаны с политической лояльностью.
Он напомнил, что в Казахстане проживает много украинцев, которые также исповедуют православие, но не воспринимают сегодняшнюю кремлевскую пропаганду, братоубийственную риторику.
Это значит, что они могут поставить вопрос: "Кому служит эта церковь? Если Кремлю, это одно. Если выполняет то, что положено перед богом, другое".
- Это тоже может создавать конфликтное поле, распри внутриконфессиональные. И это уже не игрушки, - говорит Сарым.
Случившееся он считает "ярким поводом, чтобы ходить и прислушиваться, что говорят на проповедях наши православные батюшки, это повод для серьезного внушения":
- По сути, это плохая вещь, она открывает дорогу для внутреннего православного прозелитизма. В целом не очень хорошее ощущение создается от всего этого.
Фото: mitropolia.kz, Facebook.