«Мотор Сич» использует Казахстан как испытательный полигон?

13693 просмотров
30
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 10 Фев 2017, 16:45

Серик Боранбаев: Какой идиот из наших мог на такое согласиться?!

* Гибридный эксперимент

* Импортозамещение по-украински

* Вопреки мнению экспертов

* Кто-то должен нести ответственность

* Опять спустят на тормозах?

* На кону жизни летчиков

Гибридный эксперимент

…Неудержимая тяга чиновников Комитета гражданской авиации (КГА) Казахстана к рискованным экспериментам не раз вызывала наше удивление!

То воздушного гастарбайтера в отечественное небо запустят, чтобы все лето возить казахстанских туристов, то примут в эксплуатацию взлетно-посадочную полосу в Уральске, к качеству реконструкции которой вопросов как звезд на небе…

Или вот как теперь - возьмутся эксплуатировать «гибридные» вертолеты, что смахивает на авантюру и обещает обернуться очередным громким скандалом в казахстанской авиации!  

Читайте также
Почему разбился Су-27

На днях попало мне в руки некое «Дополнение №577», подписанное в ноябре прошлого года  председателем КГА Бекеном СЕЙДАХМЕТОВЫМ к своему же приказу №88, датированному еще апрелем 2014 года.  Это «дополнение» разрешает выдачу так называемого государственного сертификата типа воздушного судна вертолетам Ми-8МСБ.  

Для несведущих читателей сообщу, что в модельном ряду Ми-8, разработчиком которых является российское конструкторское бюро (КБ) им. Миля, вертолета модификации Ми-8МСБ попросту не существует. Хотя, если порыться в интернете, можно вычитать, что это детище украинского авиастроения. А про нынешние «теплые» отношения этих двух дружественных Казахстану стран мы здесь распространяться не будем – о них все знают.

Импортозамещение по-украински

В Украине авиапарк в основном российского происхождения. А последние несколько лет Россия по понятным причинам не испытывает желания поставлять туда свои запчасти и комплектующие детали. Вот Украина и пытается обойтись своими силами, стимулируя импортозамещение. С этой целью на базе завода «Мотор Сич» был запущен проект модернизации семейства одного из самых массовых советских вертолетов Ми-8. Украинская сторона предложила по этой же схеме модернизировать весь имеющийся авиапарк вертолетов Ми-8 и в Казахстане…

Украинские источники сообщают, что в результате доработки у них получился более экономичный вертолет, чьи эксплуатационные возможности выше, чем у российских аналогов, но стоит он при  этом вдвое дешевле.

Читайте также
Плата за молчание

Однако, если разобраться, в действительности это все тот же старый Ми-8, на который вместо двигателей ТВ2-117 и ТВ3-117 установили более мощные ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производимые на предприятии «Мотор Сич».

Для тех, кто далек от авиации, эти обозначения мало что скажут. Но для специалистов-авиаинженеров скрытый здесь подвох вполне очевиден. Оказывается, более мощные двигатели разрабатывались для вертолетов другого поколения: с усиленными редукторами и трансмиссией, а также с некоторыми изменениями в креплениях агрегатов внутри планеров. Установка таких двигателей на имеющиеся в Казахстане вертолеты произведет такой же эффект, как если бы автомашину УАЗ оснастили двигателем объемом в пять литров от какого-нибудь мощного иностранного джипа.

Любому грамотному водителю или слесарю понятно, что в этом случае на уазике порвет коробку передач и мосты. Так и любой вертолетчик или авиатехник вам скажут, что на старом вертолете с новым двигателем есть все шансы порвать главный и рулевой, он же хвостовой, редукторы, а также идущий к нему через хвостовую балку так называемый вал привода рулевого винта.

Вопреки мнению экспертов

Если опустить эти мудреные технические подробности, то в результате подобной модернизации авиатехники в Казахстане можно запросто получить серию авиакатастроф.

В этом сходятся несколько экспертов-специалистов в области вертолетной техники, с которыми мне довелось консультироваться.

Читайте также
Когда прокурору охота

Между тем, судя по письму, направленному на имя г-на Сейдахметова главой концерна «Мотор Сич» Вячеславом БОГУСЛАЕВЫМ, там считают, что подобные изменения в конструкцию вертолетов семейства Ми-8 не являются настолько всеобъемлющими, чтобы требовалось полное исследование!

А вслед за ним и председатель КГА Бекен Сейдахметов, как сообщалось выше, в ноябре прошлого года приказал считать подобные винтокрылые «гибриды» вполне соответствующими принятым в Казахстане нормам летной годности и признавать сертификаты типа воздушных судов, выданные им иностранными государствами.

Кто-то должен нести ответственность

Прокомментировать ситуацию мы попросили ветерана авиации, профессионального авиационного инженера Серика БОРАНБАЕВА, который в конце 90-х – начале 2000-х руководил гражданской авиацией Казахстана.

Читайте также
QAZAQ AIR идет с молотка?

- Здесь есть две принципиальные вещи, –  отвечая на наши вопросы, Серик Жаканович явно стал горячиться. Первая: какая цель в том, чтобы ставить на вертолет более мощные двигатели, чем родные, рассчитанные конструкцией? Как я понимаю – для того, чтобы таскать больше груза. А есть ли у нас необходимость в таком вертолете? Для этих целей есть другие типы вертолетов с большей грузоподъемностью. И второе, самое главное: как без согласования с разработчиком, а это в данном случае КБ имени Миля, можно вносить какие бы то ни было изменения в конструкцию? Это чревато серьезнейшими последствиями. Конструкторское бюро, разрабатывая тот или иной вертолет, рассчитывает не только силовые элементы, но и, исходя из их мощности, просчитывает всю остальную конструкцию машины: трансмиссию - редукторы, валы, тяги, узлы крепления… Если ставится другой двигатель, более мощный, нужно полностью под него пересчитывать все остальное. И только с согласия разработчика. Очень сомневаюсь, что КБ Миля такое согласие дало. А если так, то какой идиот из наших мог на такое согласиться? Если что-то случится, а у меня процентов на 90 в этом нет никакого сомнения, кто отвечать будет? Российские разработчики скажут: сами внесли изменения в конструкцию без нашего участия - сами и расхлебывайте. Украина? Плевать там хотели на наши проблемы! Скажут: мы лишь предложили, а решали только вы - вот и эксплуатируйте! Кто принимал это решение? Нынешний председатель КГА – он чистый бухгалтер. У них сейчас там есть инженеры? Может, кто-то ему подсунул это на подпись? Это не только подсудное дело, это еще и глупость несусветная. И кто-то должен нести за нее ответственность.

Читайте также
Аэропорт с кондачка

Опять спустят на тормозах?

К слову, в Комитете гражданской авиации Казахстана должны знать, что подобные самовольные изменения в конструкцию воздушных судов без согласия разработчиков чреваты. Хотя бы потому, что 24 октября 2016 года на имя председателя КГА Бекена Сейдахметова из Москвы поступило письмо за подписью заместителя генерального конструктора вертолетного завода им. Миля Валерия ПРИВАЛОВА, в котором сообщается, что в линейке вертолетов Ми-8, разработанных или модернизированных их конструкторским бюро, модификации Ми-8МСБ не существует.

Украинские специалисты выполнили модернизацию самостоятельно, с нарушением нормативной и конструкторской документации. Ни конструкторская документация, ни полномочия разработчика на проведение модернизации вертолета украинской стороне не передавались.

Мы специально на сайте Ratel.kz решили выложить копию этого письма, чтобы у наших читателей не возникло сомнений в его существовании.

 

Так что, похоже, в Комитете гражданской авиации Казахстана назревает новый скандал и очередное разбирательство. Впрочем, могут ведь опять спустить на тормозах. Как у нас обычно водится…

Читайте также
Почему сгорел «Боинг» (ФОТО)

На кону жизни летчиков

А знающие люди предложили нам вот такую интересную версию происходящего. Дескать, россияне и украинцы, подсовывая нам этот гибридный вертолет, используют Казахстан в качестве этакого испытательного полигона. Испытание и постановка на крыло, или как в данном случае - на винт, любой модификации вертолетной техники – дело очень недешевое и рискованное.

На одних битых вертолетах разориться можно. Не говоря уже о жизнях летчиков. А тут дружественная страна сама готова и платить, и вертолеты свои под модернизацию предоставить, и головы летчиков на плаху положить. Грех не воспользоваться! Глядишь, к тому моменту, когда потеплеют отношения между Россией и Украиной, модернизированная разработка вертолета будет испытана, обкатана, учтены и устранены все аварийные риски. И главное – не бесплатно даже, а еще и с прибылью. За наш с вами счет…

Циничная, конечно, версия. Но очень уж правдоподобная. Или нет?

кто-то 2017-02-10 17:35:43
Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Марсианин 2017-02-10 17:43:26
Кошмар! Непрофессионализм во всем! Кто-то подмахнул разрешительную бумажку, а вертолетчики, с риском для жизни, будут летать... Их-то ведь не спросили, готовы ли они в очередной полет отправляться как в последний. Как не спросили учителей, готовы ли они проводить уроки на 3-х языках. Неужели конца этому не будет?...
Тэтяна 2017-02-10 17:05:49
А почему бы не закупать в той же Украине их новые уже опробованные высокоскоростные вертолеты VV-2?
Аман 2017-02-10 19:59:42
Да, юридически уязвимый проект, не говоря о безопасности. Можно влететь. Трехъязычное преподавание для молодого поколения учителей, с пеленок знающих английский, нетрудное дело; марсианин, впряглись за замшелых авторитарных пенсионерок-учительниц?! :)
зак 2017-02-10 23:37:36
когда мощность двигателя преобладает над конструкцией не предусмотренной тяге движимой энергией это и есть молодежный дрифт только в воздухе очевидный синий кит
крыша 2017-02-10 23:49:48
за эти кошмары сейдахметова б. председателя комитета гражданской авиации - к ответу. несмотря на многочисленные статьи про его недостойную государственную службу до сих пор сидит председателем. наверно у него мощная крыша. ПОЗОР госслужбе!
QX 2017-02-11 09:58:21
Наверно в нашем КГА насмотрелись роликов с ютуба за Академика который корчевал УАЗ, влепив туда 2jz, пер он однозначно лучше, но как и писал автор статьи проблемы более мощного пихла на лицо, рвало в начале кардан, затем редуктор и авто становилось не подвижным. А вот как с вертолетом, он ведь не авто, просто остановится не сможет, неужели у нас не понимают серьезности происходящего.
Гульнур Оразымбетова 2017-02-11 12:37:19
Уважаемый Геннадий и авиаторы! Чуть попозже напишу комменты к этой статье, так как нужны только короткие. См страницу на Фейсбуке
тас 2017-02-11 13:19:28
Все гораздо проще.Дали на лапу,а там трава не расти.И это ни только в авиации,а практически во всех отраслях экономики.
Марсианин 2017-02-11 14:13:12
Аман, дорогой, покажите мне этих "с пеленок знающих" молодых, креативных! Покажите! Хоть одним глазком посмотрю! Я вижу совсем других молодых, с ошибками пишущих, безграмотных, безалаберных, их собственные школьные аттестаты полны троек! Потому что другие, за копеечную зарплату и в обстановку вечных стрессов из-за нескончаемых проверок, не пойдут. Когда покинут школу все "замшелые авторитарные пенсионерки" - образование окончательно сойдет на нет.
- Руководитель "Хоргоса" Ни получил взятку в 1 млн долларов. Это особо тяжкое преступление - от 10 до 15 лет "строгача". Самый гуманный суд освободил подсудимого от уголовной ответственности. Типа тот раскаялся, и его судье жалко стало! …К сожалению, Алматинский горсуд умолчал, наградили ли коррупционера хотя бы путевкой в Монте-Карло. Прямо переживаю от их жестокости.

Судья Жумамуратов своим решением обязал сайты Ratel.kz и Forbes.kz опровергнуть все публикации о Зейнулле и Ильхалиде Какимжановых, удалить их с сайтов и выплатить истцам свыше 50 миллионов тенге. Чем, по-вашему, руководствовался судья?

Код доступа
Комитет гражданской авиации опять в зоне турбулентности: полетят головы?
Почему правительство не тонет
Пока депутаты еле сводят концы с концами на 900 тысяч тенге, некоторые граждане безнаказанно жируют на ежемесячные 13 тысяч тенге
Фонд защиты журналистов обращается к Игорю Рогову
Впервые в Казахстане вопреки принципу и нормам гласности судья по мотивам сохранения тайны личной жизни засекретил все нюансы гражданского дела
Тирания большинства
Как демократия «ломает через колено» меньшинство, иногда значительное
Из жизни судовладельцев
Кто владеет судами – тот рулит повесткой дня
Казахстанский автопром ложится под китайцев
Китайская госкомпания по импорту и экспорту автомобилей подписала соглашение о намерении приобрести 51% простых акций казахстанского автопроизводителя AllurGroup
Пенсионная система Казахстана останется «чёрным ящиком»
Досым Сатпаев, Рахим Ошакбаев и Бота Жуманова покинули Общественный совет ЕНПФ
Людской суд
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Читая финансовую отчетность АО «Банк развития Казахстана»
Как БРК справляется с ролью локомотива экономики, который должен кредитовать проекты, имеющие ключевое значение для нашего развития
Что пересадили Сиви Махмуди?
Рецензия Салимы Дуйсековой на фильм режиссёра Данияра Саида «Слепая любовь», который вышел на экраны страны
Досым Сатпаев: Бомбу надо искать не в штанах, а в головах
- В таких вопросах нужно быть чрезвычайно осторожными. Дело, естественно, не в бородах, длине штанов и цвете одеяний, а в чистоте намерений и помыслов всякого верующего человека. Вот почему необходимо проявлять благоразумие, чтобы не вызвать массового возмущения и не задеть религиозных чувств нескольких сотен тысяч честных, набожных и благонамеренных людей. С уважением, Али Апшерони (Олег Рубец), писатель, философ, теолог.
В ЮКО арестован чиновник, требовавший с газеты "Караван" 30 млн тенге
- Караван, не Ratel.kz. наверное имеет хорошего защитника как Какимжанов!
В Павлодаре россияне и китайцы делят три миллиарда
- Маричева.Д МОЛОДЕЦ. Так держать. Спасибо за Вашу справедливость и честь.
Код доступа
- Точно, какая-то крыса завелась в стенах КГА. Эта же информация строго конфиденциальная, как она попала журналисту? По моему Сейдахметову необходимо провести внутреннее расследование.
Почему правительство не тонет
- Как метко заметил Бенджамин Франклин: "В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное".
В деле Какимжанова и Ratel.kz заключения независимых экспертов даже не стали слушать
- То, что в КЗ нет нормального цивилизованного справедливого суда, знают уже сотни тысяч казахстанцев, столкнувшихся с нашей порочной судебной практикой. Наши судьи считают себя экспертами во всех областях! От филологии и налогового законодательства до медицины.