«Мотор Сич» использует Казахстан как испытательный полигон?

14052 просмотров
30
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 10 Фев 2017, 16:45

Серик Боранбаев: Какой идиот из наших мог на такое согласиться?!

* Гибридный эксперимент

* Импортозамещение по-украински

* Вопреки мнению экспертов

* Кто-то должен нести ответственность

* Опять спустят на тормозах?

* На кону жизни летчиков

Гибридный эксперимент

…Неудержимая тяга чиновников Комитета гражданской авиации (КГА) Казахстана к рискованным экспериментам не раз вызывала наше удивление!

То воздушного гастарбайтера в отечественное небо запустят, чтобы все лето возить казахстанских туристов, то примут в эксплуатацию взлетно-посадочную полосу в Уральске, к качеству реконструкции которой вопросов как звезд на небе…

Или вот как теперь - возьмутся эксплуатировать «гибридные» вертолеты, что смахивает на авантюру и обещает обернуться очередным громким скандалом в казахстанской авиации!  

Читайте также
Почему разбился Су-27

На днях попало мне в руки некое «Дополнение №577», подписанное в ноябре прошлого года  председателем КГА Бекеном СЕЙДАХМЕТОВЫМ к своему же приказу №88, датированному еще апрелем 2014 года.  Это «дополнение» разрешает выдачу так называемого государственного сертификата типа воздушного судна вертолетам Ми-8МСБ.  

Для несведущих читателей сообщу, что в модельном ряду Ми-8, разработчиком которых является российское конструкторское бюро (КБ) им. Миля, вертолета модификации Ми-8МСБ попросту не существует. Хотя, если порыться в интернете, можно вычитать, что это детище украинского авиастроения. А про нынешние «теплые» отношения этих двух дружественных Казахстану стран мы здесь распространяться не будем – о них все знают.

Импортозамещение по-украински

В Украине авиапарк в основном российского происхождения. А последние несколько лет Россия по понятным причинам не испытывает желания поставлять туда свои запчасти и комплектующие детали. Вот Украина и пытается обойтись своими силами, стимулируя импортозамещение. С этой целью на базе завода «Мотор Сич» был запущен проект модернизации семейства одного из самых массовых советских вертолетов Ми-8. Украинская сторона предложила по этой же схеме модернизировать весь имеющийся авиапарк вертолетов Ми-8 и в Казахстане…

Украинские источники сообщают, что в результате доработки у них получился более экономичный вертолет, чьи эксплуатационные возможности выше, чем у российских аналогов, но стоит он при  этом вдвое дешевле.

Читайте также
Плата за молчание

Однако, если разобраться, в действительности это все тот же старый Ми-8, на который вместо двигателей ТВ2-117 и ТВ3-117 установили более мощные ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производимые на предприятии «Мотор Сич».

Для тех, кто далек от авиации, эти обозначения мало что скажут. Но для специалистов-авиаинженеров скрытый здесь подвох вполне очевиден. Оказывается, более мощные двигатели разрабатывались для вертолетов другого поколения: с усиленными редукторами и трансмиссией, а также с некоторыми изменениями в креплениях агрегатов внутри планеров. Установка таких двигателей на имеющиеся в Казахстане вертолеты произведет такой же эффект, как если бы автомашину УАЗ оснастили двигателем объемом в пять литров от какого-нибудь мощного иностранного джипа.

Любому грамотному водителю или слесарю понятно, что в этом случае на уазике порвет коробку передач и мосты. Так и любой вертолетчик или авиатехник вам скажут, что на старом вертолете с новым двигателем есть все шансы порвать главный и рулевой, он же хвостовой, редукторы, а также идущий к нему через хвостовую балку так называемый вал привода рулевого винта.

Вопреки мнению экспертов

Если опустить эти мудреные технические подробности, то в результате подобной модернизации авиатехники в Казахстане можно запросто получить серию авиакатастроф.

В этом сходятся несколько экспертов-специалистов в области вертолетной техники, с которыми мне довелось консультироваться.

Читайте также
Когда прокурору охота

Между тем, судя по письму, направленному на имя г-на Сейдахметова главой концерна «Мотор Сич» Вячеславом БОГУСЛАЕВЫМ, там считают, что подобные изменения в конструкцию вертолетов семейства Ми-8 не являются настолько всеобъемлющими, чтобы требовалось полное исследование!

А вслед за ним и председатель КГА Бекен Сейдахметов, как сообщалось выше, в ноябре прошлого года приказал считать подобные винтокрылые «гибриды» вполне соответствующими принятым в Казахстане нормам летной годности и признавать сертификаты типа воздушных судов, выданные им иностранными государствами.

Кто-то должен нести ответственность

Прокомментировать ситуацию мы попросили ветерана авиации, профессионального авиационного инженера Серика БОРАНБАЕВА, который в конце 90-х – начале 2000-х руководил гражданской авиацией Казахстана.

Читайте также
QAZAQ AIR идет с молотка?

- Здесь есть две принципиальные вещи, –  отвечая на наши вопросы, Серик Жаканович явно стал горячиться. Первая: какая цель в том, чтобы ставить на вертолет более мощные двигатели, чем родные, рассчитанные конструкцией? Как я понимаю – для того, чтобы таскать больше груза. А есть ли у нас необходимость в таком вертолете? Для этих целей есть другие типы вертолетов с большей грузоподъемностью. И второе, самое главное: как без согласования с разработчиком, а это в данном случае КБ имени Миля, можно вносить какие бы то ни было изменения в конструкцию? Это чревато серьезнейшими последствиями. Конструкторское бюро, разрабатывая тот или иной вертолет, рассчитывает не только силовые элементы, но и, исходя из их мощности, просчитывает всю остальную конструкцию машины: трансмиссию - редукторы, валы, тяги, узлы крепления… Если ставится другой двигатель, более мощный, нужно полностью под него пересчитывать все остальное. И только с согласия разработчика. Очень сомневаюсь, что КБ Миля такое согласие дало. А если так, то какой идиот из наших мог на такое согласиться? Если что-то случится, а у меня процентов на 90 в этом нет никакого сомнения, кто отвечать будет? Российские разработчики скажут: сами внесли изменения в конструкцию без нашего участия - сами и расхлебывайте. Украина? Плевать там хотели на наши проблемы! Скажут: мы лишь предложили, а решали только вы - вот и эксплуатируйте! Кто принимал это решение? Нынешний председатель КГА – он чистый бухгалтер. У них сейчас там есть инженеры? Может, кто-то ему подсунул это на подпись? Это не только подсудное дело, это еще и глупость несусветная. И кто-то должен нести за нее ответственность.

Читайте также
Аэропорт с кондачка

Опять спустят на тормозах?

К слову, в Комитете гражданской авиации Казахстана должны знать, что подобные самовольные изменения в конструкцию воздушных судов без согласия разработчиков чреваты. Хотя бы потому, что 24 октября 2016 года на имя председателя КГА Бекена Сейдахметова из Москвы поступило письмо за подписью заместителя генерального конструктора вертолетного завода им. Миля Валерия ПРИВАЛОВА, в котором сообщается, что в линейке вертолетов Ми-8, разработанных или модернизированных их конструкторским бюро, модификации Ми-8МСБ не существует.

Украинские специалисты выполнили модернизацию самостоятельно, с нарушением нормативной и конструкторской документации. Ни конструкторская документация, ни полномочия разработчика на проведение модернизации вертолета украинской стороне не передавались.

Мы специально на сайте Ratel.kz решили выложить копию этого письма, чтобы у наших читателей не возникло сомнений в его существовании.

 

Так что, похоже, в Комитете гражданской авиации Казахстана назревает новый скандал и очередное разбирательство. Впрочем, могут ведь опять спустить на тормозах. Как у нас обычно водится…

Читайте также
Почему сгорел «Боинг» (ФОТО)

На кону жизни летчиков

А знающие люди предложили нам вот такую интересную версию происходящего. Дескать, россияне и украинцы, подсовывая нам этот гибридный вертолет, используют Казахстан в качестве этакого испытательного полигона. Испытание и постановка на крыло, или как в данном случае - на винт, любой модификации вертолетной техники – дело очень недешевое и рискованное.

На одних битых вертолетах разориться можно. Не говоря уже о жизнях летчиков. А тут дружественная страна сама готова и платить, и вертолеты свои под модернизацию предоставить, и головы летчиков на плаху положить. Грех не воспользоваться! Глядишь, к тому моменту, когда потеплеют отношения между Россией и Украиной, модернизированная разработка вертолета будет испытана, обкатана, учтены и устранены все аварийные риски. И главное – не бесплатно даже, а еще и с прибылью. За наш с вами счет…

Циничная, конечно, версия. Но очень уж правдоподобная. Или нет?

кто-то 2017-02-10 17:35:43
0
Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Марсианин 2017-02-10 17:43:26
0
Кошмар! Непрофессионализм во всем! Кто-то подмахнул разрешительную бумажку, а вертолетчики, с риском для жизни, будут летать... Их-то ведь не спросили, готовы ли они в очередной полет отправляться как в последний. Как не спросили учителей, готовы ли они проводить уроки на 3-х языках. Неужели конца этому не будет?...
Тэтяна 2017-02-10 17:05:49
0
А почему бы не закупать в той же Украине их новые уже опробованные высокоскоростные вертолеты VV-2?
Аман 2017-02-10 19:59:42
0
Да, юридически уязвимый проект, не говоря о безопасности. Можно влететь. Трехъязычное преподавание для молодого поколения учителей, с пеленок знающих английский, нетрудное дело; марсианин, впряглись за замшелых авторитарных пенсионерок-учительниц?! :)
зак 2017-02-10 23:37:36
0
когда мощность двигателя преобладает над конструкцией не предусмотренной тяге движимой энергией это и есть молодежный дрифт только в воздухе очевидный синий кит
крыша 2017-02-10 23:49:48
0
за эти кошмары сейдахметова б. председателя комитета гражданской авиации - к ответу. несмотря на многочисленные статьи про его недостойную государственную службу до сих пор сидит председателем. наверно у него мощная крыша. ПОЗОР госслужбе!
QX 2017-02-11 09:58:21
0
Наверно в нашем КГА насмотрелись роликов с ютуба за Академика который корчевал УАЗ, влепив туда 2jz, пер он однозначно лучше, но как и писал автор статьи проблемы более мощного пихла на лицо, рвало в начале кардан, затем редуктор и авто становилось не подвижным. А вот как с вертолетом, он ведь не авто, просто остановится не сможет, неужели у нас не понимают серьезности происходящего.
Гульнур Оразымбетова 2017-02-11 12:37:19
0
Уважаемый Геннадий и авиаторы! Чуть попозже напишу комменты к этой статье, так как нужны только короткие. См страницу на Фейсбуке
тас 2017-02-11 13:19:28
0
Все гораздо проще.Дали на лапу,а там трава не расти.И это ни только в авиации,а практически во всех отраслях экономики.
Марсианин 2017-02-11 14:13:12
0
Аман, дорогой, покажите мне этих "с пеленок знающих" молодых, креативных! Покажите! Хоть одним глазком посмотрю! Я вижу совсем других молодых, с ошибками пишущих, безграмотных, безалаберных, их собственные школьные аттестаты полны троек! Потому что другие, за копеечную зарплату и в обстановку вечных стрессов из-за нескончаемых проверок, не пойдут. Когда покинут школу все "замшелые авторитарные пенсионерки" - образование окончательно сойдет на нет.
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Главное – не отрываться от коллектива
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Разве «Нимфа» кисть дает?
Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия
Талант - единственная новость, которая всегда нова
23 октября в театре им. Лермонтова состоится моноспектакль Александра Филиппенко «У автора в плену». Накануне артист ответил на вопросы Ratel.kz
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Падение сырьевых банков
Почему интересы крупных частных банков РК расходятся с национальными интересами
Дети кукурузы
Обычно для воровства кукурузных початков есть две причины – забава или заготовка корма для скота, но в любом случае – это неправильно
Зомби-апокалипсис по-карагандински
Как умершая в 1985 году в Караганде пенсионерка оформила завещание в 2005 году в Ташкенте
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Осетрина второй свежести
Министерство юстиции Казахстана прокомментировало публикацию Ratel.kz, но ясности от этого больше не стало
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Плетенье чепухи: Многие обычаи казахи потеряли безвозвратно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Рузский мир
- Большое спасибо Марату Асипову за эту статью. Только не замалчивая такие проблемы общества, путем мирного диалога, можно и нужно добиваться взаимного уважения, толерантности и межнационального согласия. Когда мы едины - мы непобедимы! Этот лозунг должен быть не просто красивыми словами.... Всем спасибо. МИР ВАШЕМУ ДОМУ! Берегите себя...
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался