Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии. Часть 3

2487 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Вторник, 13 Июн 2023, 11:00

Во сколько обходится ремонт танков и боевых самолётов, произведённых в СССР

Ratel.kz уже рассказывал о том, как исполнители государственного оборонного заказа по обслуживанию военных транспортных самолётов С-295М, поставке КВ-радиостанций и российских беспилотников "Орлан-10Е" вынуждены были в суде доказывать, что срыв исполнения договоров произошёл по причине санкций и ограничений, введённых после начала военного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. Как оказалось, проблема поддержания в боевом состоянии казахстанской армии из-за нестабильной политической обстановки в мире намного глубже. И главная причина - большинство вооружения произведено ещё в СССР, а потому обслуживание боевых машин становится проблематично.

Броня крепка, но танков очень мало

Читайте также
Из-за ковида и войны в Украине у минобороны Казахстана возникли сложности с обслуживанием самолётов С-295М

10 апреля 2020 года между АО "Семей инжиниринг" и РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии иинфраструктурного развития Республики Казахстан" был заключен договор о выполнении работ по капитальному ремонту 20 единиц танков Т-72. Сумма оборонного заказа составила более 8,25 млрд тенге. Согласно договору, АО "Семей инжиниринг" обязался произвести капитальный ремонт 20 произведённых ещё в СССР танков Т-72 до 30 ноября 2022 года. И хотя в целом свои обязательства компания выполнила, сделать это в обозначенные договором сроки не удалось. В результате стороны обменялись исками и решали спор в суде.

АО "Семей инжиниринг" указало, что "обязательства по условиям договора в отношении 19 единиц Т-72 исполнены в сроки, а в отношении одной единицы Т-72 исполнено 3 апреля 2023 года в связи с форс-мажорными обстоятельствами, что подтверждается свидетельством". И просило обязать РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору по двадцатому отремонтированному Т-72 с выдачей подтверждающих документов.

Во встречном иске РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" указало, что АО "Семей инжиниринг" исполнило свои обязательства по капитальному ремонту четырёх единиц Т-72 лишь 10 декабря 2022 года, тем самым нарушило сроки, установленные договором, на 10 дней. Кроме того, не исполнило свое обязательство по ремонту одной единицы Т-72. Потому Комитет государственного оборонного заказа попросил суд взыскать с АО "Семей инжиниринг" неустойку в размере 2,85 млн тенге в доход государства за неисполнение своего обязательства по капитальному ремонту одной единицы Т-72 и 16,5 млн тенге за несвоевременное исполнение своих обязательств по капитальному ремонту четырёх танков.

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии

"Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является свидетельство о наступлении обстоятельства непреодолимой силы торговой палаты ВКО от 25 августа 2022 года. Из указанного свидетельства следует, что поставка запасных частей задерживается в связи с постановлением правительства РФ №312 от 9 марта 2022 года "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы РФ", проведения специальной военной операции РФ в Украине, установления в России до 31 декабря 2022 года разрешительного порядка вывоза за пределы РФ на территорию государств членов Евразийского экономического союза.

Исходя из вышеизложенного суд считает, что довод АО "Семей инжиниринг" о том, что несвоевременность поставки части комплектующего товара была вызвана форс-мажорным обстоятельством, является обоснованным, недостающие запасные части не были своевременно доставлены по уважительной, не зависящей от поставщика причине", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 8 июня 2023 года.

Этим же решением суд обязал РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору с выдачей подтверждающих документов подлежащими удовлетворению. А вот во встречном иске Комитету государственного оборонного заказа полностью отказал, "учитывая, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы".

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии. Часть 2

Решение пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано. Хотя в нынешней ситуации попытка взыскать с компании неустойку скорее нанесёт больший вред обороноспособности Казахстана, чем пополнит бюджет. Просто вдумайтесь в цифры: за два года капитально отремонтировано силами собственных промышленников лишь 20 танков Т-72. Да и то с задержками, так как поставка части комплектующих возможна только из России. Причём ремонт каждого обошёлся почти в миллион долларов.

Помню, как в 90-х любили постоянно напоминать нам, курсантам, преподаватели военной кафедры – танк в условиях боя живёт не дольше пяти минут. В условиях современного боя и новых эффективных средств поражения танков этот промежуток времени ещё больше сокращается. Грубо говоря, 20 отремонтированных Т-72 едва ли хватит на час интенсивного боестолкновения. Война в Украине это очень чётко показала.

Ну, и для сравнения: 8,25 млрд тенге на капремонт 20 танков – это примерно шесть-семь многоэтажных домов для очередников, 3-4 типовые средние по вместимости школы или одна детская больница.

Почему срываются учебно-тренировочные полеты на Су-27БМ1

25 ноября 2020 в рамках государственного оборонного заказа между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" заключен договор на оказание услуги по регламентированному ремонту самолетов двух Су-27БМ1, принадлежащих министерству обороны Республики Казахстан. Общая стоимость работ по договору составила 1,35 млрд тенге.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-1

В соответствии с пунктом 2.5 договора, работы выполняются в три этапа:

  • первый этап – до 10 декабря 2020 года;
  • второй этап – до 15 сентября 2021 года;
  • третий этап – до 30 ноября 2021 года.

Однако 20 декабря 2021 года стороны подписали дополнительное соглашение, в котором были изменены сроки этапов работ:

  • первый этап – до 15 декабря 2021 года;
  • второй этап – до 31 августа 2022 года;
  • третий этап – до 31 августа 2022 года.

Срок действия договора продлили до 31 декабря 2022 года.

Если бы не произошли изменения договорных сроков, то до иска в суд дело может и не дошло бы. Однако после 24 февраля 2022 года всё кардинально поменялось, и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" вынуждено было обратиться в суд с иском к РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан", РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" о внесении изменений в договор.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-2

"Требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора соответчик (войсковая часть 30153 – С.П.) предоставил лишь схему покраски самолета, а схема покраски съемного оружия и оборудования не была представлена. При этом схему покраски съемного оружия и оборудования после неоднократных напоминаний соответчик предоставил лишь 10 февраля 2023 года. Также, ввиду того, что самолеты были произведены в период СССР на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, ремонт указанных самолетов и отдельных его частей возможен лишь в РБ, так как первоначальная модернизация в 2009 году производилась на ОАО "558 АРЗ" Республика Беларусь. В процессе исполнения контракта возникли чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (форс-мажор). Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дня подтверждается свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана". Истец обратился к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму и третьему этапам – до 30 июня 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года, исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ. Однако обращение оставлено без ответа", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 5 июня 2023 года.

Комитет государственного оборонного заказа с иском не согласился, сообщив, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не предоставило вовремя соответствующий подтверждающий документ.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-3

РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" предоставило в суд возражение, пояснив, что самолеты ему остро необходимы - срываются учебно-тренировочные полеты.

Заслушав пояснения представителей сторон и оценив предоставленные доказательства, суд пришел к выводу: "Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дней подтверждается Свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы №06-11/897 от 27 декабря 2022 года, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана" с 9 июня 2022 года по 12 октября 2022 года, день пересечения самолетами государственной границы Республики Казахстан. Таким образом, неисполнение в срок работ в объеме второго и третьего этапа произошло по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы, о чем истец письменно уведомлял ответчика".

В итоге суд вынес решение о частичном удовлетворении иска: "Внести изменения в договор от 25 ноября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму и третьему этапу до 30 июня 2023 года (пункт 2.6.2. договора); срок действия договора – до 30 декабря 2023 года (пункт13.1. договора, пункт 6 Технической спецификации (приложение №1 к договору)".

Решение также не вступило в законную силу. Но очень хочется надеяться, что до конца июня 2023 года самолёты поступят в воинскую часть и наши лётчики смогут продолжить тренировки. Однако в этом случае немного настораживает тот факт, что перемещение двух боевых Су-27БМ1 в 2022 году, уже после начала полномасштабного вторжения России в Украину, могли быть восприняты крайне неоднозначно разведкой других государств. Да и были высоки риски того, что два боевых самолёта стоимостью порядка 30 млн долларов просто не вернутся в Казахстан в силу множества причин.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Паводок и качество государственного управления
Надо полагать, сложные задачи правительству решать не хочется
Китайскому "TikTok" отключили ток
В мире ускоряется разделение стран на противоборствующие мировоззренческие, военно-политические и экономические альянсы, а также на противостоящие друг другу технологические, информационные сферы
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Кто для Балаевой опаснее: Маричева или Грэйс-Булычева-Самохина
Российская блогер Наталья Грейс закрыла комментарии на YouTube-канале после того, как казахстанский психиатр сообщила, что та предложила ей деньги от Бишимбаевых
Отчего дольщикам некомфортно в домах комфорт-класса от Qazaq Stroy
И почему гражданское дело Qazaq Stroy к КГУ "Управление строительства города Алматы" закрыто для публичного пользования
В ВКО снова проблемы с программой Artsport
На этот раз оказалось невозможным принимать детей взамен отсеивающихся по различным причинам
Женщину-врача зарезал ухажёр-абьюзер
Рано утром он залез к ней домой через балкон
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.