Во сколько обходится ремонт танков и боевых самолётов, произведённых в СССР
Ratel.kz уже рассказывал о том, как исполнители государственного оборонного заказа по обслуживанию военных транспортных самолётов С-295М, поставке КВ-радиостанций и российских беспилотников "Орлан-10Е" вынуждены были в суде доказывать, что срыв исполнения договоров произошёл по причине санкций и ограничений, введённых после начала военного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. Как оказалось, проблема поддержания в боевом состоянии казахстанской армии из-за нестабильной политической обстановки в мире намного глубже. И главная причина - большинство вооружения произведено ещё в СССР, а потому обслуживание боевых машин становится проблематично.
Броня крепка, но танков очень мало
10 апреля 2020 года между АО "Семей инжиниринг" и РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии иинфраструктурного развития Республики Казахстан" был заключен договор о выполнении работ по капитальному ремонту 20 единиц танков Т-72. Сумма оборонного заказа составила более 8,25 млрд тенге. Согласно договору, АО "Семей инжиниринг" обязался произвести капитальный ремонт 20 произведённых ещё в СССР танков Т-72 до 30 ноября 2022 года. И хотя в целом свои обязательства компания выполнила, сделать это в обозначенные договором сроки не удалось. В результате стороны обменялись исками и решали спор в суде.
АО "Семей инжиниринг" указало, что "обязательства по условиям договора в отношении 19 единиц Т-72 исполнены в сроки, а в отношении одной единицы Т-72 исполнено 3 апреля 2023 года в связи с форс-мажорными обстоятельствами, что подтверждается свидетельством". И просило обязать РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору по двадцатому отремонтированному Т-72 с выдачей подтверждающих документов.
Во встречном иске РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" указало, что АО "Семей инжиниринг" исполнило свои обязательства по капитальному ремонту четырёх единиц Т-72 лишь 10 декабря 2022 года, тем самым нарушило сроки, установленные договором, на 10 дней. Кроме того, не исполнило свое обязательство по ремонту одной единицы Т-72. Потому Комитет государственного оборонного заказа попросил суд взыскать с АО "Семей инжиниринг" неустойку в размере 2,85 млн тенге в доход государства за неисполнение своего обязательства по капитальному ремонту одной единицы Т-72 и 16,5 млн тенге за несвоевременное исполнение своих обязательств по капитальному ремонту четырёх танков.
"Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является свидетельство о наступлении обстоятельства непреодолимой силы торговой палаты ВКО от 25 августа 2022 года. Из указанного свидетельства следует, что поставка запасных частей задерживается в связи с постановлением правительства РФ №312 от 9 марта 2022 года "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы РФ", проведения специальной военной операции РФ в Украине, установления в России до 31 декабря 2022 года разрешительного порядка вывоза за пределы РФ на территорию государств членов Евразийского экономического союза.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что довод АО "Семей инжиниринг" о том, что несвоевременность поставки части комплектующего товара была вызвана форс-мажорным обстоятельством, является обоснованным, недостающие запасные части не были своевременно доставлены по уважительной, не зависящей от поставщика причине", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 8 июня 2023 года.
Этим же решением суд обязал РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору с выдачей подтверждающих документов подлежащими удовлетворению. А вот во встречном иске Комитету государственного оборонного заказа полностью отказал, "учитывая, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы".
Решение пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано. Хотя в нынешней ситуации попытка взыскать с компании неустойку скорее нанесёт больший вред обороноспособности Казахстана, чем пополнит бюджет. Просто вдумайтесь в цифры: за два года капитально отремонтировано силами собственных промышленников лишь 20 танков Т-72. Да и то с задержками, так как поставка части комплектующих возможна только из России. Причём ремонт каждого обошёлся почти в миллион долларов.
Помню, как в 90-х любили постоянно напоминать нам, курсантам, преподаватели военной кафедры – танк в условиях боя живёт не дольше пяти минут. В условиях современного боя и новых эффективных средств поражения танков этот промежуток времени ещё больше сокращается. Грубо говоря, 20 отремонтированных Т-72 едва ли хватит на час интенсивного боестолкновения. Война в Украине это очень чётко показала.
Ну, и для сравнения: 8,25 млрд тенге на капремонт 20 танков – это примерно шесть-семь многоэтажных домов для очередников, 3-4 типовые средние по вместимости школы или одна детская больница.
Почему срываются учебно-тренировочные полеты на Су-27БМ1
25 ноября 2020 в рамках государственного оборонного заказа между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" заключен договор на оказание услуги по регламентированному ремонту самолетов двух Су-27БМ1, принадлежащих министерству обороны Республики Казахстан. Общая стоимость работ по договору составила 1,35 млрд тенге.
В соответствии с пунктом 2.5 договора, работы выполняются в три этапа:
- первый этап – до 10 декабря 2020 года;
- второй этап – до 15 сентября 2021 года;
- третий этап – до 30 ноября 2021 года.
Однако 20 декабря 2021 года стороны подписали дополнительное соглашение, в котором были изменены сроки этапов работ:
- первый этап – до 15 декабря 2021 года;
- второй этап – до 31 августа 2022 года;
- третий этап – до 31 августа 2022 года.
Срок действия договора продлили до 31 декабря 2022 года.
Если бы не произошли изменения договорных сроков, то до иска в суд дело может и не дошло бы. Однако после 24 февраля 2022 года всё кардинально поменялось, и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" вынуждено было обратиться в суд с иском к РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан", РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" о внесении изменений в договор.
"Требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора соответчик (войсковая часть 30153 – С.П.) предоставил лишь схему покраски самолета, а схема покраски съемного оружия и оборудования не была представлена. При этом схему покраски съемного оружия и оборудования после неоднократных напоминаний соответчик предоставил лишь 10 февраля 2023 года. Также, ввиду того, что самолеты были произведены в период СССР на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, ремонт указанных самолетов и отдельных его частей возможен лишь в РБ, так как первоначальная модернизация в 2009 году производилась на ОАО "558 АРЗ" Республика Беларусь. В процессе исполнения контракта возникли чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (форс-мажор). Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дня подтверждается свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана". Истец обратился к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму и третьему этапам – до 30 июня 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года, исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ. Однако обращение оставлено без ответа", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 5 июня 2023 года.
Комитет государственного оборонного заказа с иском не согласился, сообщив, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не предоставило вовремя соответствующий подтверждающий документ.
РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" предоставило в суд возражение, пояснив, что самолеты ему остро необходимы - срываются учебно-тренировочные полеты.
Заслушав пояснения представителей сторон и оценив предоставленные доказательства, суд пришел к выводу: "Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дней подтверждается Свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы №06-11/897 от 27 декабря 2022 года, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана" с 9 июня 2022 года по 12 октября 2022 года, день пересечения самолетами государственной границы Республики Казахстан. Таким образом, неисполнение в срок работ в объеме второго и третьего этапа произошло по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы, о чем истец письменно уведомлял ответчика".
В итоге суд вынес решение о частичном удовлетворении иска: "Внести изменения в договор от 25 ноября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму и третьему этапу до 30 июня 2023 года (пункт 2.6.2. договора); срок действия договора – до 30 декабря 2023 года (пункт13.1. договора, пункт 6 Технической спецификации (приложение №1 к договору)".
Решение также не вступило в законную силу. Но очень хочется надеяться, что до конца июня 2023 года самолёты поступят в воинскую часть и наши лётчики смогут продолжить тренировки. Однако в этом случае немного настораживает тот факт, что перемещение двух боевых Су-27БМ1 в 2022 году, уже после начала полномасштабного вторжения России в Украину, могли быть восприняты крайне неоднозначно разведкой других государств. Да и были высоки риски того, что два боевых самолёта стоимостью порядка 30 млн долларов просто не вернутся в Казахстан в силу множества причин.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!