Қаз   Рус

Как штурмовали самолет

7688 просмотров
8
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Мая 2017, 20:15

Новая забава казахстанских силовиков – брать на абордаж мирные пассажирские самолеты – может недешево обойтись государственной казне (видео)

Лихая прокурорско-полицейская выходка, предпринятая 17 мая 2017 года в аэропорту Астаны, может влететь в копеечку госбюджету.

Борт авиакомпании Bek Air, собиравшийся совершать технический перелет в Алматы, брали чуть ли не штурмом два десятка местных полицейских, рьяно выполняя запрет дежурного транспортного прокурора на вылет.

На днях авиакомпания подала иск в Специализированный межрайонный суд столицы. С суммой нанесенного ущерба авиаторы пока что определяются, но уже обещают, что она будет немаленькой.

Читайте также
Полицейские применили силу против владельца авиакомпании Bek Air

В штатном режиме

Напомним, в ночь на 18 мая произошла нештатная ситуация: у воздушного судна Fokker-100 с бортовым номером UP-F1009, выполнявшего рейс Алматы – Астана - Актобе, после вылета из столицы в пилотской кабине сработала световая индикация о том, что не убрана одна из стоек шасси. Убедившись, что шасси выпускается полностью, экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета – в Астану. Посадка была произведена в штатном режиме – при выпущенных шасси, без пострадавших среди пассажиров и экипажа, а также без каких-либо повреждений воздушного судна.

Пассажиров потом отправили в Актобе запасным самолетом той же авиакомпании. А борт UP-F1009 осмотрела инженерно-техническая комиссия. Она пришла к выводу, что машина полностью исправна, все системы в норме, самолет пригоден для выполнения полетов. Однако для выяснения причин срабатывания индикации необходимо провести контрольную проверку с использованием специального технического оборудования в условиях сертифицированной базы техобслуживания Bek Air, которая находится в Алматы.

На все работы требовалось пару часов, поэтому авиакомпания попросила у начальника управления по расследованию авиационных происшествий Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Нурлана АККУЛОВА разрешения на технический перелет без пассажиров на аэродром базирования. И тот разрешил, поскольку обследование воздушного судна, как уже говорилось, показало, что оно пригодно для выполнения полетов. Были получены и все прочие разрешения – отработан маршрут полета, выделен коридор и навигационное сопровождение.

К слову, регламент эксплуатации самолетов Fokker-100 позволяет ему совершать полеты вообще с неубранными шасси сроком до двух календарных суток, без какой-либо угрозы для безопасности как самого воздушного судна, так и находящихся в нем людей. То есть подобный перелет был возможен даже с полной загрузкой - с пассажирами и багажом на борту. А тут планировалось, что полетит лишь экипаж и представитель авиакомпании. К утру самолет бы уже встал в строй.

Потешный полк

Но тут вмешались прокуратура и полиция…

И это было то еще кино!

На то, чтобы в подробностях выяснить, как потешно все происходило той ночью с 17 на 18 мая, у нас ушла неделя.

Представьте себе такую картину: когда борт UP-F1009 готовился к вылету, уже, можно сказать, тронулся с места стоянки к взлетно-посадочной полосе столичного аэропорта, его блокировали автомашины с проблесковыми маячками и облепили со всех сторон полицейские, словно какого-то злостного нарушителя правил дорожного движения на дороге. Можно было бы даже подумать, что полиция предотвращает попытку угона самолета.

Когда экипаж опустил трап, чтобы выяснить, что случилось, полицейские ворвались в самолет и едва ли не силой попытались вытащить пилотов из кабины. Пытавшемуся остановить это безобразие представителю авиакомпании повредили руку – прищемили дверью пилотской кабины. В ходе словесной перепалки выяснилось, что полицейские действуют по распоряжению транспортной прокуратуры – якобы самолет опечатан, как какое-то место преступления!

Читайте также
Роман Скляр: Экипаж самолета Bek Air действовал в соответствии с инструкциями

Экипаж связался с авиадиспетчером - тот сообщил: только что им поступил запрет на вылет якобы по устному распоряжению дежурного авиационного прокурора Астаны Наримана ТОРАБЕКОВА и начальника отдела дознания линейного отдела внутренних дел столичного аэропорта капитана полиции КОЗЫБАКОВА Р. Н.

Как впоследствии выяснилось, между авиадиспетчером и прокурором Нариманом Торабековым состоялся следующий телефонный разговор (в Центре организации воздушного движения Астаны все переговоры пишутся, поэтому диалог приводим практически дословно, упуская лишь малозначительные моменты):

- Астана, Вышка, старший диспетчер Роман ПЕЛАГЕЙН.

- Приветствую! Дежурный прокурор Нариман Торабеков. Тут такой инцидент был, вы в курсе?

- По поводу Bek Air? Да, конечно.

- Теперь как дежурный прокурор я даю вам указание, чтоб не выпускали этот борт, до завтрашнего утра, пока оперативная группа не приедет и не осмотрит борт.

- Хорошо, только в таком случае будьте добры еще раз фамилию, чтоб я записал…

- Запишите. Дежурный прокурор авиационной транспортной прокуратуры города Астаны Торабеков Нариман.

- Все понял. И по чьему указанию мы его будем выпускать теперь? По вашему личному? Или кто-то еще?..

- Пока по указанию прокуратуры, кроме прокуратуры – никого. Даже если авиакомпания сейчас попросит…

- Так даже если ПДСА (производственно-диспетчерская служба аэропорта – Г. Б.), инспектор с инспекции позвонит – все равно не выпускаем?

- Да, завтра соберется следственно-оперативная группа, будет осматривать этот борт. Мне только что сам прокурор позвонил, авиационный транспортный. Мне указание дал, чтобы до завтрашнего утра вы не выпускали этот борт…

- Все поняли. Этот борт мы выпускаем, исключительно когда позвонит прокуратура. Несмотря ни на какие звонки.

- Да, да, да…

Читайте также
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

А теперь для наших неискушенных в авиационных вопросах читателей проясним ряд важных моментов.

Согласно казахстанскому законодательству, разрешение на вылет воздушного судна выдает только уполномоченный в сфере гражданской авиации орган – соответствующий комитет МИР. Там разрешение на вылет, как мы уже знаем, дали.

Прокуратура и следственные органы могут вступить в дело, только если то или иное авиационное событие относится к разряду авиационных происшествий или инцидентов. То есть если возникает угроза безопасности пассажиров, когда есть пострадавшие или погибшие, если воздушное судно получает повреждения. В описываемом нами случае ничего такого не было. Следовательно, и повода для вмешательства прокуратуры и полиции тоже не имелось.

Что касается оперативно-следственной группы, о которой говорил прокурор диспетчеру, то она на следующий день действительно прибыла. Члены группы походили несколько минут вокруг самолета и убрались восвояси. Оно и понятно: для того чтобы узнать, почему в кабине пилотов загорелась та или иная лампочка, надо по меньшей мере иметь авиационно-техническое образование. Очень сомнительно, что в прокуратуре и в полиции есть такие люди…

Следующий нюанс: любому экипажу любой авиакомпании вполне достаточно запрета на вылет со стороны диспетчерских служб аэропорта. Самолет не взлетит, если диспетчер отменит прежде выданное разрешение на вылет. И вовсе не обязательно устраивать шоу с участием полицейских на летном поле, врываться в самолет, выгонять из кабины пилотов. Чтобы отменить взлет, им достаточно услышать одну фразу в наушниках, что небо для них закрыто.

Судя по всему, ни авиационная прокуратура, ни сотрудники линейного отдела полиции столичного аэропорта о таких тонкостях не знали. Иначе бы в распоряжении журналистов не оказалось бы почти что клоунское видео, где офицер полиции виснет всем весом на трапе авиалайнера, не давая его убрать.

Кстати, есть фотографии, на которых видно, что от трапа полицейскому удалось оторвать несколько декоративных элементов. На безопасность полетов они, правда, не влияют. Но как лично вы отнесетесь к тому, если с вашей автомашины какой-нибудь уличный хулиган сорвет спойлеры?

Читайте также
Код доступа

Сколько стоит выеденное яйцо?

Когда кульминационный момент плодотворного взаимодействия органов прокуратуры и полиции по защите воздушного пространства Казахстана закончился, частная авиакомпания Bek Air и государственные авиационные власти долго обменивались телеграммами.

Утром 18 мая транспортная прокуратура в лице авиационного прокурора Астаны Адлета СЫЗДЫКОВА поспешила возложить всю вину за случившееся на начальника управления по расследованию авиапроисшествий Нурлана Аккулова, разрешившего самолету технический перелет из Астаны в Алматы. В прокуратуре заявили, что он не имел права это делать единолично, а только собрав комиссию.

То, что такая комиссия была собрана (в нее вошли инженеры авиакомпании Bek Air, то есть единственные в республике люди, которые имеют право квалифицированно оценивать техническое состояние самолетов Fokker-100, о чем у них есть сертификаты от компании-производителя), прокуроры почему-то во внимание брать не стали. Хотя признали, что решение о перемещении воздушного судна должен принимать уполномоченный орган - Комитет гражданской авиации МИР РК.

В результате из Астаны в Алматы борт UP-F1009 вылетел только после обеда 18 мая. На его техническое обслуживание по прилету в Алматы ушло около часа. Оказалось, лампочки индикатора стойки шасси загорались из-за того, что просто разрегулировался концевой выключатель, который гасит лампочку в кабине пилотов. Там система примерно такая же, как в дверях автомобиля – любой водитель знает: если дверь плотно захлопнута, а лампочка на панели приборов горит – значит, выключатель заело. В общем, когда разобрались в чем дело, воздушное судно было сразу же допущено к полетам.

Получается, что ночной конфликт не стоил выеденного яйца.

Хотя почему же не стоил? Очень даже стоил!

Авиакомпания Bek Air сейчас подсчитывает понесенные убытки. Стоянка самолета в аэропорту Астаны стоит 10 тысяч долларов в час. Помноженные на 15 часов вынужденного простоя, они превращаются в 150 тысяч долларов.

Плюс из-за инцидента с прокуратурой и полицией произошли значительные задержки - почти на сутки - плановых вылетов нескольких рейсов. Пострадали пассажиры. Авиакомпании пришлось разбираться и договариваться с недовольными клиентами. Опять же в какой-то степени пострадал имидж авиакомпании.

Очевидно, что все это выльется в кругленькую сумму, по сравнению с которой даже стоимость оторванных разбушевавшимся полицейским декоративных элементов трапа покажется сущей мелочью…

Ну а платить по счетам придется государственным структурам, сотрудники которых на ровном месте устроили всю эту катавасию.

Хотя, с другой стороны, тут как суд решит.

Загрузка...
Каршига 2017-05-26 20:48:03
0
"Да дураки"-так прокомментировал Путин обыски проведенные в "Гоголь-центре". Пора бы и нашему Президенту в таком же духе высказаться,а то набрали "по объявлению" тупоголовых во все сферы госслужбы и теперь вот случаются такие казусы.
Мурка 2017-05-26 21:19:55
0
Кто ближе к телу, у того правое дело. Поживем - увидим.
Гражд001 2017-05-26 23:23:44
-1
Прочёл и решил дальше не продолжать! Гена, даже ваши сильные юридически журналистские способности не смогут меня переубедить: я как понял полиция делает своё дело. Даже если не законно, это все равно полиция. Есть суд на это. Во вторых, уже за 12 месяцев это второй аналогичные случай с одним самолётом и Компанией. В третьих, жизнь людей дороже всего. . Ps. Как только он начал ныть насчёт зажатого пальца, начал подозревать что то. Оказалось хотел быстро проверить и отправить
поезда сактан! 2017-05-27 11:51:07
1
А слабо прокурору и полицаям железный поезд арестовать ? Там к рельсам его прикрутить проволокой или скотчем там его обмотать вокруг состава ? Находчивые обычно ведут на ТВ программы ..Очумелые ручки ..или там шаловливые задроты...
ержигит улы 2017-05-27 12:54:52
1
По ходу боратишка прокурор раньше в районе получал с крестьян ,предпренимателей ,таксистов с автобусов ? А тут решил сразу с самолетов получать ? Э-э.. не в свое стойло залез ..к чужой кормушке хотел пристроится . Это барымта не по понятиям однако.
Сталин 2017-05-27 15:53:06
1
*********Даже если не законно, это все равно полиция.*********** Ну да, ну да.... Так и живём - пусть незаконно, это всё равно полиция. Ну-ну...
Денис 2017-05-27 15:07:25
2
Между темиртау и карагандой по маршруту 107 ходят автобусы ТРАНСАГЕНСТВА, в технически неисправном состоянии и, почему-то, никакая транспортная прокуратура не вмешивается. Недавно вот снова тендер выиграли, а на безопастность пассажиров всем начхать
Тоха 2017-05-29 09:24:43
1
Да им просто делать нечего, скучно. А тут прокурор "Крепкий орешек 2" посмотрел, ну и представил себя Джоном Макклейном, хлебнул фанты и решил тоже самолет остановить.
предприниматель
- В Швейцарии правительство приняло важное решение. Начиная с 10 января, запрещено варить лобстеров живьём. Предварительно он должен быть усыплён. Только потом в кипяток. Возможно, надо заимствовать швейцарский опыт и применить его поначалу на представителях бизнеса. Сначала усыпить, только потом всё остальное.
Игры миллиардов
Почему правительство не подало в суд на Ораза Жандосова
Эффект Шукеева
Почему кредитный рейтинг нашей страны в одном шаге от «мусорного»
Может ли террорист получать алименты?
Закон, устанавливающий без всякого судебного решения серьёзное ограничение права собственности, - это вообще чёрт знает что такое
Кто ответит за Нацфонд?
По чьему непрофессионализму или же злому умыслу Казахстан должен будет выплатить 500 млн долларов в качестве возмещения убытков иностранному инвестору
Казахстан стал частью глобальной политики в трудное для мировой истории время
Накануне визита президента РК в США известный американский эксперт Пол Стронски ответил на вопросы обозревателя Ratel.kz
Проект курорта «Кокжайлау» - это грандиозная афера
Финансист Дмитрий Жуков рассказал Ratel.kz об экономической составляющей проекта горнолыжного курорта в предгорьях Заилийского Алатау
Как казахи торговали детьми
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плетенье чепухи: Об идеологических зомби
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Пресс-служба аэропорта Алматы: Мы все еще ждем извинений от Фостера
В пресс-службе Международного аэропорта Алматы прокомментировали заявление авиакомпании «Эйр Астана»
Азамат Джолдасбеков: Как нам обустроить Кокжайлау
В защиту уникального урочища Заилийского Алатау выступает известный казахстанский финансист
Старые штрафы можно уменьшить или вообще списать - Сергей Уткин
Участники дорожного движения получили настоящий новогодний подарок, ведь от нарушений ПДД никто не застрахован
История происхождения капиталов Сауата Мынбаева
Как в Казахстане оценят труды по сбору «райского досье»?
Мы их душили, душили…
Почему цены на заправках только растут, и как 1 января страна едва не осталась без бензина
МММ по-казахски, или Что останется будущему поколению
Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.