Как штурмовали самолет

7533 просмотров
8
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 26 Мая 2017, 20:15

Новая забава казахстанских силовиков – брать на абордаж мирные пассажирские самолеты – может недешево обойтись государственной казне (видео)

Лихая прокурорско-полицейская выходка, предпринятая 17 мая 2017 года в аэропорту Астаны, может влететь в копеечку госбюджету.

Борт авиакомпании Bek Air, собиравшийся совершать технический перелет в Алматы, брали чуть ли не штурмом два десятка местных полицейских, рьяно выполняя запрет дежурного транспортного прокурора на вылет.

На днях авиакомпания подала иск в Специализированный межрайонный суд столицы. С суммой нанесенного ущерба авиаторы пока что определяются, но уже обещают, что она будет немаленькой.

Читайте также
Полицейские применили силу против владельца авиакомпании Bek Air

В штатном режиме

Напомним, в ночь на 18 мая произошла нештатная ситуация: у воздушного судна Fokker-100 с бортовым номером UP-F1009, выполнявшего рейс Алматы – Астана - Актобе, после вылета из столицы в пилотской кабине сработала световая индикация о том, что не убрана одна из стоек шасси. Убедившись, что шасси выпускается полностью, экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета – в Астану. Посадка была произведена в штатном режиме – при выпущенных шасси, без пострадавших среди пассажиров и экипажа, а также без каких-либо повреждений воздушного судна.

Пассажиров потом отправили в Актобе запасным самолетом той же авиакомпании. А борт UP-F1009 осмотрела инженерно-техническая комиссия. Она пришла к выводу, что машина полностью исправна, все системы в норме, самолет пригоден для выполнения полетов. Однако для выяснения причин срабатывания индикации необходимо провести контрольную проверку с использованием специального технического оборудования в условиях сертифицированной базы техобслуживания Bek Air, которая находится в Алматы.

На все работы требовалось пару часов, поэтому авиакомпания попросила у начальника управления по расследованию авиационных происшествий Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Нурлана АККУЛОВА разрешения на технический перелет без пассажиров на аэродром базирования. И тот разрешил, поскольку обследование воздушного судна, как уже говорилось, показало, что оно пригодно для выполнения полетов. Были получены и все прочие разрешения – отработан маршрут полета, выделен коридор и навигационное сопровождение.

К слову, регламент эксплуатации самолетов Fokker-100 позволяет ему совершать полеты вообще с неубранными шасси сроком до двух календарных суток, без какой-либо угрозы для безопасности как самого воздушного судна, так и находящихся в нем людей. То есть подобный перелет был возможен даже с полной загрузкой - с пассажирами и багажом на борту. А тут планировалось, что полетит лишь экипаж и представитель авиакомпании. К утру самолет бы уже встал в строй.

Потешный полк

Но тут вмешались прокуратура и полиция…

И это было то еще кино!

На то, чтобы в подробностях выяснить, как потешно все происходило той ночью с 17 на 18 мая, у нас ушла неделя.

Представьте себе такую картину: когда борт UP-F1009 готовился к вылету, уже, можно сказать, тронулся с места стоянки к взлетно-посадочной полосе столичного аэропорта, его блокировали автомашины с проблесковыми маячками и облепили со всех сторон полицейские, словно какого-то злостного нарушителя правил дорожного движения на дороге. Можно было бы даже подумать, что полиция предотвращает попытку угона самолета.

Когда экипаж опустил трап, чтобы выяснить, что случилось, полицейские ворвались в самолет и едва ли не силой попытались вытащить пилотов из кабины. Пытавшемуся остановить это безобразие представителю авиакомпании повредили руку – прищемили дверью пилотской кабины. В ходе словесной перепалки выяснилось, что полицейские действуют по распоряжению транспортной прокуратуры – якобы самолет опечатан, как какое-то место преступления!

Читайте также
Роман Скляр: Экипаж самолета Bek Air действовал в соответствии с инструкциями

Экипаж связался с авиадиспетчером - тот сообщил: только что им поступил запрет на вылет якобы по устному распоряжению дежурного авиационного прокурора Астаны Наримана ТОРАБЕКОВА и начальника отдела дознания линейного отдела внутренних дел столичного аэропорта капитана полиции КОЗЫБАКОВА Р. Н.

Как впоследствии выяснилось, между авиадиспетчером и прокурором Нариманом Торабековым состоялся следующий телефонный разговор (в Центре организации воздушного движения Астаны все переговоры пишутся, поэтому диалог приводим практически дословно, упуская лишь малозначительные моменты):

- Астана, Вышка, старший диспетчер Роман ПЕЛАГЕЙН.

- Приветствую! Дежурный прокурор Нариман Торабеков. Тут такой инцидент был, вы в курсе?

- По поводу Bek Air? Да, конечно.

- Теперь как дежурный прокурор я даю вам указание, чтоб не выпускали этот борт, до завтрашнего утра, пока оперативная группа не приедет и не осмотрит борт.

- Хорошо, только в таком случае будьте добры еще раз фамилию, чтоб я записал…

- Запишите. Дежурный прокурор авиационной транспортной прокуратуры города Астаны Торабеков Нариман.

- Все понял. И по чьему указанию мы его будем выпускать теперь? По вашему личному? Или кто-то еще?..

- Пока по указанию прокуратуры, кроме прокуратуры – никого. Даже если авиакомпания сейчас попросит…

- Так даже если ПДСА (производственно-диспетчерская служба аэропорта – Г. Б.), инспектор с инспекции позвонит – все равно не выпускаем?

- Да, завтра соберется следственно-оперативная группа, будет осматривать этот борт. Мне только что сам прокурор позвонил, авиационный транспортный. Мне указание дал, чтобы до завтрашнего утра вы не выпускали этот борт…

- Все поняли. Этот борт мы выпускаем, исключительно когда позвонит прокуратура. Несмотря ни на какие звонки.

- Да, да, да…

Читайте также
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

А теперь для наших неискушенных в авиационных вопросах читателей проясним ряд важных моментов.

Согласно казахстанскому законодательству, разрешение на вылет воздушного судна выдает только уполномоченный в сфере гражданской авиации орган – соответствующий комитет МИР. Там разрешение на вылет, как мы уже знаем, дали.

Прокуратура и следственные органы могут вступить в дело, только если то или иное авиационное событие относится к разряду авиационных происшествий или инцидентов. То есть если возникает угроза безопасности пассажиров, когда есть пострадавшие или погибшие, если воздушное судно получает повреждения. В описываемом нами случае ничего такого не было. Следовательно, и повода для вмешательства прокуратуры и полиции тоже не имелось.

Что касается оперативно-следственной группы, о которой говорил прокурор диспетчеру, то она на следующий день действительно прибыла. Члены группы походили несколько минут вокруг самолета и убрались восвояси. Оно и понятно: для того чтобы узнать, почему в кабине пилотов загорелась та или иная лампочка, надо по меньшей мере иметь авиационно-техническое образование. Очень сомнительно, что в прокуратуре и в полиции есть такие люди…

Следующий нюанс: любому экипажу любой авиакомпании вполне достаточно запрета на вылет со стороны диспетчерских служб аэропорта. Самолет не взлетит, если диспетчер отменит прежде выданное разрешение на вылет. И вовсе не обязательно устраивать шоу с участием полицейских на летном поле, врываться в самолет, выгонять из кабины пилотов. Чтобы отменить взлет, им достаточно услышать одну фразу в наушниках, что небо для них закрыто.

Судя по всему, ни авиационная прокуратура, ни сотрудники линейного отдела полиции столичного аэропорта о таких тонкостях не знали. Иначе бы в распоряжении журналистов не оказалось бы почти что клоунское видео, где офицер полиции виснет всем весом на трапе авиалайнера, не давая его убрать.

Кстати, есть фотографии, на которых видно, что от трапа полицейскому удалось оторвать несколько декоративных элементов. На безопасность полетов они, правда, не влияют. Но как лично вы отнесетесь к тому, если с вашей автомашины какой-нибудь уличный хулиган сорвет спойлеры?

Читайте также
Код доступа

Сколько стоит выеденное яйцо?

Когда кульминационный момент плодотворного взаимодействия органов прокуратуры и полиции по защите воздушного пространства Казахстана закончился, частная авиакомпания Bek Air и государственные авиационные власти долго обменивались телеграммами.

Утром 18 мая транспортная прокуратура в лице авиационного прокурора Астаны Адлета СЫЗДЫКОВА поспешила возложить всю вину за случившееся на начальника управления по расследованию авиапроисшествий Нурлана Аккулова, разрешившего самолету технический перелет из Астаны в Алматы. В прокуратуре заявили, что он не имел права это делать единолично, а только собрав комиссию.

То, что такая комиссия была собрана (в нее вошли инженеры авиакомпании Bek Air, то есть единственные в республике люди, которые имеют право квалифицированно оценивать техническое состояние самолетов Fokker-100, о чем у них есть сертификаты от компании-производителя), прокуроры почему-то во внимание брать не стали. Хотя признали, что решение о перемещении воздушного судна должен принимать уполномоченный орган - Комитет гражданской авиации МИР РК.

В результате из Астаны в Алматы борт UP-F1009 вылетел только после обеда 18 мая. На его техническое обслуживание по прилету в Алматы ушло около часа. Оказалось, лампочки индикатора стойки шасси загорались из-за того, что просто разрегулировался концевой выключатель, который гасит лампочку в кабине пилотов. Там система примерно такая же, как в дверях автомобиля – любой водитель знает: если дверь плотно захлопнута, а лампочка на панели приборов горит – значит, выключатель заело. В общем, когда разобрались в чем дело, воздушное судно было сразу же допущено к полетам.

Получается, что ночной конфликт не стоил выеденного яйца.

Хотя почему же не стоил? Очень даже стоил!

Авиакомпания Bek Air сейчас подсчитывает понесенные убытки. Стоянка самолета в аэропорту Астаны стоит 10 тысяч долларов в час. Помноженные на 15 часов вынужденного простоя, они превращаются в 150 тысяч долларов.

Плюс из-за инцидента с прокуратурой и полицией произошли значительные задержки - почти на сутки - плановых вылетов нескольких рейсов. Пострадали пассажиры. Авиакомпании пришлось разбираться и договариваться с недовольными клиентами. Опять же в какой-то степени пострадал имидж авиакомпании.

Очевидно, что все это выльется в кругленькую сумму, по сравнению с которой даже стоимость оторванных разбушевавшимся полицейским декоративных элементов трапа покажется сущей мелочью…

Ну а платить по счетам придется государственным структурам, сотрудники которых на ровном месте устроили всю эту катавасию.

Хотя, с другой стороны, тут как суд решит.

Каршига 2017-05-26 20:48:03
0
"Да дураки"-так прокомментировал Путин обыски проведенные в "Гоголь-центре". Пора бы и нашему Президенту в таком же духе высказаться,а то набрали "по объявлению" тупоголовых во все сферы госслужбы и теперь вот случаются такие казусы.
Мурка 2017-05-26 21:19:55
0
Кто ближе к телу, у того правое дело. Поживем - увидим.
Гражд001 2017-05-26 23:23:44
0
Прочёл и решил дальше не продолжать! Гена, даже ваши сильные юридически журналистские способности не смогут меня переубедить: я как понял полиция делает своё дело. Даже если не законно, это все равно полиция. Есть суд на это. Во вторых, уже за 12 месяцев это второй аналогичные случай с одним самолётом и Компанией. В третьих, жизнь людей дороже всего. . Ps. Как только он начал ныть насчёт зажатого пальца, начал подозревать что то. Оказалось хотел быстро проверить и отправить
поезда сактан! 2017-05-27 11:51:07
0
А слабо прокурору и полицаям железный поезд арестовать ? Там к рельсам его прикрутить проволокой или скотчем там его обмотать вокруг состава ? Находчивые обычно ведут на ТВ программы ..Очумелые ручки ..или там шаловливые задроты...
ержигит улы 2017-05-27 12:54:52
0
По ходу боратишка прокурор раньше в районе получал с крестьян ,предпренимателей ,таксистов с автобусов ? А тут решил сразу с самолетов получать ? Э-э.. не в свое стойло залез ..к чужой кормушке хотел пристроится . Это барымта не по понятиям однако.
Сталин 2017-05-27 15:53:06
0
*********Даже если не законно, это все равно полиция.*********** Ну да, ну да.... Так и живём - пусть незаконно, это всё равно полиция. Ну-ну...
Денис 2017-05-27 15:07:25
0
Между темиртау и карагандой по маршруту 107 ходят автобусы ТРАНСАГЕНСТВА, в технически неисправном состоянии и, почему-то, никакая транспортная прокуратура не вмешивается. Недавно вот снова тендер выиграли, а на безопастность пассажиров всем начхать
Тоха 2017-05-29 09:24:43
0
Да им просто делать нечего, скучно. А тут прокурор "Крепкий орешек 2" посмотрел, ну и представил себя Джоном Макклейном, хлебнул фанты и решил тоже самолет остановить.
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Главное – не отрываться от коллектива
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Разве «Нимфа» кисть дает?
Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия
Талант - единственная новость, которая всегда нова
23 октября в театре им. Лермонтова состоится моноспектакль Александра Филиппенко «У автора в плену». Накануне артист ответил на вопросы Ratel.kz
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Падение сырьевых банков
Почему интересы крупных частных банков РК расходятся с национальными интересами
Дети кукурузы
Обычно для воровства кукурузных початков есть две причины – забава или заготовка корма для скота, но в любом случае – это неправильно
За государством не заржавело
Директор ТОО «Окжетпес-Т» Ерлан Утешев получил 8 лет колонии за махинации со ржавыми трубами
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Осетрина второй свежести
Министерство юстиции Казахстана прокомментировало публикацию Ratel.kz, но ясности от этого больше не стало
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Плетенье чепухи: На смену джунгарам пришли Солженицын и Путин
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Рузский мир
- Большое спасибо Марату Асипову за эту статью. Только не замалчивая такие проблемы общества, путем мирного диалога, можно и нужно добиваться взаимного уважения, толерантности и межнационального согласия. Когда мы едины - мы непобедимы! Этот лозунг должен быть не просто красивыми словами.... Всем спасибо. МИР ВАШЕМУ ДОМУ! Берегите себя...
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался