Қаз   Рус

Что имеем, не храним, потерявши - плачем

4387 просмотров
22
Вадим БОРЕЙКО
Понедельник, 25 Дек 2017, 14:40

Как наша страна бросила на произвол судьбы историко-культурный центр Аль-Фараби, построенный на могиле философа в Дамаске на казахстанские деньги

На снимке: казахстанский центр Аль-Фараби в старом Дамаске.

Эту удивительную, драматическую, временами необъяснимую, но такую «нашу» историю, в которой действуют великий философ АЛЬ-ФАРАБИ, не менее легендарный правитель Востока Султан БЕЙБАРС, два современных государства - Казахстан и Сирия, их президенты, дипломаты, депутаты и чиновники, журналисту Ratel.kz рассказал глава сирийской общины в нашей стране Самир Али ДЕРЕХ.

На снимке: руководитель сирийской диаспоры в Казахстане Самир Дерех.

Для начала несколько слов о нашем собеседнике. Родился в Дамаске. По образованию и опыту работы – строитель, кандидат технических наук. Окончил советский вуз в Запорожье, там же женился на украинке. К моменту развала СССР трудился инженером на объектах в Сочи.

Познакомился с послом Саудовской Аравии в Москве. В 1993-м тот сказал г-ну Дереху: один из саудовских принцев первым из королевской семьи приезжает в Казахстан на соколиную охоту, помоги ему с переводом. Три года принц бывал у нас регулярно. Так сириец здесь и остался. Перевез сюда семью. В 2008 году получил казахстанское гражданство.

Второй после Аристотеля

На снимке: проспект Аль-Фараби в Алматы.

- На второй день приезда в Алматы принцу устроили экскурсию по городу, - вспоминает г-н Дерех. – Нас провезли по проспекту Аль-Фараби. Потом мы посетили университет имени Аль-Фараби. Вскоре Казахстан выпустил свою национальную валюту, и на купюре в один тенге был портрет Аль-Фараби. Я думал: причем здесь Аль-Фараби?

Дело в том, что в детстве я жил в Дамаске в ста метрах от кладбища (оно находится в центре города, ему несколько тысяч лет), где похоронен не только этот великий ученый и философ, но и, например, жена пророка Мухаммеда Хафса.

На снимке: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби в Алматы.

Естественно, я начал интересоваться, как он связан с Казахстаном. Узнал, что Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби (родился в 872 г. – умер в 950 или 951 г.) происходит из местности Фараб (наиболее употребительное сокращение его имени так и переводится – «из Фараба»), которая располагалась поблизости от Отрара на территории современного Казахстана. Я начал искать ученых. Встречался с тогдашним министром культуры. И никто из них не знал, где похоронен Аль-Фараби.

На снимке: на первой банкноте независимого Казахстана номиналом 1 тенге было изображение Аль-Фараби.

Кроме одного человека – историка по фамилии БЕРДЫБАЕВ, которому в то время было уже за восемьдесят. И он рассказал мне, как еще комсомольцем побывал в сирийской столице и его сводили на могилу великого человека. Но марксизм-ленинизм не очень приветствовал исламскую философию, поэтому ученый об этом факте не распространялся.

Хотя Аль-Фараби в мире его называют «Вторым учителем» после Аристотеля, здесь его наследие не изучали. Так у меня и зародилась идея – пробудить у казахстанцев интерес к Аль-Фараби, запечатлеть его имя в их памяти.

Легенда казахстанской дипломатии в арабском мире

На снимке: Багдад Амреев.

Решающим для г-на Дереха стало знакомство с Багдадом АМРЕЕВЫМ (с 1996 по настоящее время посол РК в Саудовской Аравии, Египте, Ливии, Турции, сейчас в Иране. – Ред.). Он говорит, что это легенда казахстанской дипломатии в арабском мире. Когда г-н Амреев работал в Каире в 2002-2008 годах, то курировал (был послом по совместительству. – Ред.) Сирию, Иорданию, Ливан, Марокко. Багдад Култаевич горячо поддержал идею г-на Дереха, и его роль в ее дальнейшем воплощении трудно переоценить.

Решили не ограничиваться только Аль-Фараби. В сирийской столице покоится еще один выходец из Степи – мамлюкский султан Египта и Сирии Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари (родился на реке Берш, что протекает в Западном Казахстане, в 1223 или 1225 году – умер в 1277-м в Дамаске). Бейбарс похоронен в центре города в библиотеке, которую он начал строить, а закончил его сын. Там сейчас мавзолей.

Хотя и философ, и правитель принадлежат истории всего человечества, права на их этническое происхождение предъявляют разные нации. «Своим» Аль-Фараби считают не только казахи, но и уйгуры, узбеки, арабы, персы. А народы Северного Кавказа настаивают, что Бейбарс родом из аланов, скифо-сарматских кочевых племен.

Багдад Амреев, по словам г-на Дереха, несколько раз встречался с высшим руководством нашей страны, рассказывал об Аль-Фараби и Бейбарсе, о том, что они похоронены в Дамаске, что необходимо увековечить их память в контексте с Казахстаном. Ему ответили: «А ты докажи, что они казахи». И г-н Амреев очень много работал, собирал материалы, рылся в архивах, встречался с учеными – и доказал, что Аль-Фараби и Бейбарс имеют наиболее прямое отношение к казахам.

- Когда здесь жили Аль-Фараби и Султан Бейбарс, еще не оформились казахская, узбекская, туркменская нация – это были племена, - говорит г-н Дерех. - Однажды на встрече у посла Амреева присутствовали три самых авторитетных историка арабского мира, и они подтвердили, что место рождения и великого философа, и великого правителя – территория современного Казахстана.

Читайте также
Сирийский узел

А больше никто из великих казахов в Сирии не захоронен?

В 2004 году Дамаск впервые посетила большая парламентская делегация из Казахстана, человек двадцать, которую сопровождал г-н Дерех. Депутаты почтили своим присутствием места упокоения мыслителя и воителя. Их принял президент Сирии Башар АСАД.

Он был приятно удивлен столь многочисленному десанту из центральноазиатского государства и пошутил:

- А больше никто из великих казахов в Сирии не захоронен?

На встрече обсуждалось участие Казахстана совместно с Сирией в реставрации святых усыпальниц Аль-Фараби и Бейбарса.

Асад распорядился, чтобы сирийские государственные органы, лично председатель парламента и мэр Дамаска всемерно содействовали «братьям из Казахстана» в благородном начинании.

Наши парламентарии встретили идею с энтузиазмом. Но делегация уехала… и казахстанская сторона обо всем забыла на два с половиной года.

Точнее, почти забыла. Г-н Дерех говорит, что финансирование реставрации обещали включить в казахстанский бюджет 2005-го, затем 2006 года: «Но не получилось». Министерство культуры РК отправляло в Сирию группу реставраторов, которые на месте ознакомились со всеми тонкостями предстоящей работы. Энтузиасты-архитекторы работали над проектом надгробий султана и его сына.

Тем временем сирийцы не сидели сложа руки: сами начали финансировать проект, подготовительные работы к реставрации мавзолея Бейбарса шли в пределах возможностей сирийской стороны. Они регулярно обращались к казахстанским властям: нам от вас даже не нужно денег, но хоть как-то подтвердите свое участие в проекте, сделайте замечания к нему - какой вы видите архитектурную разработку надгробья, где должны быть надписи на казахском языке и т. д.; если мы превратим всё это в мрамор – никакие изменения будут уже невозможны.

А в ответ – тишина. Казахстанское правительство сигналов не подавало. Сирийцы вынуждены были приостановить работы.

В той безвыходной ситуации г-н Дерех выступил по «31 каналу» в программе «Точки над i», которую вел Евгений ГРЮНБЕРГ.

Его слова прозвучали дипломатично, но достаточно конкретно: тормозить реставрацию более чем на 10 дней нельзя, после этого срока с участием Казахстана в проекте – из-за его бездействия - можно попрощаться.

План мероприятий «Как нам обустроить святыни»

На снимке: рабочую группу по реализации совместных проектов реставрации мавзолея Бейбарса и создания центра аль-Фараби возглавил в 2006 году министр культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев.

Подействовало. Самиру в тот же вечер позвонил депутат мажилиса Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ.

- После этого и парламент начал кипеть, и правительство стало кипеть. О ситуации узнал президент и дал команду: начинайте работу, - говорит г-н Дерех.

8 августа 2006 года премьер-министр Даниал АХМЕТОВ издал распоряжение о создании рабочей группы по реализации проектов. В нее вошли девять человек. Состав был солидным:

1. Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, министр культуры и информации, руководитель (ныне посол РК в Белоруссии).

2. Арыстанбек АЛИЕВ, замминистра культуры и информации, заместитель руководителя (ныне Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, министр культуры информации и спорта).

3. Ербол ШАЙМЕРДЕН, директор департамента историко-культурного наследия МКИ, секретарь (умер в 2012 году).

4. Кайрат АБДРАХМАНОВ, замминистра иностранных дел (ныне глава МИД РК).

5. Алихан СМАИЛОВ, вице-министр финансов (ныне помощник президента РК).

6. Болат ПАЛЫМБЕТОВ, вице-министр экономики и бюджетного планирования (ныне уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана).

7. Эльвира АЗИМОВА, директор департамента подзаконных актов Минюста (ныне вице-министр юстиции).

8. Ханат ТУЯКБАЕВ, директор РГП «Казреставрация» (работал на этом посту до 2016 года).

9. Самир ДЕРЕХ, руководитель сирийской диаспоры в РК, архитектор.

В недельный срок группа должна разработать и внести в правительство проект плана мероприятий, который условно можно было назвать «Как нам обустроить святыни».

Читайте также
Россия предложила Казахстану отправить военных в Сирию

Поставить точку в долгих спорах

В октябре 2007 года беспрецедентно представительная официальная делегация Казахстана во главе с президентом отправляется на двух самолетах в Сирию. Чтобы раз и навсегда «застолбить» святыни, поставить точку в долгих спорах и сказать: да, это наше.

Г-н Дерех особо отмечает политическую смелость главы Казахстана: визит совершался, когда уже начиналась международная изоляция сирийских властей. Глава сирийской общины в РК находился в составе нашей делегации, всюду ее сопровождал, работал переводчиком на встречах лидеров двух стран.

К тому времени было готово девять проектов центра Аль-Фараби. Руководителям государств презентовали их на стендах. Самир отмечает, что президент НАЗАРБАЕВ, имеющий градостроительный опыт Астаны, мудро выбрал тот, что органичнее других вписывался в городской пейзаж старого Дамаска. Башар Асад с ним согласился, и именно тот проект был в итоге реализован.

Конкретным результатом визита стало заключение 21 октября 2007 года межправительственного Соглашения о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра и мавзолея аль-Фараби, рестраврации мавзолея Аз-Захир Бейбарса в городе Дамаске. С казахстанской стороны его подписал посол РК в Египте и Сирии Багдад Амреев. С сирийской – губернатор Дамаска Башшар САБАН.

 

На снимке: церемония закладки камня под строительство этнокультурного центра и мавзолея аль-Фараби в Дамаске президентами Казахстана и Сирии. Октябрь 2007 года.

Главы Казахстана и Сирии заложили камень под строительство мавзолея аль-Фараби. Спустя ровно 13 месяцев, 21 ноября 2008 года, парламент Казахстана соглашение ратифицировал, приняв соответствующий закон. Работы начались.

Надпись у надгробья Бейбарса высечена на арабском и казахском

На снимках: внешние стены мавзолея Бейбарса до и после реставрации.

В большом деле неизбежны сложности. Возникли они и здесь.

Г-н Дерех рассказывает, что в Дамаске есть совет старейшин: его члены представляют аристократическую элиту города, корни их родословных уходят в глубь веков. Когда градостроительные проекты касаются истории, последнее слово остается за этими «агашками»: они имеют моральный императив.

На снимках: купол мавзолея Бейбарса над усыпальницей до и после реставрации.

- И с ними, - говорит Самир, - пришлось «повоевать». Особенно по Бейбарсу (см. презентацию мавзолея). В своде купола были круглые окна, которые я предложил оформить как шаныраки. Старейшины вначале были категорически против такого решения, но, в конце концов, мне удалось убедить их.

На снимках: интерьер усыпальницы во время и после реставрации; на правом снимке видны «окна-шаныраки».

Кроме того, одна из сильнейших диаспор в Дамаске, живущая там сотни лет, – черкесская. Ее представители занимают важные государственные посты. И они были против активного участия Казахстана в реставрации мавзолея Бейбарса: мол, он наш, черкес.

На снимках: меблировка помещений библиотеки Бейбарса.

Но к тому времени было решение сирийского президента, поезд уже пошел, и остановить его было трудно.

На снимке: мозаика в интерьере мавзолея.

За 740 лет мавзолей и библиотека обветшали, им требовалась серьезная реновация. В Дамаск приехала группа казахстанских архитекторов, художников по мозаике, декораторов, оформителей, реставраторов, в том числе книжных: здесь хранилось 72 тысячи фолиантов, давно просивших «ремонта».

На снимке: внутренний двор мавзолея в процессе реставрации.

Сегодня надписи у надгробий султана и его сына высечены в камне на арабском и казахском языках.

На снимке: вид надгробий Султана Аз-Захира Бейбарса и его сына Султана Ас-Саида Берке-хана до и после реставрации.

Хозяин этого объекта – министерство культуры Сирии. Здесь вклад Казахстана рассматривался как дар нашей страны.

На снимке: входная дверь в усыпальницу Бейбарса и его сына; на правом снимке памятная надпись на казахском языке.

Во сколько обошелся Казахстану центр Аль-Фараби

Если мавзолей нуждался в реконструкции, то центр Аль-Фараби надо было строить с нуля. Могила философа находилась у самой границы древнего некрополя «Аль аль-Бейт» и упиралась в стены жилых домов.

На снимке: так выглядела могила Аль-Фараби до реставрации.

По соглашению сирийская сторона отвела под строительство центра 0,22 гектара земли, прилегающей к северо-восточной части кладбища, и обязалась снести находившиеся там жилые строения в двухнедельный срок после выплаты компенсации их владельцам, а затем в течение месяца за свой счет подвести инфраструктуру: электричество, водоснабжение, канализацию, телефонные линии. Словом, полностью подготовить стройплощадку.

На снимке: общий вид на некрополь «Аль аль-Бейт» до начала строительства центра Аль-Фараби.

Казахстан выделил из бюджета на создание центра аль-Фараби в рамках госпрограммы «Культурное наследие» 1 млрд 512 млн тенге. В том числе – 301 млн тенге на компенсацию за снос 48 домов. И 123 млн тенге – на создание музейной экспозиции. Эти данные приведены в презентации, подготовленной Министерством культуры и информации РК.

На снимке: участок под строительство центра после сноса ветхих строений.

Казахстан не просто выплатил компенсацию собственникам жилья и земли, а купил им современные квартиры в других районах Дамаска.

На снимке: устройство анкерных креплений и изоляция подпорных стен котлована под центр.

Немного арифметики. В 2007-м, когда подписывалось соглашение, среднегодовой валютный курс составлял 122,55 тенге/$1, в 2008 году, когда оно было ратифицировано, – 120,30. Иначе говоря, жители Дамаска получили за свои хибары от казахстанского правительства в среднем по $50 тыс.

На снимке: установка арматурных каркасов и опалубки под заливку колонн.

На снимке: надгробье Аль-Фараби после реставрации.

Генподрядчиком возведения объекта определили РГП «Казрестраврация», субподрядчиком выступила сирийская строительная компания. Группа проектировщиков стала совместной.

На снимках: вид на центр и мавзолей Аль-Фараби с разных точек.

Весной 2012 года работы были закончены. Этнокультурный центр и мавзолей Аль-Фараби вышли на загляденье.

На снимках: меблировка VIP-зала.

Комплекс представляет из себя трехэтажное здание с двумя полуподвальными этажами общей площадью 5,6 тыс. кв. м. В нем есть мечеть, зиратхана с усыпальницей Аль-Фараби, три экспозиционных зала - «Независимый Казахстан», «Аль-Фараби», «Отрар», офисы и учебные классы, библиотека, шесть помещений для гостей и паломников, столовая на 75 мест, паркинг на 30 авто.

На снимках: зал Независимости Республики Казахстан.

Спрашиваю Самира, что из себя представляет музейная экспозиция центра.

- Сирийского там ничего нет - только казахстанское: музыкальные инструменты, национальные костюмы, предметы быта, документы, есть кабинет президента. Фактически это музей Астаны, - отвечает он.

На снимках: зал «Отрар».

Снова обратимся к расчетам. После вычета компенсаций и расходов на музейную экспозицию собственно на строительство осталось 1 млрд 88 млн тенге. В 2009 году в Казахстане прошла девальвация, и к 2012-му среднегодовой курс подрос уже до 149,11 тенге/$1. Итого в долларовом выражении сооружение комплекса обошлось нашей республике в сумму от $7,25 млн (по курсу 2012 года) до $9 млн (по курсу 2008 года). Цена одного «квадрата» - $1300-1600 не просто в чистовой, а в очень дорогой отделке и с обстановкой. В те же самые годы в алматинских бизнес-центрах стоимость квадратного метра на пике доходила до $5000.

На снимках: зал «Аль-Фараби».

Прошу г-на Дереха объяснить баснословную, по казахстанским меркам, дешевизну строительства.

- Не только вы - все удивились, как за такие маленькие деньги можно было построить такое солидное здание, - говорит он. - Не хочу хвалить себя в этом деле, но я опирался на поддержку президента Сирии и жестко контролировал все работы – чтобы ни одна копейка налево не ушла. Старались экономить. Скажем, когда заказывали мебель ручной работы, мэр Дамаска лично звонил в мастерскую и просил не ломить цену, а сделать по себестоимости.

На снимках: виды на центр аль-Фараби с высоты птичьего полета.

Вот так, совершенно случайно и на сопоставлении, мне представились масштабы коррупционной составляющей в строительной сфере Казахстана. Она «разогревает» смету не на проценты, а в разы! Можно только повздыхать о том, какими доступными могли быть у нас жилье и офисы, если бы не воровство, распилы и откаты.

Построить построили, но в эксплуатацию не ввели

В межправительственном соглашении статья 6 гласит: «По окончании строительных и реставрационных работ совместная комиссия принимает выполненные работы согласно акту приема-передачи и передает объект (имеется в виду мавзолей Бейбарса. – Ред.) Сирийской стороне.

По завершении строительства стороны принимают дополнительное Соглашение о функционировании историко-культурного центра Аль-Фараби».

В мае 2012 года общестроительные работы были завершены. Но подписать акт их приема-передачи и ввести комплекс Аль-Фараби в эксплуатацию тогда не успели: в конце того года в Сирии начались боевые действия.

Ситуация зависла.

На снимке: министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед издал приказ о создании комиссии по приему-передаче выполненных работ спустя полтора года после их окончания.

25 декабря 2013-го министр культуры и информации Мухтар КУЛ-МУХАММЕД издает приказ «О создании совместной казахстанско-сирийской комиссии по приему-передаче выполненных работ историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в городе Дамаске (Сирийская Арабская Республика)».

Комиссию возглавил вице-министр культуры и информации Аскар БУРИБАЕВ (ныне гендиректор и худрук ГАТОБ им. Абая). Его заместителем назначен директор департамента культуры министерства Тлеугали КИШКАШБАЕВ (ныне директор музея искусств им. Кастеева). С казахстанской стороны в ней еще 11 человек, с сирийской – трое, в том числе г-н Дерех.

Комиссии надлежит «обеспечить принятие выполненных работ» и «обеспечить разработку проекта Соглашения о функционировании центра». То есть определить задачу и судьбу объекта в будущем и передать его на чей-нибудь баланс.

Читайте также
Досым Сатпаев: Это не наша война

Цена вопроса – один той

С тех пор в центре находятся только три охранника на зарплате 250 евро в месяц и ответственный работник – профессор-историк СУЛЕЙМАН из университета Дамаска с окладом 150 евро, который следит за экспозицией.

Когда в Сирии уже началась стрельба, «Казреставрация» оплачивала работу охраны и профессора из своего бюджета, хотя объект не был ни на ее балансе, ни вообще на чьем-либо. Оплачивала до тех пор, пока не поменяли директора РГП Ханата ТУЯКБАЕВА, роль которого в реставрации мавзолея и строительстве центра г-н Дерех отметил особенно. А в середине 2016 года платить охранникам перестали. Но люди по привычке продолжают ходить на работу. Уже полтора года – бесплатно. Хотя всё это время им обещают. А центр Аль-Фараби стоит бесхозным. Фактически брошенным Казахстаном на произвол судьбы.

Осенью этого года Самир Дерех и его единомышленник Сапар ИСКАКОВ, руководитель благотворительного фонда имени Аль-Фараби и Султана Бейбарса, предприняли еще одну попытку «достучаться до небес». И направили министру культуры и спорта РК письмо с настоятельной просьбой погасить задолженность охранникам и ответственному лицу: «иначе они могут оставить особо важный для Казахстана объект».

Подсчитываем с Самиром, сколько правительство РК задолжало за охрану центра аль-Фараби за 18 месяцев. 7200 евро. По курсу – 2,8 млн тенге. Цена среднего, без изысков, тоя на 500 человек. По карману любому районному акиму.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Молчат ли музы, когда говорят пушки

- Г-н Дерех, в нашем разговоре мы почти не упоминаем один фактор. Он называется война, которая идет в Сирии уже пять лет. Кстати, мавзолей Бейбарса и центр Аль-Фараби не пострадали в ходе боевых действий?

- Это святые места. Для всех. Они не принадлежат ни правительству, ни оппозиции.

- Но были же бомбежки, обстрелы.

- Российское посольство обстреливали с окраин Дамаска. Оно находилось дальше центра Аль-Фараби, до которого было всего 3-4 километра, но центр не тронули. Хотя вооруженная оппозиция могла камня на камне от него не оставить.

- Скажите, а сирийцам есть дело до комплекса именно сейчас, когда у них самих проблем выше крыши? Мы с вами говорим так, будто война закончилась и пришла пора приступить к мирным делам. Но она же не закончилась. Время ли сегодня заниматься культурой в воюющей стране? Ведь когда говорят пушки, музы молчат.

- Надо знать, что такое Сирия. Не первый раз в истории эта многострадальная земля становится ареной столкновения противоборствующих сил из разных концов мира. Но культура здесь никогда не прерывалась. Если вы сегодня попадете в Дамаск, то увидите там даже балет. К тому же 7-миллионная сирийская столица, в отличие от Алеппо, не сильно пострадала от бомбежек, разве что на окраинах.

- Охрана в центре Аль-Фараби вооруженная?

- Нет.

- А не было попыток мародерства за эти годы?

- Это Дамаск, - Самир несколько раз повторяет название города, словно одно звучание слова должно мне всё объяснить. - Здесь чтут культуру. Варварство, которое творилось во время войны, - дело рук не сирийцев, а иностранцев.

Читайте также
Ермек Турсунов: Настало время крысиных волков

Такие люди – и без охраны?

13 декабря Сапару Искакову пришел ответ. Но не от Арыстанбека Мухамедиулы, а от его заместителя Актоты РАИМКУЛОВОЙ.

«По завершении строительства центра Министерство неоднократно инициировало вопрос принятия выполненных работ, - пишет вице-министр. – Однако ввиду того, что в Сирии было введено военное положение, Министерством иностранных дел РК было порекомендовано приостановить это действие до наступления спокойной обстановки. Однако, когда военное положение в Сирии затянулось, Министерство предложило сирийской стороне принять объем выполненных работ без выезда на место, на что был получен от сирийской стороны положительный отклик, и в 2013 году был подписан акт приема-передачи по обоюдному согласию».

Значит, работы четыре года назад всё-таки приняли, пусть и «заочно», дистанционно. Но до ввода в эксплуатацию дело так и не дошло.

По поводу долгов охране Актоты Рахматуллаевна сообщает следующее:

«Несмотря на подписание двустороннего акта, казахстанская сторона еще долгое время поддерживала охрану здания, произведя 4 лицам сирийской стороны оплату за работу за счет средств РГП «Казреставрация».

В настоящее время вопрос находится на контроле Администрации Президента Республики Казахстан (АП РК), и, согласно ее поручению, Министерство совместно с Министерством иностранных дел РК ведет работу в данном направлении».

Сквозь чиновничьи словеса пробиться к смыслу порой бывает непросто. Что означает это «несмотря на»? Минкультспорта считает, что содержать охрану центра должны сами сирийцы? Но г-н Дерех сказал, что «ничего сирийского там нет» - это полностью казахстанский объект. В комплексе всё принадлежит нашей стране. Кроме земли, на которой стоит центр, и праха Аль-Фараби.

И какой именно вопрос находится на контроле АП – грошовые зарплаты секьюрити?

Одно в ответе замминистра несомненно: фраза «ведется работа в данном направлении» подразумевает, что результата скоро не жди.

Читайте также
Ермек Турсунов: По следам мамлюков

Для чего четыре года строили центр?

- Г-н Дерех, какими вы видите пути решения этой проблемы?

- Вопрос оплаты – конечно, мелочь. Я сегодня могу позвонить знакомым бизнесменам, и они решат проблему. Но это же позор! Ведь дело не в этих деньгах. А в том, что президент Казахстана в 2007 году поехал в Дамаск не столько для развития экономических отношений с Сирией, не для совместных политических заявлений – а главным образом для того, чтобы расставить все точки над «i» в вопросе о том, что в истории казахов были такие великие люди, как Аль-Фараби и Бейбарс. И подтвердить этот факт «материальной памятью» - реставрацией мавзолея и библиотеки Мамлюка и созданием центра «Второго учителя» как историко-культурного объекта мирового значения.

Мы четыре года строили центр. Для чего? Чтобы потом сказать ему «до свиданья»? Мое предложение такое: идти на прямые межгосударственные переговоры с Сирией и обсуждать дальнейшую судьбу этого объекта. Мое мнение – это должен быть именно казахстанский культурный центр Аль-Фараби, где необходимо государственное присутствие, как в любом культурном центре во всем мире.

Зачем он нужен? В Казахстане, на территории которого родился музыкант и философ, ничего не знают о том, что он писал. И ученые страны могли бы приезжать сюда, изучать его труды, переводить их на казахский и русский.

Для распространения позитивного бренда Казахстана в мире надо не приглашать зарубежных звезд, а, например, провести международный Год Аль-Фараби, увязав воедино два имени – государства и философа.

У казахов есть понятие шырақшы – смотритель могил. Людям, которые приходят почтить память похороненного человека, прочитать намаз, он рассказывает, кем тот был и чем славен. Когда вокруг усыпальницы Аль-Фараби построили комплекс, там, по идее, должен был быть такой шырақшы. По крайней мере, присутствие Казахстана в том или ином виде выполняло бы функцию смотрителя за святым местом.

Вторая задача центра – просветительская. В Казахстане имя Аль-Фараби увековечено в названии улиц, главного университета, его изображение было запечатлено на первой банкноте национальной валюты. А его самого здесь не знают. Прежде всего, Аль-Фараби нужно изучать самим казахстанцам, - считает г-н Дерех.

Читайте также
Султан Бейбарс - раб, ставший царём

Свято место пусто не бывает

Письмо Актоты Раимкуловой заканчивается двумя загадочными абзацами:

«Согласно поручению АП РК, в данное время Почетный консул Республики Казахстан в Сирии Саиб Нахас ведет работу с заинтересованными государственными органами Сирии на предмет принятия объекта сирийской стороной.

В этой связи надеемся на положительный результат переговоров и, в случае обратного эффекта работы, Министерством будут рассмотрены иные пути решения вопроса».

Как это понимать – «ведет работу… на предмет принятия объекта сирийской стороной»? Казахстан хочет избавиться от центра Аль-Фараби и передать его Сирии? Похоже, г-н Дерех толкует эти слова однозначно:

- Я не понимаю, как замминистра может так думать, что нам не нужен этот центр. С министерством говоришь - как со стенкой.

Ситуация выруливается интересная. Когда всё сделали – дом построили, мебель занесли, ковры постелили, - забыли врезать замок, оставили дверь открытой, отключили сигнализацию, не платят охране и не хотят въезжать. Как-то очень по-нашему получилось.

Конечно, политическая обстановка в Сирии и после объявленного президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ вывода российских войск остается сложной. И нынешняя осмотрительность Казахстана во внешнеполитических контактах разумна. Тем более что Астана – один из важных посредников в процессе мирного урегулирования военного конфликта.

Но в данном случае речь ведь идет не о поставках вооружений, не о финансировании сирийского правительства, даже не об экономических проектах – а об усыпальнице человека, существующего вне политики, наций, государственных границ и времени, заботу о которой Казахстан взял на себя и построил вокруг нее центр, имеющий потенциал историко-культурного объекта мирового значения. А теперь «включает заднюю».

Свято место пусто не бывает. Если Казахстан будет продолжать «да» и «нет» не говорить», то есть тянуть с решением о статусе комплекса, в мавзолей Бейбарса и центр Аль-Фараби придет кто-нибудь другой. И надписи там появятся на ином языке – уже не на казахском. Желающих «приватизировать» философа и повелителя Востока в качестве своих предшественников - достаточно.

Просто гордиться обстоятельством, что мыслитель и воитель родились «на территории современного Казахстана», суть тщеславие, не больше: какая в факте их рождения много веков назад заслуга живущих сегодня?

Но считать великих людей «сыновьями своего народа» по праву могут лишь те их потомки, кто не на словах, а на деле бережно хранит память о легендарных предках.

Выбор тяжелый, кто спорит. Но его нужно делать. Аль-Фараби и Мамлюк ждут.

Фото: из архива Самира Дереха, zaleskiy.com, voxpopuli.kz, kazpravda.kz, altai.kz.

Загрузка...
Иван 2017-12-25 15:12:43
4
Нормальная такая, многовекторная...
Маке 2017-12-25 15:17:22
21
Очередная ярмарка тщеславия! Показуха! Какой смысл было превращать могилу великого учёного в 3-х уровневый музей? Можно было сделать приличный мазар меньшего размера, установить памятную доску и все проблемы. А теперь этот никому не нужный комплекс простаивает пустым и все от него отбрыкиваются. Ситуация очень сильно похожа на алматинские трамплины и некоторые другие спорткомплексы, построенные к Азиаде и Универсиаде.
Павел 2017-12-25 15:18:14
25
Просто гордиться обстоятельством, что мыслитель и воитель родились «на территории современного Казахстана», суть тщеславие, не больше: какая в факте их рождения много веков назад заслуга живущих сегодня? Как сильно и правильно сказано!!!
Тэтяна 2017-12-25 16:38:25
13
Родился человек на земле, на которой потом, сменяя друг друга жили разные племена и народности, через века на ней живем теперь мы, называющие себя казахами.... Его наследие принадлежит нам не больше той степени, в какой оно принадлежит всему миру. И этот грандиозный центр с нашими символами рядом с его могилой кажется безрассудным проектом.
Миша 2017-12-25 17:23:53
-7
"Просто гордиться обстоятельством, что великий поэт Пушкин родился "на территории современной России", суть тщеславие, не больше: какая в факте его рождения много веков назад заслуга живущих сегодня?" Павлу - так нормально? По моему тоже красиво звучит!
гость 2017-12-25 17:33:00
7
Верующий мусульманин Аль-Фараби еще в 10 веке в своих трудах камня на камне не оставил от ортодоксальных трактовок ислама. Его имя до сих пор сегодня полощется клериками в мечетях, в т.ч. и в наших.
Legolas 2017-12-25 18:25:22
5
Вадим, респект за статью!!! По ходу чтения у меня возникали некоторые вопросы на которые тут же были ответы! Это бывает редко, даже не знаю что комментировать...))) p/s: Китайцы говорят: "Ключ к успеху в мелочах", но я не думаю, что именно в этом случае обе стороны должны опускаться до них...
Legolas 2017-12-25 18:30:56
11
Лучше бы те народы, которые оспаривают право родства с Великими предками, старались бы быть похожими на них... и объединили бы свои усилия, усопшие были бы только рады!
Жебе 2017-12-25 18:56:15
-1
Пророк Мохаммед (с.а.с.)сказал: Уничтожайте идолы, сравните могилы.
Нуреке 2017-12-25 21:32:10
2
Бадеке рахмет!
адвокат Аслана Джакупова на суде по делу Куандыка Бишимбаева
-Джакупов не создавал схемы и даже не принимал участия в ее создании… Он не определял проценты взяток, причитающиеся каждому из подсудимых, не определял свою и чью-то долю. Во всех трех эпизодах просто брал то, что ему приносили Дельрух Анарбай и Бауыржан Айтимбетов, и никогда не задавал лишних вопросов. Просто Джакупов поддался соблазну, не смог устоять перед заманчивым предложением (…) Статья 65 Уголовного кодекса РК даёт мне право просить вас освободить Аслана Джакупова из зала суда из-под стражи.
Байбек сохранит интригу до июля
Определены примерные сроки общественных слушаний по проекту строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Тебя, как рыбу, к пиву подают...
В какой еще стране невеста разливает гостям спиртные напитки прямо со своей юбки?
СИЗОфрения
«Испанского сапога» и китайской пытки: по капле воды каждые несколько секунд сверху на обритую голову - в казахстанских СИЗО нет. А что есть?
У нас «КазМунайгаз», а у вас?
Национальная компания - драйвер роста или черная дыра
Тимур Кулибаев продолжит работать на Россию
Большинство других членов совета директоров «Газпрома»  – либо выходцы из спецслужб, либо личные друзья Владимира Путина
Счастье есть - ума не надо
Дикость и глупость происходящего вокруг многим нашим гражданам представляются вершинами прогресса и мудрости
Очко за позу
Кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов – о противниках строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Данияр Акишев долго не продержится
Цена свободного тенге: поддержка Национальным банком стабильности национальной валюты слишком дорого обходится стране
Судебный исполнитель – вооружен и очень опасен?
Член президиума НПП «Атамекен» настаивал на публикации пресс-релиза о том, как частный cудоисполнитель возил по стране десятки людей с оружием в руках
«Зеленых человечков» хотят легализовать
Нужен ли Казахстану закон о частной военно-охранной деятельности?
"Прямолинейный чувак" Бозумбаев желает новый НПЗ
Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
Какую премию получил зять Кайрата Мами?
Всего топ-менеджерам всех национальных компаний по итогам 2016 года было выписано вознаграждений на сумму 3,8 млрд тенге
Фактор беспокойства для Наиля Нурова
Как подставился директор ТОО «Almaty Mountain Resorts», курирующий проект строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау»
Вялый Сапарбаев против бойких журналистов
Политическим госслужащим, видимо, тоже надо проводить аттестацию на знание законов
Плетенье чепухи: Мафию и коррупцию истребить на корню невозможно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Bek Air справился с нештатной ситуацией в небе
Воздушное судно вернётся в Алматы, проведет ремонтные работы, а из Тараза пассажиров отправят резервным бортом
Почему в Казахстан не едут туристы
Заслуженный деятель туризма РК Дагмар Шрайбер – о туристском рынке в Казахстане и о судьбе урочища Кокжайлау
Смотреть всем
Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.