От чего нам придется отказаться при вступлении во Всемирную торговую организацию
В понедельник вновь избранный президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил, что до конца года мы можем вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). На наши вопросы о том, что нам даст членство в ВТО, и какие могут быть последствия, ответил экономист Галим ХУСАИНОВ.
- Ожидается, что в этом году Казахстан вступит в ВТО. Что это даст экономике в целом и потребителям в частности?
- Для потребителей, естественно, будет плюсом, что для Казахстана открывается возможность импортировать по оговоренным тарифным ставкам из стран-участниц ВТО не только товары, но и услуги. Минус в том, что наша промышленность должна будет конкурировать теперь не только в рамках ЕАЭС с российской промышленностью, но и с иностранными партнерами. В данном случае не будет возможности защищать наших производителей за счет таможенных тарифов. Нужно понимать, что на сегодняшний момент у нас нет такой большой промышленности, чтобы Казахстан мог бы конкурировать с европейскими или другими странами. Вступление в ВТО позволит нам на региональном уровне конкурировать с российскими товарами – это тоже плюс. Другими словами, мы можем быть плацдармом для европейской продукции, которая потом будет конкурировать с российскими товарами.
- Как это соотносится с санкциями, которые сейчас объявили России и объявлены Россией?
- Если мы вступим в ВТО, то для нас это будет хорошо, потому что сейчас российский рынок для европейских стран закрыт. Однако товар, который переработан на территории Казахстана, уже не является европейским и может без проблем экспортироваться в Россию. То есть возможен обход санкций.
- Когда мы вступали в Таможенный союз и в Евразийский экономический союз, предполагалось, что мы введем какие-то ограничительные протекционистские барьеры по тем же автомобилям и прочим позициям. Россия это делала, чтобы защитить свой автопром. Не будет ли конфликта интересов с тем, что мы вступим в ВТО, оставаясь при этом членами Таможенного союза? Нам ведь по правилам ВТО придется удалить все таможенные барьеры.
- По правилам ВТО существует переходный период, то есть по многим товарным продукциям дается время на выравнивание тарифов. Россия снизила таможенную пошлину на ввозные автомобили из Европы, но ввела такое понятие, как утилизационный сбор и тем самым все равно оставила протекционистский барьер для импортных автомобилей. В принципе, вступление в ВТО нам все равно поможет уйти от России в части импорта и пошлин и иметь некую альтернативу для того, чтобы не было российской экспансии по товарам и услугам.
- Другими словами, конфликт интересов будет?
- Естественно, будет. Вопрос - в каком масштабе и как он будет разрешаться.
- Предполагает ли вступление в ВТО свободное перемещение рабочей силы? Китай – член ВТО, а сейчас мы ограничиваем въезд китайцев квотами на ввоз рабочей силы. При вступлении в ВТО не грозит ли нам массовая экспансия дешевой рабочей силы из Китая?
- Я не уверен насчет рабочей силы, я не изучал этот вопрос, но, по-моему, свободное перемещение рабочей силы на ВТО не распространяется, а распространяется на услуги. То есть китайские компании могут оказывать здесь услуги как члены ВТО без соответствующих разрешений, или движение капитала тоже возможно, страховой рынок, но непосредственно на рабочую силу, по-моему, все равно нужно будет получать разрешение.
- Испытание Таможенным союзом мы практически не выдержали, из-за девальвации в России из Казахстана произошел отток миллиардов долларов. В случае членства в ВТО не похоронит ли окончательно конкуренция наш малый и средний бизнес?
- Я так не думаю. Малый и средний бизнес у нас в основном представлен услугами. Импортировать услугу, например, из Европы нет смысла, потому что очень дорого. Больше всего может пострадать наша пищевая промышленность, но нужно понимать, что все наши соседи являются членами ВТО - Китай, Россия, Кыргызстан, Россия уже в ЕАС. Хоть мы и не являемся членами ВТО, но де-факто мы уже в ВТО, потому что наши основные партнеры там. Они без проблем могут перевозить любой товар через границу. И в этом плане нам бояться вообще абсолютно нечего.
- Насколько мы сейчас готовы к вступлению в ВТО?
- Здесь все зависит от защиты наших позиций. Если мы не сможем договориться по тем спорным вопросам, которые мы сейчас лоббируем в рамках ВТО, то это может удлинить процесс вхождения. А если мы быстро согласуем или, например, отойдем от своих позиций, согласившись на предложения партнеров, то можем вступить очень быстро. То есть все зависит от нас и от того, насколько мы будем сговорчивы. Самая большая проблема у Казахстана – это сельское хозяйство, потому что по правилам ВТО есть ограничение по субсидированию производителей товаров сельского хозяйства. В Казахстане сейчас предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке сельского хозяйства, а по правилам ВТО члены этой организации не должны это делать. Если мы вступим в ВТО, то государство не сможет в таком объеме поддерживать сельское хозяйство, и наши фермеры должны будут конкурировать с европейскими товаропроизводителями, где производительность труда гораздо выше, что может совершенно негативно отразиться на нашем аграрном секторе. Это один из ключевых пунктов, из-за которого так затянулось вступление в ВТО. Мы не могли договориться по срокам переходного периода - сколько лет нам надо, чтобы наше сельское хозяйство подросло и смогло стать конкурентоспособным. Это будет ключевой вопрос.
Кроме спорного вопроса с субсидированием сельского хозяйства, есть еще одна проблема. Если я не ошибаюсь, речь идет о требовании определенного уровня казахстанского содержания в государственных закупках и закупках недропользователей. У нас все недропользователи должны закупать не менее 20-50 процентов товаров и услуг у местных производителей. По правилам ВТО такие ограничения по конкуренции запрещены. Сможем ли мы сохранить эту норму и на какой период – это вопрос переговоров, но в любом случае, в будущем нам придется отказаться от этого. Наибольший потребитель отечественных товаров – недропользователи, и если мы уступим этот момент, то ситуация у нас может быть достаточно сложной.