Қаз   Рус

Влюбленный в Алма-Ату Сергей Калмыков

1290 просмотров
3
Анатолий ЧЕРНОУСОВ
Понедельник, 15 Мая 2017, 14:00

Великий, наивный и совершенный – так говорил о себе алматинский художник, выставка работ которого открылась в Музее искусств им. Кастеева 12 мая

Читайте также
Айдар Баталов: Кинопрокатчикам все равно на казахстанское кино

На вернисаже состоялась презентация первого полного каталога работ художника, находящихся в музее.

Сергей КАЛМЫКОВ – алматинская легенда. Человек, чья судьба сочетает в себе очень противоречивые факты.

Чудак и эксцентрик, он почти всю жизнь проработал художником сцены в алматинском театре ГАТОБ, где был уважаем и любим.

Периодически попадал в психиатрическую клинику, но одним из первых ценителей и коллекционеров его искусства стал известный казахстанский психиатр Маркс ГОНОПОЛЬСКИЙ.

Был невероятно продуктивен, казалось - писал без остановки, но его творчество изучается математиками и физиками, которые утверждают, что видят в его работах точные расчеты и сложные теории пространства и времени.

Городской сумасшедший, малопонятный при жизни, но после его смерти алматинцы, которые помнят Сергея Ивановича, говорят, что Алматы без Калмыкова был бы совсем другим городом.

и человек в раскрашенном пальто
которому твердят не то не то
сними
не с ними ты
а с нами

М. Вильковиская, 2008 г., Алматы

Читайте также
Ермек Турсунов: Американская комедия. Часть 1

Монстры и пуанты

Коллекция Кастеевки – самое крупное собрание работ Калмыкова: ровно 1110 работ. Анжелика Руслановна АКИЛБЕКОВА, заместитель директора музея по внешним связям и выставочной деятельности, курирующая выставку, признается, что некоторые работы сама видит впервые, хотя работает в музее 20 лет.

Выставка включает 300 работ, созданных в разных стилях.

Творчество Калмыкова сложно периодизировать, оно проще поддается классификации по своеобразным жанрам: пейзажи, портреты, балерины, сценография, пуантилизм, фантастика, монстры и т.д.

Это разделение тоже весьма условно. Музейщики решили порадовать алматинцев и гостей культурной столицы и достали из запасников не только всеми любимые и широко растиражированные в интернете работы, но и такие картины, которые никогда еще не видели света выставочных залов. В основном неизвестные широкой публике работы – это графика.

А, как известно, графику можно выставлять не чаще 1 раза в 8 лет, иначе она начинает портиться. Так что увидеть работы Калмыкова в таком собрании возможно будет не ранее, чем в 2025 году. Торопитесь – выставка продлится два месяца.

Калмыков как часть культурного наследия

«К – каталог» - так вполне могла начинаться запись в алфавитной записной книжке, которую вел Сергей Калмыков. Он заносил в эту книжку разрозненные мысли, категоризируя их по первой букве первого слова – необычно, впрочем, как и все, что делал художник.

Долгое время музей не мог издать полный каталог коллекции. Причина банальна – не было денег. Хотя и работы доступны, и искусствоведческие тексты давно написаны, даже три  фильма о художнике сняты, сыном самого первого коллекционера Игорем Марксовичем ГОНОПОЛЬСКИМ, но денег нет, а значит, нет возможности сделать очень важную работу – выпустить каталог.

К счастью, нашлись меценаты, и книга увидела свет сегодня - в год пятидесятилетия со дня смерти художника. Безусловно, есть и другие каталоги, но все они либо рассказывают лишь небольшой части коллекции Кастеевки, либо описывают частные коллекции работ Калмыкова.

Поэтому выпуск полного каталога – это победа. Не безоговорочная, поскольку работы художника еще таят в себе множество секретов, но очень важная, позволяющая сказать, что теперь алматинский художник стал частью культурного наследия РК, хотя официально получил этот статус еще в 2005 году.

Читайте также
Наш любимый Алматы

«Это я вышел на улицу»

Сергей Иванович Калмыков умер 27 апреля 1967 года, а последняя по времени работа в коллекции Кастеевки датирована самим художником 2 февраля 1967 года. Это автопортрет, графика. В других коллекциях в ближнем и дальнем зарубежье (Калмыков нынче один из самых дорогих художников Казахстана) существуют и более поздние работы – художник работал до самой смерти.

Однако некоторое время после кончины художника его квартира в 3-м микрорайоне стояла открытой, так что, когда тогдашнему директору музея Любови Георгиевне ПЛАХОТНОЙ удалось добиться опечатывания квартиры, часть наследия художника уже успела «разбежаться» по рукам.

С именем Плахотной вообще связана большая работа по сохранению и продвижению искусства алматинского художника.

По словам искусствоведа Валентины Станиславовны БУЧИНСКОЙ (на снимке), посвятившей жизнь изучению Калмыкова, Плахотная пошла на огромный риск, взяв на хранение более 1000 работ тогда еще малоизвестного местечкового художника.

Читайте также
Переворот по-казахски можно совершить без жертв   

Более того, она занялась, как бы сейчас сказали, активным пиаром Калмыкова: рассылала его работы в различные музеи страны, благодаря чему картины Сергея Ивановича можно встретить в Павлодаре, Пушкинском музее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Есть коллекция работ Калмыкова и в Оренбурге - это одно из самых старых собраний, поскольку там собраны работы оренбургского периода – до приезда в наш город.

Когда Калмыков появлялся на улице, вокруг него происходило легкое замешательство. Движение затормаживалось. Люди останавливались и смотрели. Мимо них проплывало что-то совершенно необычайное: что-то красное, желтое, зеленое, синее — все в лампасах, махрах и лентах.

Калмыков сам конструировал свои одеяния и следил, чтобы они были совершенно ни на что не похожи. У него на этот счет была своя теория.

«Вот представьте-ка себе, — объяснял он, — из глубины вселенной смотрит миллион глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса — и вдруг как выстрел — яркое красочное пятно! Это я вышел на улицу».

Ю. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»

«Неприятная бездарная мазня»

Город не сразу полюбил художника. Юрий ДОМБРОВСКИЙ в своем знаменитом романе «Факультет ненужных вещей» пишет, что в 1937 году, то есть через два года после приезда Калмыкова в Алматы, журнал «Литературный Казахстан» назвал его работы, выставленные на юбилейной выставке Союза художников, неприятной бездарной мазней.

Но художник, видимо, сразу влюбился в наш город, а потому отвечал на критику любовью, даже страстью. В одной из своих записных книжек он писал: «Никто больше меня не любит рисовать на улице. В этом моя сила! Кругом смотрят, зевают, глазеют, кто во что горазд […] Я ораторствую, огрызаюсь, острю – словом, чувствую себя в своей тарелке, в своей сфере! Здесь нет мне равного!».

Читайте также
Народ надо рисовать!

Кстати, о записных книжках художника. Наименее изученная и почти неизвестная часть наследия Калмыкова – это его записные книжки, рукописные книги и альбомы.

Все это художник изготавливал вручную. 75 томов литературных трудов Калмыкова ждут своего часа в государственных архивах. И, кажется, ждать осталось недолго.

Как сообщил член Общественного фонда «Центр универсальных искусств ORTA» Рустем БЕГЕНОВ, фонд в этом году готовит серию мероприятий в рамках проекта «Калмыков. Возрождение», и публикация книги сочинений художника является частью этого амбициозного проекта, о чем уже имеется предварительная договоренность с Фондом Досыма САТПАЕВА.

Проект, действительно, амбициозный и требует серьезного финансирования, которое ребята в настоящий момент ищут, ведь помимо книги «ORTA» планируют поставить спектакль ко дню рождения художника (6 октября), создать огромную инсталляцию, которая свяжет квартиру Калмыкова в микрорайонах с центром города Алматы – космического города, в котором жил и творил художник.

А сейчас картины художника Калмыкова находятся в Художественной галерее Казахстана […] Если когда-нибудь их выставят, советую: посмотрите, многое вам покажется чудовищным или непонятным, но не осуждайте […] во всех его набросках ест свой смысл, своя идея, только доискаться до них порой не так уж просто.

Ю. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»

Фото: Sasha S-ova.

Загрузка...
Тэтяна 2017-05-15 14:38:14
0
В "Факультете..." - лучшее описание Алма-Аты. Но город так мало вспоминает и пишет о писателе Домбровском. Очень хотелось бы прочитать чьи-то живые воспоминания о нем в нашем городе, пусть в пересказе, пусть на Ратель. И я знаю, кто это может сделать... Это моя просьба, с большим уважением.
член союза 2017-05-15 15:45:06
0
Ну, прямо носятся с ним, как будто нет других художников
Бибигуль 2017-05-18 17:53:19
0
Согласна с Татьяной, город вообще не пишет ни о Юрии Домбровском, ни о Николае Раевском......ценили бы то, что здесь когда-то жили такие люди)))
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Бандитская Караганда: папа все решит
Зачем Кукумбаев давал полицейскому Галиму кататься на своей машине, и как тот решал его проблемы
Уволенного премьером чиновника простил Сауат Мынбаев
Данияр Берлибаев, обвиненный в бензиновом кризисе, вернулся в «КазМунайГаз»
Не борат ты мне!
Казахстан продолжает настойчиво сражаться с давно «вышедшим в тираж» персонажем британского комика
Уход патриарха
Вечером во вторник, 21 ноября, 93-летний президент Зимбабве Роберт Мугабе, не дожидаясь импичмента, подал в отставку
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Контроль и учет как способ построения демократии
Когда наше государство собирается развивать общественную сферу - жди надзора и ограничений
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Как казахи провожали и встречали невесту
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?