Контролирующим органам и журналистам стало проще вычислять нарушителей при проведении тендеров
На снимке: уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
В среду, 3 февраля, бизнес-омбудсмен совместно с НПП "Атамекен" провели онлайн-брифинг о внедрении регулирования "с чистого листа" и минимизации коррупционных рисков в сфере государственных закупок.
- Мы все прекрасно знаем, что 2020 год стал тяжелым испытанием для бизнеса, особенно для малого. COVID-19 остро обнажил и усилил существующие проблемы. Очевидно, что пандемия закончится не скоро. Для бизнеса продолжают действовать запретные и ограничительные меры, связанные с временем, режимом работы и заполняемостью помещений и объектов. Под запретом остаются 10 видов предпринимательской деятельности, ограничены 84 вида. Сегодня карантинные ограничения затрагивают более 520 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса - это 70 тысяч юридических лиц и 450 тысяч индивидуальных предпринимателей. Государство предоставило меры поддержки бизнеса, которые оказали позитивное воздействие в первые месяцы пандемии. Но на сегодняшний день этих мер недостаточно, - отметил во вступительном слове к участникам брифинга уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам ЖУРСУНОВ.
В послании президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил о необходимости изменения регуляторной политики. При этом регулирование "с чистого листа" будет кардинальным и даже в чем-то революционными, отметил спикер.
В первую очередь, планируют провести ревизию всех требований к предпринимателям. Сейчас их насчитывается 13,5 тысяч. И это не считая требований, содержащихся в техрегламентах и СНиП. Затем - ревизию отчетности и разрешительной системы, а также реформу госконтроля. Эту работу планируется проделать за ближайшие три года.
По словам советника председателя правления НПП РК "Атамекен" Ербола УСТЕМИРОВА, уже разрабатывается проект закона по вопросам новой регуляторной политики. В нём планируется ввести ряд норм в Предпринимательский кодекс, касающихся качества регулирования. В том числе будет определен правовой статус Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства, который представляет собой базу данных нормативных правовых актов и нормативных технических документов.
- На фоне значительного улучшения бизнес-климата, мы видим за последние пять лет двукратный рост привлечения предпринимателей к административной ответственности. Каждый третий бизнес подвергся тому или иному административному взысканию. Существенно выросло количество обращений об обжаловании решений и действий госорганов и должностных лиц. Многие требования, предъявляемые к бизнесу, морально устаревшие, абсурдные или дублирующиеся. При этом мы видим, что у бизнеса отсутствуют знания обо всех требованиях, а госорганы каждый год вводят всё новые и новые требования, - пояснил Устемиров.
По его словам, должен действовать простой принцип: нет рисков – нет регулирования. В тех же случаях, когда регулирование необходимо, в первую очередь должна проводиться профилактика, в ходе которой сотрудник госорганов должен проконсультировать предпринимателя без визита на предприятие. Только после этого на предприятие может быть осуществлён профилактический визит или контрольная закупка. Проверка же должна проводиться в крайнем случае. Кроме того, предприниматель вправе рассчитывать на расследование, если нарушение произошло не по его прямой вине. Но главное – все требования должны быть понятными, разумными и рациональными.
Как добавил Рустам Журсунов, до 1 января 2024 каждый госорган доказать необходимость своих требований специальной комиссии:
- Если не доказывает – бизнесмен не привлекается к ответственности. Также, кроме проведения кардинальной ревизии требований сначала по стартовым отраслям, а затем и по всем остальным, у каждого из них будет ограниченный срок действия. Госорганы раз в три-семь лет, в зависимости от значимости, будут приходить и доказывать актуальность своих требований.
Эффект от этого по приблизительным подсчётам будет выражаться в росте активности бизнеса минимум на 10% до 2025 года за счёт сокращения требований примерно наполовину. Плюс ожидается существенное сокращение административных штрафов за счёт исключения абсурдных и неактуальных требований. При этом планируется внедрение полной автоматизации всех инфоинструментов.
Будет рассмотрен и вопрос внедрения рейтинга клиентоориентированности госорганов. Независимая сторона будет давать объективную оценку работе госорганов - доступность информации для бизнеса, состояние сайтов, оказание госуслуг и прочее.
Затем директор ТОО "Центр мониторинга и экспертизы рынка" ДЗО НПП РК "Атамекен" Серикбек ЕЛШИБЕКОВ презентовал портал "Единое окно закупок", который в режиме онлайн собирает информацию обо всех регулируемых государством закупках и предоставляет пользователям аналитические сервисы, помогающие в решении их задач.
Как правильно заметил спикер, если сайт госзакупок – это неочищенный картофель, то портал "Единое окно закупок" - готовое пюре. Надо всего лишь научиться пользоваться его сервисами.
Сам портал начал работать с 2019 года, но тогда он наполнялся информацией и функционалом. В 2020 году он работал в режиме отладки, а в 2021 году готов к полноценному использованию. При этом актуализация данных по предприятиям проводится постоянно. Главное преимущество портала – он позволяет видеть не только отдельные тендеры, но и в автоматическом режиме проводить полный анализ как конкретной госзакупки по всем статистическим параметрам, так и целых регионов по любым позициям.
Особо хочется предупредить ответственных лиц тех государственных организаций, которые пытаются мухлевать на тендерах: завышение цен и попытки подогнать техспецификацию под конкретного поставщика на портале "Единое окно закупок" видны сразу. Ratel.kz имел возможность ознакомиться с инструментами портала и, поверьте, они настолько эффективны, что позволяют вычислять нарушителей без особых усилий.
Более того, с 2020 года с порталом плотно работают сотрудники антикоррупционного ведомства.
- Для сотрудников антикора разработан специальный аналитический дешборд, состоящий из 15 отчетов, который активно использовался сотрудниками в 2020 году. Мы обучили по одному офицеру в каждом регионе. И эта работа приносит ощутимые плоды в виде реальной экономии государственного бюджета. Используя "Единое окно закупок", агентство по противодействию коррупции предотвратило необоснованное завышение цен при планировании государственных закупок в 2020 году более чем на 22,8 млрд тенге. После введения в начале 2020 года положения о закупках в режиме ЧС был разработан отдельный специальный отчет по выявлению рисков нарушений. С его помощью удалось значительно сократить нарушения, связанные с необоснованно завышенными ценами на закуп в режиме ЧС, - отметил Серикбек Елшибеков.
Например, за апрель 2020 года по городу Нур-Султан количество закупок с превышением цен составляло 342 договора, а в конце мая показатель был снижен практически в шесть раз и составил уже 59 договоров. Такая положительная динамика наблюдалась практически во всех регионах страны.
Те, кто имеет доступ к аналитической части портала, видят и медианную цену по каждому виду продукции и услуг, и рейтинг нарушений по регионам, и динамику возможных нарушений, и конкретность закупок.
Например, в 2020 году сумма договоров способом из одного источника в целом по Казахстану составила 385,8 млрд тенге, в том числе с превышением медианной цены на 50,7 млрд. В случае приобретения товаров по медианной цене, сумма экономии бюджетных средств составила бы 23,1 млрд тенге.
По спецпорядку после объявления режима ЧС было закуплено товаров и услуг на 254,7 млрд тенге. Рейтинг показывает регионы с наибольшей долей превышения от медианной цены - Карагандинская область - 21,1%, с наименьшей - в городе Нур-Султане - 6,9%.
Безусловным лидером в самом лучшем смысле за 2020 год стал Наурызбайский район города Алматы: 94,1% своих закупок он проводит конкурентными способами. Это самый высокий показатель по стране. В тоже время в городе Туркестан лишь 6,5% госзакупок находились в 2020 году в конкурентной среде, то есть коррупционные риски там крайне высоки. И рано или поздно организаторам таких госзакупок придётся давать объяснения компетентным органам.
Есть в системе анализ и по министерствам. В качестве примера Серикбек Елшибеков показал анализ по закупкам всех учебных заведений и госучреждений, относящихся к Министерству образования и науки.
- Как мы видим, общая сумма договоров МОН составляет 63,7 млрд тенге, сумма из одного источника - 49,1 млрд тенге. Сумма договоров с нарушениями - 6,7 млрд тенге. Худшие показатели среди учебных заведений имеют "Институт механики и машиноведения им. Жолдасбекова" и "Центр физико-химических методов исследования и анализа", у которых более 92% и 90,6% закупок проведены с рисками нарушений, - отметил Серикбек Елшибеков.
В ТОО "Центр мониторинга и экспертизы рынка" заметили и такую интересную тенденцию: чем меньше бюджетная организация, тем существеннее превышение цен на госзакупках. Выявляются отклонения с превышением цен на 1000 и более процентов!
- С этого года доступ к аналитическому функционалу мы открывает не только сотрудникам антикора и бизнесменам на платной основе, но и ответственным работникам акиматов, которые смогут выявлять нарушения на местах и сразу же принимать необходимые меры. Также мы обучим пользоваться порталом всех желающих работников СМИ, - сказал в завершении брифинга Серикбек Елшибеков.
Так что сотрудникам государственных органов следует более внимательно подходить к формированию конкурсных заявок и подведению итогов тендеров в 2021 году. Все ваши нарушения теперь будут становиться достоянием общественности гораздо чаще, а риски получить выговоры или даже оказаться на скамье подсудимых у вас значительно вырастут. Спрятать тендер в глубинах сайта госзакупок с использованием различных ухищрений уже не получится.