"Водители фур готовятся встречать новогодние праздники на трассе, а брошенные по маршруту вагоны останутся ждать "лучших времен". Сложная ситуация сложилась из-за ограничительных мер со стороны КНР. Усиливаются требования по сохранению безопасности, что ограничивает товарооборот с Казахстаном", - рассказал заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Талгат ТЕМИРХАНОВ.
Он также отметил, что из-за ограничений количество принимаемых соседом транспортных средств резко сократилось. Так, в сутки границу могут пересечь в среднем 20 автотранспортных средств и 500 вагонов. Ранее пропускная способность автотранспорта была 100-150 машин и 900 вагонов в сутки.
"Количество транспорта на границе только увеличивается. Принятые китайской стороной меры повлекли огромные финансовые издержки и срыв договорных обязательств казахстанских предпринимателей перед иностранными контрагентами. НПП "Атамекен" обратилась в правительство с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств для возобновления экспортного грузопотока и увеличения грузоперевозок между странами", - уточнил зампред Нацпалаты.
Талгат Темирханов добавил, что проблема связана и с отсутствием приказов КНР об ограничениях, все ссылаются на устные поручения, что значительно усложняет процесс получения справки о форс-мажоре и ломает принцип планирования перевозки.
9 декабря по обращению национальной палаты "Атамекен" МИД Казахстана организовало совещание с предпринимателями и послом Казахстана в КНР, где представители НПП предложили рассмотреть возможности переноса санитарных мер (обработка и фумигация) на территорию Казахстана.
Казахстанские вагоны застряли на китайской границе
По информации АО "НК "КТЖ" на казахстанской железной дороге скопилось порядка 12 тыс. вагонов с экспортной продукцией – руда, зерно и другие грузы, из которых 8 тыс. уже брошены из-за невозможности пересечь границу, что влечет еще одну проблему – нехватку вагонов.
"Казахстанская железнодорожная администрация неоднократно обращалась в адрес председателя правления ГК "Китайские железные дороги", безуспешно. Учитывая обстоятельства, КТЖ ввел временный запрет с 1 по 10 декабря на погрузку всех грузов назначением на КНР, за исключением грузов в контейнерах и окатышей. При этом Казахстан принимает поезда из КНР оперативно и в полном объеме, что выглядит не совсем справедливо по отношению к нашим экспортерам", - подчеркнул представитель Нацпалаты.
Более того, как сообщили в КТЖ, в декабре китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объеме свыше 26 тыс. вагонов будут приняты только 15 тыс.
Пробка на автопунктах пропуска с КНР
На автомобильном пункте пропуска "Нұр жолы" через электронную очередь заезд в Китай ожидают 600 фур с казахстанской продукцией: подсолнечное масло, маргарин, шерсть. Также 8 тыс. порожних автотранспортных средств для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска "Достык".
В Нацпалате отметили, что меры по стабилизации ситуации на казахстанско-китайской границе должны приниматься на основе равноправия и взаимной выгоды для всех участников рынка, что снимет социально-экономическую напряженность.
Учитывая, что ситуация с решением эпидемиологических проблем и введением ограничительных мер китайской стороной может затянуться на первый квартал 2021 года, отечественные грузоотправители могут потерять китайский рынок для сбыта своей продукции.
Фото: официальный сайт правительства КР.