Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Счастливые и благодатные для природы Казахстана времена неслучайно совпали с “лихими 90-ми”. Население, занятое собственным выживанием, теснилось поближе к городам. Опустели и зачахли дальние отгоны. Отошли в прошлое (или замерли в ожидании будущего) масштабные пикники любителей славно отдохнуть “на лоне”.
Автомобили стали тем, ради чего, собственно, и создавались изначально - средством передвижения. А охота, напротив, превратилась в роскошь, непозволительную для большинства. Словом, природа получила неожиданную передышку и очень необходимый отдых.
В 1990-е природа благоденствовала. С нею можно было общаться один на один. Думаю, что мне уже больше такой возможности не представится. Как и многим другим бескорыстным любителям природы. Чтобы оказаться в одиночестве, достаточно было просто выехать за город и просто свернуть с шоссе в сторону.
Вот тогда-то они и попались мне на глаза в пустыне Сарыесик-Атырау.
Табун убегает в пустыню
Мы с товарищем сбились с пути (эра всепроникающих “жэпээсов” ещё не наступила) и поднялись на ближайший бархан осмотреться. Поднялись на гребень и увидели лошадей! Небольшой табун спускался на водопой к камышам, обрамляющим северный берег Балхаша.
Откуда он тут, в совершено безлюдной пустыне? Неужели тут кто-то живёт?
Лошади заметили нас и неожиданно, вместо того, чтобы, как положено, спокойно пить воду дальше, со всех ног бросились прочь. Слабеющий топот и удаляющееся облачко пыли свидетельствовали о том, что они были ни на шутку перепуганы. Кони боятся людей?
Дикие! Поведение табуна не оставляло сомнений.
Так значит, рассказы о появлении в песках Прибалхашья "диких лошадей", слухи об этом назойливо функционировали среди окрестных жителей - не выдумка? Выходило, что так. К чему в таком случае кавычки? Давайте по порядку.
Лошадь имени Пржевальского
Про длинную палеонтологическую историю лошади на просторах Казахстана написано много. Но не менее интересен вопрос о том, когда последние дикие кони исчезли из нашей природы.
Как известно, последние остатки вольных скакунов, названные в честь обнаружившего их великого исследователя Центральной Азии “лошадьми Пржевальского”, нашли последнее прибежище в самых диких и безлюдных просторах пустынь Монголии и Джунгарии.
А что же Казахстан, границы которого непосредственно примыкали к этому реликтовому ареалу, а его природные условия мало чем от него отличались? Известный исследователь Алтая А. Н. СЕДЕЛЬНИКОВ (уроженец кстати, этих мест) в своё время сообщал, что в долину Чёрного Иртыша забегает дикая лошадь Пржевальского.
Это сообщение, правда, породило в учёной среде немалые сомнения. Сам Седельников наблюдений не проводил, ссылался на расспросы бывалых.
Охота на тарпана
Зато в западной части Казахстана (на левобережье Урала) другая разновидность дикой лошади – тарпан, встречался многим: и РЫЧКОВУ (1762), и ФАЛЬКУ (1824), и ЭВЕРСМАНУ (1866).
Их мясом с удовольствием скоромился бывалый англичанин Антоний ДЖЕНКИНСОН, посланный Иваном Грозным в 1558 году устанавливать торговые пути и разузнавать дороги:
“Король по имени Азим-хан принял меня очень хорошо и предложил мне есть в его присутствии, угощая меня мясом дикой лошади и кобыльим молоком без хлеба”.
Тот же автор транслировал типично охотничий рассказ, слышанный от кого-то из знающих людей, о том, как это мясо достаётся людям:
“Там много диких лошадей, которых татары иногда убивают при помощи своих соколов следующим образом: приучают хватать животное за шею или за голову. Разгорячённое бегом животное утомляется от упорного долбления сокола. Тогда охотник, гоняющийся за своей дичью, убивает лошадь стрелой или мечом”.
Писавший свой знаменитый труд о киргиз-кайсаках уже в XIX веке Алексей ЛЁВШИН также приводит свидетельства об охоте на тарпанов (и куланов последние принадлежат к тому же роду лошадиных, но отнести их к настоящим лошадям можно с некоторой натяжкой), которое и в его время почиталась ещё весьма обычной:
“Киргиз-кайсаки стреляют диких лошадей для пищи и ловят для употребления на перевозку тяжестей. Обучать диких лошадей или делать их ручными почитается киргизами возможным. Ловят их иногда весьма просто - арканами…
Мясо диких лошадей хотя и употребляется киргизами в пищу, но не так вкусно, как мясо домашней лошади. Говорят, будто бы в нём попадается много песку. Кожа дикой лошади употребляется в Бухарии на делание шагринов, а киргизы находят в ней целебную силу и зашивают в неё больных”.
Последняя дичь
…Тарпан не пережил XIX столетия. Официально считается, что он дожил до 1876 года, когда последний экземпляр был убит в Мелитопольском уезде в Аскания-Нова. Это Причерноморье. А на территории Казахстана?
“Как известно, - сообщает авторитетный труд Института зоологии “Звери Казахстана”, - к середине XIX в. в результате чрезмерного преследования этот вид был истреблён полностью”.
Любопытно, что примерно к тому же времени относятся первые сведения Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО о существовании в глубинах Азии другой дикой лошади (той самой, получившей имя неутомимого исследователя). Тогда же были добыты первые экземпляры лошади Пржевальского (на приводимом фото с ценными трофеями - известные братья-путешественники Грум-Гржимайло).
Однако к середине XX века и она перестала встречаться в природе, заняв своё привычное место в зоопарках по всему миру. В Китае начались работы по фермерскому разведению лошадей Пржевальского для последующего расселения их по местам былого обитания.
А позже у нас в Алтын-Эмеле начались очень впечатляющие работы по “рекультивации” подвида и восстановлению поголовья в условиях дикой природы. То, с какой охотой “пржевальцы” освоили и заселили предложенный им регион, говорит о полной его благоприятности для их процветания.
Кентавры без головы
Но вернусь к тому, с чего начал - личной встречи с “дикими лошадьми” в пустыне южного Прибалхашья в конце прошлого столетия. Умчавшиеся вдаль кони, конечно, были не турпаны и не крестники Николая Михайловича. А типичные мустанги – не дикие, а одичавшие лошади, реликты не палеонтологические, а колхозные.
Тот, кто читал книги или хотя бы смотрел советское кино, конечно, знаком с этим названием по самому захватывающему произведению Майн Рида “Всадник без головы”, герой которого – лихой мустангер, охотник-укротитель этих самых мустангов. Лошади, попавшие в безлошадную Америку вместе с испанцами, быстро вспомнили о своей забытой прародине (именно в Новом Свете когда-то проходила важная часть их эволюционирования) и охотно перешли к дикому образу существования в безбрежных прериях Дикого Запада.
И эта способность быстро дичать весьма характерна для одного из самых старых спутников человека. Вот выдержка из универсального справочника Брокгауза-Ефрона:
“Замечательна лёгкость, с которой лошади, предоставленные самим себе, при сколько-нибудь благоприятных условиях возвращаются в дикое состояние и начинают вести образ жизни, ничем не отличающийся от образа жизни диких представителей семейства”.
А вот любопытная цитата из универсального географического справочника “Россия” (XVIII том. Киргизский край.)”:
“… Водятся в степи стадами, крайне осторожны и пугливы; население пыталось приручить куланов, чтобы пользоваться ими как рабочей силой, но, кажется, до настоящего времени эти попытки были неудачны, хотя в неволе животные и уживались.
Куланы кочуют в степи сообразно временам года; весной они двигаются к северу, а осенью – к югу. К куланам иногда подбиваются киргизские лошади, остаются с ними и дичают.”
Найти и… переесть!
Про мустангов в пустынях Прибалхашья говорили в конце прошлого века упорно и азартно. О них, в частности, можно прочитать у нашего известного писателя-натуралиста Павла МАРИКОВСКОГО. И со стороны Или, и со стороны Каратала у наших “мустангеров” была одна, но пламенная мечта. Найти блуждающий в самых недоступных частях пустыни табун и приучить? Перестрелять. На мясо!
Откуда взялись те одичавшие кони в пустыне Сарыесик-Атырау?
Присутствие человека угадывалось тут к тому времени лишь по разбросанным тут и там по пустыне колодцам с вонючей застойной водой. Да по руинам навсегда покинутых чабанских зимовок. Старый советский агропром приказал долго жить и стремительно превращался в археологический объект. И явление одичавших лошадей, потерянных в диколетья перестройки, логично сопутствовало моменту. Как и массовое явление в ту эпоху одичавших собак, кошек, верблюдов. Да и людей тоже…
Иллюстрации: издания XIX века и картина Буриана.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!