Школа-театр "Игра": как дети ищут себя и говорят о важном

1253 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Понедельник, 15 Мая 2023, 17:00

В студии дети учатся проживать эмоции, понимать себя и говорить о том, что их волнует

Школа-театр "Игра" появилась в Алматы 7 лет назад. Все началось с мастер-классов в одном из торговых центров. Актер и режиссер Рауф ХАБИБУЛИН за 10 дней поставил спектакль вместе с детьми. Юным актерам и их родителям так понравилось, что они захотели продолжения.

"Начали мы этим заниматься вместе с бывшей супругой Зариной МАИТДИНОВОЙ. Она является соосновательницей театра. Желающих было все больше, мы решили арендовать помещение. Пригласить коллег, которые бы преподавали актерское мастерство. Сейчас в студии около 500 учеников, выпущено более 100 спектаклей. Мы работаем с детьми от 5 до 17 лет", - рассказывает Рауф Хабибулин.

Недавно коллективу исполнилось 7 лет. Это событие отметили масштабной премьерой спектакля "Чучело" по пьесе Владимира ЖЕЛЕЗНИКОВА.

В 1983 году был снят художественный фильм с Юрием НИКУЛИНЫМ и Кристиной ОРБАКАЙТЕ в главных ролях. Тогда это стало откровением для зрителей СССР. Сейчас тема буллинга приобрела новые краски.

Читайте также
Ирэн Аравина: Я рада, что Казахстан – не жёсткий Восток

После премьеры театр организовал обсуждение с магистром психологических наук Анастасией СТЕБЛЯНКО. Специалист в неформальной обстановке пообщалась с детьми и взрослыми.

Такой формат очень близок "Игре". Корреспондент Ratel.kz побывал на занятиях у ребят. Во время урока дети выполняли упражнение, чтобы установить контакт друг с другом. Они были увлечены, не обращали внимание на посторонние шумы и точно забыли о телефонах.

"Мы объясняем детям, что в игре можно всё, но по правилам. Игра – это очень важно, так дети узнают жизнь. Раньше мы играли во дворе, и это было для нас такой школой, закалкой. Мы узнавали, что есть правила, учились общаться. Детям, подросткам очень нужны эти навыки для взрослой жизни", - поделился Рауф.

Во время спектаклей дети -  настоящие артисты, которые переживают непростые истории. Ощущение их трепета передается в зрительный зал. На них смотрят родители, друзья, и чувствуются особенные моменты единения.

"Наша философия – создать благоприятную среду для развития ребенка. Это как взять любое зернышко. Если его бросить в плохую почву, не в плодородную, там ничего и не вырастет. А если посадить зернышко в благоприятную, удобренную почву, то и корни будут крепкие, и плодов будет много. Поэтому самое важное – среда, в которой ребенок развивается. Мы все для этого работаем, чтобы создать эту среду", - говорит Рауф.

- Что, по вашим наблюдениям, мешает развиваться детям?

- В первую очередь детям мешают нормально развиваться взрослые. Очень жаль, что у нас нет Школы воспитания для родителей. Родители заводят детей, думая что "оно само будет каким-то образом расти". Такая проблема существует, и она передается из поколения в поколение.

В этом году мы запустили семинары вместе с Центром практической психологии и педагогики. У нас уже были совместные встречи, и у родителей есть такой запрос. На уроках мы видим все проблемы детей. Но мы не специалисты и можем только сигнализировать родителям о том, что нужно обратиться к психологу.

- Можете рассказать об интересных примерах, как менялся ребенок, подросток?

- К нам приводили девочку пяти-шести лет. Девочка очень зажатая, она пряталась за няню. Ее приводили не родители, а няня, и это тоже показатель. Иногда детей приводят охранники, водители, но, к сожалению, такие ребята часто перестают заниматься. Поэтому мы всегда стараемся все-таки достучаться до родителей.

Так вот эта девочка на первых уроках она боялась пойти к детям. Мы дали ей время привыкнуть, и на каком-то занятии она просто спрыгнула со стула и побежала вместе cо всеми детьми. Потом у нее были очень хорошие результаты. И таких примеров много, так как у детей есть пространство, время, воздух. Здесь на них никто не давит.

- Приходилось ли иметь дело с трудными подростками?

- Конечно, они есть. С ними проводится работа, и, что интересно, они действительно меняются. Приходят прям такие бунтари, но потом они учатся быть в коллективе. Подросток начинает меняться, становится более адекватным. Он начинает понимать, что у него существуют какие-то проблемы, из-за которых он не может влиться в общество. И он над этим работает. Да, сложно, трудно, но ребенок продолжает пытаться, и у него получается.

Вместе с тем есть ребята, с которыми мы не можем справиться. Мы не психологи, мы все-таки должны выполнять нашу работу.

Если ребенок крайне деструктивный, мешает группе работать, то мы вынуждены, конечно, отказать. И маленькие такие бывают, и средние, и старшие.

Но как-то я заметил, что сейчас меньше таких ребят. К нам приходят больше заинтересованных детей и родителей. И нам так проще, и результаты у них лучше.

- Как на позитивные перемены реагирует родители?

- У нас всегда есть обратная связь с родителями. Каждое восьмое занятие – открытый урок на сцене. Дети выходят на сцену и показывают то, чему научились. И родители видят успехи, динамику развития. Иногда взрослые признаются, что не сразу узнали ребенка на сцене, настолько он был артистичен и эмоционален.

- Как выбираете педагогов? Работает ли сейчас у вас кто-то из России?

- Отбор у нас жёсткий. Не каждый сможет работать с нами, так как у нас своя методика, своя атмосфера, которую мы создаем для детей.

Из России действительно присоединились специалисты – не только педагоги, но и художники по костюмам, мастера по свету, музыкальному оформлению.

- Интересно, много ли случаев, когда дети ссорятся из-за главных ролей?

- Все-таки мы работаем с артистами и, конечно, всем хочется исполнять главные, яркие роли. Как мы решаем этот вопрос? Мы абсолютно нагло и беспардонно переписываем пьесы.

К счастью, у меня есть такая способность – я могу всё переписать. Я сажусь, беру пьесу и переписываю, чтобы равномерное количество слов было у каждого персонажа. И получается так, что в пьесе не два главных героя, а шесть.

- Много ли ребят пошли по актерским стопам?

- Да, поступают в Академию искусств имени Жургенова, зарубежные вузы. Также успешно снимаются в кино. Регулярно приходят кастинг-агентства, потому что очень активно снимаются казахстанские фильмы.

Сейчас наши ребята участвуют в одном большом проекте, где наш преподаватель - кинорежиссер. У нас в школе проводили большой кастинг. Приходили наши ученики и не наши ученики. Но тем ребятам, которые обучаются актерскому мастерству и навыками коммуникации – им, конечно, проще.

- Думаю, им проще не только на кастингах, но и в других жизненных ситуациях.

- Часто так случается, что занятия актерским мастерством, театральным искусством сильно меняют человека. Потому что это внутренняя работа, со своей психикой. Когда ты прорабатываешь что-то, готовишься к ролям, ты сталкиваешься с самим собой. Часто внутренний мир у нас "булькает" сам по себе, работает какая-то "мыслемешалка”. Работа с театральным материалом, разными персонажами помогает разобраться в себе.

- С какими произведениями вы работаете?

- Материал разный, начиная от "Мухи-Цокотухи", с которой маленькие работают, заканчивая "Ревизором" Гоголя. Также поставлены спектакли "Книга отзывов" о цирке и жестоком обращении к животным, "Оскар и розовая дама", "Ганди молчал по субботам" и многие другие.

Материал серьезный, и педагоги берут его не просто, чтобы с детками что-то поставить. Педагог находится в сотворчестве с учениками. Они обсуждают, вскрывают смыслы. Есть воспитательная, духовная часть. Без нее театр существовать не может.

- Привносят ли дети что-то в сценарии и режиссуру?

- Да, конечно. Здесь важно понимать специфику детского театра. Я, например, как режиссер, во взрослом театре занимаюсь реализацией своих амбиций, творческих идей. А когда ты приходишь в детский театр, ты думаешь о том, как через спектакль развить детей. И вся наша режиссура основана на этом.

Если детям не будет интересно, ничего не получится. Дети всегда могут добавить что-то в сценарий или, наоборот, убрать, если им некомфортно.

Одна ученица открыла в себе талант писать – менять сценарии, создавать рассказы, стихи. Теперь она мечтает стать сценаристом или журналистом. Часто дети на курсах понимают, что им близко, что им нравится, и это не обязательно актерское мастерство.

Читайте также
Азиз Бейшеналиев: Искусство непростительно мало поднимает важные темы

- Можете рассказать о дальнейших планах театра?

- Конечно, хотели бы расшириться. На данный момент, к сожалению, места в бизнес-центре недостаточно, потому что много ребят хотят заниматься Также нас просят открыть школу в Астане. Возможно, мы откроемся, но всё это, конечно, финансовая история. И она довольно сложная.

К сожалению, государственной поддержки нет, хотя я много раз обращался в управление культуры города. В Алматы нам необходимо отдельное помещение побольше, в Астане тоже нужен свой театр. Ищем инвесторов, партнеров. Мы открыты для разных предложений.

Также мы недавно открыли первую группу для взрослых. Трехмесячный курс по ораторскому мастерству и технике речи. Родители часто просили, когда видели, как дети выступают, как они раскрываются. Взрослые приходят на спектакли, это объединяет семьи. И родители тоже хотят развиваться. А мы всегда открыты новым идеям – как взрослых, так и детей.

Кроме того, один из важных планов – поставить спектакли на казахском и английском языках.

- Сколько стоит билет на спектакль?

- Билет на спектакль стоит 2.500 тенге. Что касается обучения, стоимость абонементов для детей от 5 до 8 лет – 33.000 тенге. Для детей от 9 до 18 лет – 39.000 тенге. Абонемент рассчитан на 8 занятий. Родители могут брать абонемент в начале года на 9 месяцев с 20% скидкой.

- Как ребенок может попасть к вам в театр?

- В нашу школу принимаются все дети. Наша задача – сделать так, чтобы посредствам актерских навыков дети социализировались, им было проще и комфортнее жить.

Читайте также
“Тиндер-сюрприз”: спектакль о месте любви в современном мире поставили в Алматы

Театр и актерское мастерство – это про то, как привести в порядок свои мысли, свою речь, свое тело. И достойно позиционировать себя в этом мире. Мы берем всех, даем знания, каждый из детей развивается в меру своих способностей. И те, кому очень нравится актерское мастерство, кто заинтересован в актерской профессии, попадают на постановочный курс. Там они за три месяца готовят спектакль. Потом мы проводим кастинг и отбираем лучших на спецкурс. Там добавляются часы работы, прибавляются вокал и хореография.

- Наверняка дети расстраиваются, когда не попадают на спецкурс…

- Безусловно, так как профессия актера про здоровый эгоизм, и, конечно же, некоторые ребята могут расстраиваться. Но мы общаемся с детьми и объясняем им, что это мотивация. Это помогает развиваться дальше. Ребята остаются на постановочном курсе и нарабатывают то, чего им не хватило для того, чтобы пройти на специализированный курс.

- Родители как-то пытаются повлиять на педагогов, отборочную комиссию?

- Родители не могут влиять на результаты, так как у нас беспристрастная отборочная комиссия. Мы выносим решение, и на это уже ничто не может влиять. В театре, игре, жизни есть правила, и мы учим этому детей. Поддерживаем их, объясняем, как проживать эмоции и говорить о них. Ведь мы все хотим, чтобы нас понимали. И неважно, ребенок ты, или взрослый.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаслан деген Жасұлан емес пе? Жаслан деген Жасұланның орысша қате жазылған түрі ғой.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Если в авторитарной стране всё спокойно – не верьте этому
Португалия после "Революции гвоздик": между Сциллой и Харибдой
В США испытали истребитель, управляемый искусственным интеллектом
Новое поколение пилотов-испытателей обучает ИИ к ведению полётов в боевых условиях
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему наш подполковник Мукашев круче Бишимбаева
Один день из жизни буйных начальников Северного отдела полиции Павлодара, душивших и швырявших подчинённых, включая беременную, а потом спрятавшихся
Кто лоббирует интересы АО "К-Дорстрой" при ремонте полосы международного аэропорта Астаны
И каким образом компания, признанная недобросовестным участником госзакупок, получила крупный госконтракт
Акима Усть-Каменогорска не будут привлекать к административной ответственности за состояние дорог
Взысканиям уже подверглись подрядные организации, а сами улицы начали ремонтировать
Актюбинца незаконно лишили свободы, водительских прав, поставили на учёт в наркодиспансер
Виною всему - непрофессионализм врача-нарколога и неисправный алкотестер
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.