Серик Буксиков: I love Shymkent

2648 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Понедельник, 25 Июл 2016, 08:00

Тренд «люди искусства – в чиновничьи массы» продолжает набирать обороты

Вслед за виолончелистом (министр культуры Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ) и пианистом (аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК) нестройные ряды казахстанских чиновников пополнил известный художник Серик БУКСИКОВ. Причем где? В акимате Южно-Казахстанской области. И пусть его нынешняя должность звучит скромно – «советник», это не мешает ей быть многообещающей: в конце концов, первая должность Байбека тоже была «референт».

- Твое новое начальство в курсе, что ты в свое время работал на оппозицию?

- Конечно. Я никогда этого не скрывал. Правда, партия «Адилет», с которой я немного работал, никогда не была оппозицией. Это был 2011 год, выборы... Может, помнишь, были такие постеры – с рукой? Кулак, разбивающий социальные сети – Twitter и Facebook. Рука, которая поддерживает солнце. Третья идея ближе к религии: палец, который указывает вверх. И у всех этих плакатов была мощная психологическая теоретическая база: считается, что информационные сообщения лучше всего передает лицо, а после лица – кисти рук.

Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».

- То есть ты на тех выборах был не политтехнологом...

- ...а «визуализатором». Потому что у руководства партии «Адилет» с идеями всё было в порядке. Они так думали. И я, конечно, недоволен результатом той своей работы...

- Потому что партия проиграла выборы.

- ...но доволен процессом: я получил огромный опыт, в том числе и эмоциональный, и теперь могу его применять. Кстати, на тех выборах я был не единственным художником, который работал на оппозицию. Канат ИБРАГИМОВ тогда сотрудничал с партией «Руханият», и было прикольно, когда вечером после работы мы с ним садились пить зеленый чай и молчали, потому что ничего нельзя было обсуждать. Именно тогда я понял одну вещь: Канат воспринимал политику как высшее проявление искусства. Когда он это произносил – «высшее!» - у него горели глаза. А он – художник, весьма искушенный в вопросах политтехнологий, с опытом работы на выборах не только у нас, но и в России...  

Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».

- Если ты сейчас скажешь, что на сегодняшнем этапе своей жизни, набравшись опыта, пришел к тому же выводу...

- Я понимаю твою иронию по поводу моих «жизненных этапов». Но ты знаешь, они у меня – каждый – соответствовали тому, что в тот момент происходило в стране. Вспомним девяностые, когда у нас после развала Союза бешеными темпами начинает развиваться искусство, в том числе – современное, contemporary art. Начинают работать такие галереи, как «Рух», «Коксерек». Мы на подъеме. У нас в стране – вся таблица Менделеева. У всех просто безумные надежды... Но потом наступают двухтысячные, и эта «художественная эйфория» практически сходит на нет. Что делать художнику? Спиваться? Скандалить? Эмигрировать? Я просто решил уйти – и ушел в рекламу. Стал креативным директором в рекламном агентстве, вернее, в агентствах, и нисколько об этом не жалею. Я получил потрясающий опыт по созданию брендов и... понял, что мне, художнику, можно делать в искусстве, несмотря ни на что. В 2010 году я вернулся. У меня как пружина раскрылась. Я писал по 20-30 картин в месяц. И моя первая выставка была в кофейне Segafredo, я тогда вообще много работал с кофейнями, ресторанами, делал в них перфомансы – рисовал на глазах у всех... Потом, в 2014-м, я открыл свою галерею в Esentai Mall – и это было классное место, где всегда тусовались художники. Именно там и тогда появилась идея «Первого арт-завода», конкурса среди художников, где победитель получает не денежный приз или традиционный компьютер, а возможность участия в большой зарубежной выставке...

Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».

- К этому времени у тебя была прочная репутация не просто художника, но арт-функционера.

- Я, кстати, не против. Нормальная репутация и нормальное слово. Да, я не просто создаю арт-объекты – картины, я еще могу их позиционировать, как бывший рекламщик (правда, бывших рекламщиков не бывает). И все мои работы, все мои картины – они для чего-то и почему-то. Хотя я приветствую художников, которые творят интуитивно, уступают зову своего сердца и, создавая какие-то вещи, не могут понять, зачем они это делают. Я не против этого. Я сам - в какой-то степени - такой. Но другая моя часть считает, что искусство – это все-таки, повторюсь, для чего-то и почему-то. Быть может, топливо для какой-то идеи. Толчок для каких-то изменений в социуме...  И тогда получается, что ты на самом деле арт-функционер, если расшифровать это понятие так, как это делаю я: человек, который раскрывает и осуществляет многие и многие функции «art» – искусства. То есть искусство может и должно влиять на социум, развивать его, решать какие-то проблемы... Помнишь нашумевшую историю с поцелуем Курмангазы и Пушкина?

Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».

- Я бы не стала говорить, что это история об искусстве.

- Ну, хорошо, давай это будет история об искусстве рекламы. У меня есть четкое понимание того, что произошло. Встречаются двое: крутая – на самом деле крутая! – специалист по рекламе и украинский художник, с «не нашими» понятиями и ориентирами. У них появляется общая территория взаимодействия, на которой... отсутствуют определенные «буйки» или границы, которые непременно расставил бы для себя наш, казахстанский художник, причем независимо от национальности. Потому что он на уровне интуиции учел бы интересы и мнения всех слоев нашего дисперсного общества, даже какие-то сакральные дела. Когда образ страны такой сильный, как, скажем, образ Америки, то людям любые гей-парады, любые поцелуи «по барабану». Когда страна только начинает формироваться, как наша, для нее Борат или такой «поцелуй» - это не прививка для создания иммунитета, это самый настоящий яд, который разрушает наши ценности. Плакат посчитали оскорблением – и ответ пришел незамедлительно. То есть рекламному агентству мало не показалось. И этот случай, с одной стороны, сработал как индикатор состояния нашего общества, с другой – прививка все-таки была сделана.   

- Рекламщикам, художникам или обществу?

- Давай считать, что и тем, и другим. Кстати, все это время я отвечал на твой вопрос: согласен ли я с Канатом, что политика – это высшая форма искусства? Нет, я об этом не думаю или стараюсь не думать, потому что больше верю как раз в сакральные дела, в энергию места – как в том же Шымкенте...

- Ты про Туркестан и мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи?

- Я про всё. Даже про само название области на казахском языке – Оңтүстік. Знаешь, как я обыграл это слово? Сократил его до двух букв - «оң» по-казахски или «on» по-английски. Для внутренних каналов коммуникаций мы будем использовать, уже используем «оң», то есть «правый», «правильный», а для внешних – «on», то есть, как на всей технике – «включить». Я даже визитку себе сделал, где на одной стороне скромно написано, что я дизайнер бренда области, а на другой – четыре кнопочки, «on», все, чем я занимаюсь, от туризма до промышленности.

- Значит, все-таки дизайнер бренда?

- Формальная должность – советник. По сути же, я занимаюсь тем, что мне однажды стало интересно как художнику. У меня вообще по жизни всё так происходит: сначала я выстраиваю в голове какую-то модель реальности, а потом она осуществляется. Так я придумал, еще в институте, насмотревшись глянцевых журналов с огромным количеством рекламы, что хочу быть креативным директором рекламного агентства - и стал им. Так я однажды, глядя на кружку «I love New York», подумал, что теперь, после рекламы, стимпанка, файн-арт и всего прочего, что уже было в моей жизни, мне бы хотелось заняться, есть такой специальный термин - «территориальный брендинг». Это очень интересная деятельность, которой раньше не было в Казахстане. Но она появилась, и вот я – дизайнер бренда Южно-Казахстанской области.

- Как ты теперь одеваешься, на этом месте?

- С понедельника по пятницу я «на галстуке», как все. 

- Ты согласен с мнением, что у нас в Казахстане чиновники, в подавляющем своем большинстве - люди, которые мало что понимают в искусстве?

- Да.

- И как ты находишь с ними общий язык?

- Я же не обсуждаю с ними искусство эпохи Возрождения или теорию кубизма. Не завожу на заседаниях актива области споры о том, кто был основателем кубизма – БРАК или ПИКАССО... 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Как поплыл "островок стабильности и безопасности"
Примерно годовой объём дождевой воды обрушился на обычно сухую страну Персидского залива всего за 12 часов
Крысы в Алматы: неожиданное появление, захват города и грядущие проблемы
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему мне нравится судья Кульбаева
В очередной раз, “обращая внимание суда”, адвокат Бишимбаева зачитала выводы эксперта о левой ноге подсудимого при обсуждении его правой
Дома с недоделками: в каких жилых комплексах Алматы суд обязал Qazaq Stroy устранить нарушения
Квартиры в этих домах город покупает для очередников по 450 тысяч тенге за квадратный метр
В ВКО разведённую женщину депортировали в Россию
Россиянку в Казахстане неоднократно подвергали административным взысканиям
Ребёнок стал инвалидом по вине врачей в Актобе
Из-за того, что у врачей не было аккумулятора для аппарата, они месяц не могли сделать диагностику
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.